logo search
Думбай, Бугаев: Физиологические основы валеолог

5.5. Роль физического воспитания в школе

В соответствии с временным государственным образовательным стандартом (общее среднее образование) физическая культура является базовой областью образования, что объясняется тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья. Это обеспечивает развитие личности школьника.

Основа физической культуры состоит в целесообразных способах и нормах физической активности, что направлено на воспитание врожденных двигательных качеств школьника. Физическая культура является элементом общей культуры человека, а физическое воспитание - процессом формирования физической культуры. Физическое воспитание способствует повышению защитных свойств крови, работоспособности, а следовательно и росту качества подготовки учащихся (полное усвоение программного материала).

Двигательная культура, как система упражнений, направленная на двигательное совершенство, является крайней необходимостью суточной двигательной активности, противодействующей статике школьников в работе за столом в школе дома. Поэтому физическое воспитание включено в систему воспитания и образования учащихся.

Физическое воспитание в школе способствует овладению школьниками обязательной и личной физической культурой, способствующей формированию потребности, мотивации, накоплению знаний о физической культуре, воспитанию двигательных способностей и физической подготовленности, здоровья и успешного усвоения программного материала. Курс физического воспитания имеет в своей основе морфологические и физические возможности учащихся разного возраста. Физическое воспитание формирует культуру здоровья, понимание здорового образа жизни, умения мобилизовать в любой ситуации для решения жизненных задач свои возможности. Учащийся обучается нормировать мышечную деятельность, пониманию тому, что гипо- и гиперкинезия опасны для его здоровья, не способствуют формированию иммунных свойств организма, а, следовательно, и его работоспособности, что проявится в усвоении программного материала. Физическое воспитание в школе должно сочетаться с базовыми двигательными навыками, необходимыми в трудовой деятельности школьника и взрослого человека.

Физическое воспитание в школе должно сочетаться и индивидуальными возможностями школьников разного возраста, их типологическими особенностями. Предмет физиологии физического воспитания включает общие вопросы физиологического обоснования занятий физической культурой. В частности, физиология физического воспитания раскрывает основы спортивной специализации в школьном возрасте, физиологические нагрузки детей разного школьного возраста, выбор оптимальных норм (30 - 80 % от предела) суточной двигательной активности детей, подростков, юношей и девушек, стадии формирования двигательных навыков, физиологические основы тренированность и т.п.

Физиология физического воспитания отличается от физиологии спорта тем, что спорт предусматривает однонаправленное воспитание двигательных качеств и систем организма человека, а физическое воспитание не отличается раскрытием физиологических основ достижения результатов в видах спорта, а раскрывает гармоничное воспитание тела, систем вегетативного обеспечения моторной деятельности учащихся. Раскрытие функциональных изменений в организме человека при мышечной работе повышает уровень знаний школьников о себе. Физиология воспитания (физического) составляет научную основу самого физического воспитания, формирования физической культуры школьников в период их роста и развития.

Физиология физического воспитания раскрывает основы образования двигательного навыка, сочетание в навыках условных и безусловных рефлексов, роль комментариев и их оценок обучающимся.

В целом, физиология физического воспитания создает научную основу теории и методики физического воспитания, научную почву тех видов спорта, которые используются в качестве физического воспитания школьников.