6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
Ациклическое движение характеризуется наличием цепных рефлекторных актов, составляющих их основу. Причем, каждый элемент двигательного навыка имеет полную самостоятельность, несмотря на то, что он сочетается с другими составляющими единого двигательного навыка.. Элементы ациклического динамического двигательного навыка можно менять местами (вольные упражнения, художественная гимнастика и т.п.), если это фактически допустимо.
Динамический стереотип ациклического динамического двигательного акта сложнее, нежели при циклическом динамическом двигательном навыке, т.к. пространственная и временная характеристики не имеют однозначности и повторности. Однако, вопрос о том, кого труднее подготовить - бегуна на дистанции 100 метров или спортивного гимнаста, не прост. Тренирующийся гимнаст имеет цепочку сложных элементов комбинаций и это составляет основную его трудность, даже если он разграничит комбинацию на элементы и будет шлифовать технику движения до совершенства. А при выполнении всей комбинации от начала до конца он столкнется с новой трудностью, состоящий в том, что элемент движения, следующий за элементом, имеют строго определенное время выполнения и пространство. Это все жестко связано в цепь условных рефлексов и, нарушая ее, можно ожидать нарушения системы следования моторных актов. Поэтому гимнаста настораживает всегда не столько начало комбинации и ее конец, но более всего центральная часть динамического стереотипа гимнастической комбинации. Разучив элементы, гимнаст образует “связку” их в единый комплекс. Подготовка спринтера внешне кажется проще, т.к. основана на цикличности динамического стереотипа. Но обучение технике бега всегда сопровождается увеличением временного цикла, что может закрепиться в динамический стереотип. В этом случае проба бега на дистанции 100 метров с предельной скоростью может проявиться низким качеством двигательных актов, т.к. моторный акт при обучении технике бега не сочетался со скоростным показателем выполнения каждого цикла.
Если же воспитывать спринтера к преодолению дистанции с предельной скоростью, то техника бега может иметь низкую характеристику. Поэтому воспитание спринтера только кажущееся легкое занятие, на самом же деле оно имеет свою сложность, видимо, превышающую сложность подготовки спортивного гимнаста.
Одновременно в этим не следует забывать, что динамический стереотип ациклического двигательного акта позволяет “концентрировать” мышечную силу исполнителя движения, что весьма существенно.
Скоростно-силовая работа (толкание ядра, метание диска или копья) определяется оптимальным соотношением массы снаряда и достигаемым ускорением. К концу двигательного акта развивается огромная скорость, что связано со скоростью сокращения скелетных мышц, придающих начальное ускорение массе метаемого тела, и сложность моторного акта в том и состоит, что бы силу мышц финального компонента движения правильно распределить между преодолением вязкости моторного аппарата и ускорением метаемого тела.
Рис. 20
Статическое усилие отличается от предыдущих двигательных актов поддержанием определенной позы тела, на основе которой и осуществляется двигательный компонент. Статическое усилие имеет место в циклических и ациклических движениях, но время его проявления будет неравнозначным. Механизм же статических усилий неоднородный и включает в себя тоническое напряжение мышц и тетаническое сокращение мышечных волокон, если приходится преодолевать массу груза.
Как известно, тонические напряжения имеют большую длительность и обеспечивают позу при ходьбе, а тетаническое сокращение в сочетании со статикой сопровождаются быстрым развитием утомления, обратная афферентация в последнем случае тормозит центральную нервную систему, что способствует развитию утомления. В этом, в общих чертах, основная характеристика статического усилия. Большое статическое усилие сопровождается натуживанием, именуемым “феноменом статического усилия”.
Впервые на особенности натуживания обратил внимание Лингарт (1920г.), что вошло в литературу как “феномен Лингарта”. При феномене Лингарта (Рис.20) отмечается значительное усиление дыхания и кровообращения после выполнения натуживания. В момент же натуживания отмечается нарушение гемодинамики в легких и головном мозге. Согласно Лингарту, в момент натуживания прекращаются дыхательные движения, растет давление в грудной полости, что отрицательно сказывается на гемодинамике в легких. Одновременно с этим механическим явлением происходит сдавливание венозных сосудов сердца (верхняя и нижняя полые вены) и гемодинамика в системе так же нарушается. Отток крови от головы и верхней части туловища становится затруднительным, что проявляется в резком очерчивании венозных сосудов головы и шеи. Следует полагать, что резкие изменения гемодинамики проявляются и в сосудах головного мозга, что небезопасно. При этом имеет место механическое сдавливание сосудов скелетных мышц, что отрицательно сказывается на выведении из них продуктов обмена веществ. Анаэробные условия выполнения натуживания способствуют накоплению молочной кислоты. И лишь по окончании натуживания происходит явная стимуляция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В развитии взглядов на феномен натуживания представляют интерес данные Н.И.Верещагина. Он поставил опыт на собаке, получая желудочный сок при мнимом кормлении по И.П.Павлову, и установил, что возложение на спину собаки мешка с тяжелым грузом так же вызывает феномен натуживания, при этом прекращается желудочная секреция. Следовательно, можно утверждать, что в момент натуживания в больших полушариях создается сильный очаг возбуждения, который по закону одновременной отрицательной индукции и тормозит центры регуляции вегетативных функций, в том числе и функцию главных пищеварительных желез. Можно полагать, что и закрытие голосовой щели, прекращение дыхательных движений той же рефлекторной природы, а механические проявления феномена натуживания являются лишь сопровождающим компонентом.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: