Спорт высших достижений и Олимпийские игры
Расширение олимпийской программы на протяжении более чем столетнего периода их проведения заставило МОК выработать ограничительные критерии для включения в нее новых видов. Специальная комиссия МОК по программе Олимпиад ограничила их 300 видами соревнований. (В 2008 г. – 302). Наибольшее представительство в программе летних Игр Олимпиад имеют циклические виды спорта (35,2%), на втором месте единоборства (20,2%, далее следуют сложнокоординационные виды (10,6%), скоростно-силовые виды (10,3%), спортивные игры (9,6%), стрелковые виды (7,0%), парусный спорт (3,7%), конный спорт (2%) и многоборья (1,3%). Легкая атлетика, включающая 47 видов олимпийской программы, является самым емким ее видом (15,6%). Однако эти цифры изменялись на протяжении истории современных Игр Олимпиад. Они будут изменяться и в дальнейшем в соответствии с интересами молодежи, популярностью видов спорта и интересами телевидения, так как в настоящее время оно дает большие средства для существования и деятельности МОК и МСФ. Это подтверждает продажа прав на трансляцию Игр Олимпиад и значительного удорожания их стоимости: с 0,66 млн долларов США в 1960 г. до 1,181 млрд долларов на 2008 и 2012 гг.
В программе Игр Олимпиад удельный вес легкой атлетики непрерывно повышался с 33 видов соревнований в 1952 г. до 47 видов в 2008 г. Динамика развития Олимпийской легкой атлетики представлена в табл.119, где показано количество стран, завоевавших медали на легкоатлетических состязаниях Олимпиад и победители в командном зачете. Наглядно виден процесс расширения географии легкой атлетики, когда все больше стран участвует в борьбе за медали крупнейших соревнований.
Сборная команда России по легкой атлетике, выступая самостоятельно с 1993 г., завоевала на Олимпиаде Атланте в 1996 г. 3 золотых, 6 серебряных, 1 бронзовую и 10 медалей в сумме; в 2000 г. эти показатели были, соответственно, 3-4-5 и 12 в сумме, а в 2004 г. – 6-7-7 и в сумме – 20 медалей, что указывает на несомненный прогресс отечественной легкой атлетики.
Таблица 119
Динамика развития олимпийской легкой атлетики
Игры |
| Количество стран, завоевавших медали |
| |||
Олимпиад, год | видов соревнований | золотые | разных достоинств | команда победительница | завоеванные ей золотые медали | % от числа разыгрываемых |
1952 | 33 | 12 | 21 | США | 15 | 45,4 |
1956 | 33 | 11 | 18 | США | 16 | 48,5 |
1960 | 34 | 10 | 20 | СССР | 12 | 35,3 |
1964 | 36 | 13 | 22 | США | 14 | 38,9 |
1968 | 36 | 12 | 28 | США | 14 | 38,9 |
1972 | 38 | 10 | 24 | СССР | 9 | 23,7 |
1976 | 37 | 13 | 21 | ГДР | 11 | 29,7 |
1988 | 42 | 12 | 22 | США | 14 | 33,3 |
1992 | 43 | 18 | 47 | США | 13 | 30,2 |
1996 | 44 | 24 | 45 | США | 13 | 29,5 |
2000 | 46 | 24 | 44 | США | 10 | 21,7 |
2004 | 46 | 22 | 46 | США | 8 | 17,4 |
Тенденции развития высшего спортивного мастерства в легкой атлетике аналогичны тенденциями развития Игр Олимпиад, в ходе которых значительно повысилась конкуренция в борьбе за медали всех достоинств, а также за первенство в неофициальном командном зачете. В большинстве развитых стран мира результаты спортсменов и сборных команд на Олимпиадах рассматриваются как важнейшее событие общенационального значения. В странах третьего мира завоевание любой олимпийской медали приравнивается к национальным подвигам.
Каждая страна, участвующая в Играх Олимпиады, имеет свои стратегические задачи и способы их реализации. Крупные государства, имеющие значительное народонаселение, высокий уровень жизни и дохода на душу населения, а также другие социально-экономические показатели, ставят перед собой задачу бороться за общую победу и призовые места по итогам неофициального командного зачета. Другие страны, особенно с меньшим населением или невысоким уровнем жизни, ставят задачи успешного выступления в отдельных видах спорта, в отдельных спортивных дисциплинах или в отдельных видах олимпийской программы.
Это создает громадную конкуренцию в процессе соревнований, так как золотые медали в настоящее время завоевывают представители почти 25% стран-участниц, а медали любого достоинства – около 40%; в финалах олимпийских соревнований борются спортсмены более 50% стран.
Наиболее крупные и экономически развитые государства, такие как Россия, США, Китай, Германия, Франция, Австралия, всегда претендовали и будут претендовать на завоевание высоких мест в неофициальном командном зачете на Играх Олимпиад. Однако даже таким крупным странам не под силу бороться за медали во всех видах спорта.
XX век испытал мощное влияние идей управления (менеджмента) на все стороны жизни общества. Именно в этот период управление сформировалось как функция и процесс, искусство и наука. Принципы, формы и методы управления распространились на сферы организаций бизнеса, науки, образования, здравоохранения, спорта и др.
Основой управления спортом высших достижений и подготовкой к Олимпиадам, позволяющей учитывать множество факторов, влияющих на успех сборных команд, является стратегическое планирование, включающее концепции и сводный план подготовки, которые составляются руководителями высшего звена управления олимпийской подготовкой (Олимпийский комитет России, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ).
Разработка программ, планов и методов реализации олимпийской стратегии, определение необходимых изменений, связанных с особенностью видов спорта, является задачей целевых комплексных программ, в которых реализация стратегических проблем решается на следующем уровне управления через практические аспекты подготовки и участия в очередных Играх. Разработку и реализацию Целевой комплексной программы (ЦКП) сборных команд России осуществляют спортивные федерации по видам спорта. ЦКП, как правило, предусматривают следующие разделы:
1. Исходное состояние и уровень развития вида спорта в России.
2. Цели и задачи подготовки сборных команд к предстоящим Олимпийским играм.
3. Прогноз результатов (достижений) участников Олимпийских игр.
4. Основные положения системы подготовки в олимпийском цикле.
5. Система отбора спортсменов и формирования сборных команд.
6. Модельные характеристики соревновательной деятельности и уровня физической подготовленности кандидатов в сборные команды страны, ориентирующие на достижение прогнозируемых результатов.
7. Система научно-методического и медицинского обеспечения.
8. Тренировочные условия и используемые базы.
9. Повышение квалификации тренеров и специалистов.
10. Система управления ЦКП.
На основе ЦКП тренерами разрабатываются индивидуальные планы подготовки кандидатов в сборные команды. В ЦКП подробно раскрываются количественные параметры соревновательной практики и параметры тренировочной деятельности по годам олимпийского цикла.
В заключение в каждой ЦКП приводятся основные задачи работы главного тренерского совета, материально-техническое и финансовое обеспечение подготовки сборной команды страны.
Разработка и успешная реализация современной стратегии развития спорта высших достижений, и в том числе легкой атлетики, должны опираться на такие организационные структуры, ценности, кадры и стиль управления, которые соответствуют новым задачам и методам их решения, выраженные в опережающем соперников развитии системы спортивной подготовки.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6