Общие механизмы утомления
Снижение работоспособности, как важнейший критерий при определении утомления, характерно не только для этого состояния. В частности, в динамике работоспособности выделяется период врабатывания, когда в самом начале работы имеет место более или менее длительное возрастание работоспособности до устойчивого уровня. Понятно, что об утомлении здесь не может быть и речи. Далее, известно и хорошо изучено состояние монотонии, когда в результате однообразной несложной нагрузки в центральной нервной системе возникает разлитое торможение, следствием чего является резкое снижение работоспособности. Человек "выключается" из деятельности. Смена рабочего ритма, дополнительная стимуляция или изменение характера рабочих операций возвращает работоспособность человека к исходному уровню. Состояние психического пресыщения, возникающее при аналогичных условиях и так же сопровождающееся снижением работоспособности, легко преодолевается в ходе трудовой деятельности. Эффектом временного снижения работоспособности могут сопровождаться состояния "сенсорного голода", психической напряженности, физиологического и эмоционального стресса.
При внешней схожести, все указанные состояния имеют отдаленную, чисто внешнюю связь с утомлением. Сходство ограничивается тем, что во всех случаях мы можем связать возникновение этих состояний с рабочей нагрузкой и наблюдать снижение работоспособности. Различия же касаются механизмов формирования тех или иных состояний. Механизмы и динамика развития, включение и роль различных систем организма в формировании состояния утомления, выход из него и характер последействия имеют специфические черты.
Несмотря на длительную историю изучения вопроса, общей теории утомления до сих пор не сформулировано. Многие исследователи, как нам представляется, весьма справедливо высказывают определенные сомнения в возможности создания единой теории. Подобный скепсис во многом оправдан и имеет весьма прочные обоснования. Перечислим основные из них: во-первых, это многообразие форм и условий труда человека; во-вторых — многообразие состояний и размытость границ между ними; в третьих — индивидуальность каждой личности, в том числе и в стратегии выхода из неблагоприятного состояния, и различных уровнях адаптационных возможностей. И тем не менее, сегодня мы можем представить себе общий ход событий в организме работающего человека, приводящий к снижению его работоспособности, т.е. при развитии утомления. На рис. 22 представлена схема механизма утомления при мышечной работе по представлениям В. В. Розенблата /1983/.
Как следует из этой схемы, основным фактором, обуславливающим
Рис. 22
развитие утомления, является состояние периферических и центральных элементов двигательного анализатоpa. Существенны также сдвиги во внутренней среде организма (накопление метаболитов, гипогликемия, гипертермия и др.). Это приводит к снижению работоспособности двигательного анализатора, проявляющейся в торможении и нарушении координационных связей в его работе, изменении устойчивых влияний, дисбалансе в расходовании и накоплении ресурсов. Нарастают негативные сдвиги в звеньях нейрогуморальной регуляции. Снижение работоспособности корковых центров вызывает изменения в состоянии всех звеньев двигательного аппарата и ухудшению функциональных отправлений исполнительных органов. Возрастает "цена" физиологических трат на единицу работы. Снижается функциональная лабильность, происходит "затягивание" физиологического интервала. Нарастают явления дискоординации в гуморальной системе регуляции, усугубляющие состояние нейрорегуляторных систем.
В определенных условиях указанные сдвиги могут не приводить к снижению работоспособности за счет волевых усилий к продолжению деятельности и максимальной реализации адаптационных возможностей организма. Именно этим объясняется часто наблюдаемый эффект "конечного порыва", т.е. сохранение и даже возрастание работоспособности в конце рабочего цикла, когда при прочих равных условиях налицо развившееся утомление. А.О. Навакатикян /1993/ полагает, что изменения в организме, наблюдаемые при утомлении, формируются под влиянием двух основных процессов. Первый это активация высших отделов ЦНС, в основном в результате повышения уровня функционирования лимбико-ретикулярной системы (роль эмоций), и второй — активация вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы. На стадии оптимальной работоспособности уровень рабочей нагрузки вполне компенсируется за счет функциональных резервов организма. При снижении функциональных резервов в этих звеньях организм переходит на энергетически менее выгодные виды реакций, работоспособность прогрессивно снижается, развивается утомление.
Описанный механизм развития утомления является, в определенной мере, общим как для физического, так и для умственного труда. Однако следует учитывать различия в характере этих видов трудовой деятельности. Основное, как известно, заключается в том, что при физическом труде задействована большая мышечная масса, нагрузка на высшие функции минимальна, а при умственном — двигательная активность может быть минимальной при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Это касается, понятно, крайних случаев (например, труд землекопа и педагога). В большинстве же профессий присутствуют элементы, как первого, так и второго, и зачастую бывает трудно определить долю каждой из нагрузок (например, труд в полуавтоматизированном производстве).
В процессе любой деятельности в организме формируется рабочая доминанта, обеспечивающая за счет центральных ее звеньев оптимальное взаимодействие всех регуляторных и эффекторных процессов, обеспечивающих деятельность. В последние годы получены дополнительные сведения, подтверждающие представления А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова и их последователей об утомлении как следствии торможения рабочей доминанты. В диссертационной работе М.И. Ледновой /1994/, в частности, показано, что в процессе развития утомления при операторской деятельности имеет место торможение в моторных и зрительных зонах коры головного мозга, т.е. центральных звеньях рабочей доминанты зрительно-моторной деятельности. Автор высказывает предположение о том, что это обусловлено формированием новой функциональной структуры, конкурентной рабочей доминанте —доминанты утомления. Борьба доминант, одна из которых направлена на продолжение деятельности, а другая выступает в качестве "ограничителя", отражается в динамике работоспособности. Прогрессивное снижение работоспособности, как полагает М.И. Леднова, есть следствие преобладания доминанты утомления.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: