1.6. Основы техники метаний
Метания выполняются с места и с разбега. Спортивные метания производятся с разбега, так как в данном случае результаты значительно улучшаются.
При метаниях большую роль играют не только мышцы ног, но и мышцы туловища, особенно плечевого пояса и рук. Для метаний характерна наиболее эффективная, так называемая баллистическая работа мышц, при которой в работу последовательно включаются сначала крупные, но медленные группы мышц, а в конце движения – мелкие, но быстрые. Особенность заключается также в быстром сокращении мышц из предварительно растянутого состояния и в том, что мышцы перестают активно работать раньше, чем закончено движение.
Набрав скорость в разбеге, метатель ускоряет перемещение туловища сначала за счет работы ног; после остановки движения ног включаются в работу мышцы туловища, которые перемещают систему «спортсмен-снаряд»; далее под действием набранного ускорения и усилий мышц плечевого пояса плечо движется до вертикали и останавливается; и, наконец, снаряд, получив дополнительное ускорение, покидает руку метателя.
Угол вылета снаряда образован вектором начальной скорости полетной фазы снаряда и линией горизонта.
Угол вылета снаряда (0) при своей оптимальной величине в 45° всегда несколько меньше ее. Так, в лучших бросках ведущих метателей в толкании ядра он составляет ~ 40°, метании копья – 35-39°, метании диска – ~ 35°, метаниях гранаты, молота – 44°. Это связано с рядом причин: углом местности, т. е. углом, образованным поверхностью.
Угол местности – угол, образованный поверхностью приземления снаряда и условной линией, проведенной от места падения снаряда до точки его выброса. Угол местности, в свою очередь, зависит от вида метания (дальности полета снаряда) и высоты выброса, т.е. длины тела спортсмена. Он уменьшается по мере дальности приземления снаряда и уменьшения длины тела спортсмена. Установлено, что фактический угол вылета снаряда при учете угла местности равен: (а) = 45° – ½ угла местности. Самый большой угол местности в толкании ядра – от 5,5 до 10°, что и обусловливает угол вылета этого снаряда 39-42°. В длинных метаниях угол местности колеблется от 1 до 3°, в связи с чем угол метания в этих видах приближается к 45°.
К аэродинамическим снарядам относят диск и копье: при воздействии на них воздушного потока возникают подъемная сила, увеличивающая дальность полета снаряда. Небольшой встречный ветер в этих метаниях улучшает результативность (большинство рекордов в этих видах легкой атлетики установлены при встречном ветре).
В зависимости от скорости выпуска снаряда диск в полете совершает 5-8 об/с, что обеспечивает ему гироскопический момент (достаточно 2 об/с), который позволяет сохранять заданное положение в момент окончания броска до самого падения. Чечевицеобразная форма диска при выпуске снаряда приобретает свойства крыла самолета, что обеспечивает образование подъемной силы, которая усиливается при встречном ветре. Однако метание диска против ветра предъявляет повышенные требования к технике выполнения движения, и особенно к точности выпуска снаряда под определенным углом вылета и углом атаки. Малейшие отклонения от этих параметров приводят или к уменьшению подъемной силы, или к резкому увеличению лобового сопротивления, что неизбежно приводит к резкому снижению результатов.
Форма копья такова, что при воздействии на него воздушной среды также возникают аэродинамические силы, однако их происхождение несколько другое, нежели у диска. На копье во время полета действуют две противоположные силы: стабилизирующий момент, заворачивающий копье по траектории, и демпферный момент, смягчающий и сглаживающий этот поворот, делая его более плавным. Первый момент возникает за счет расхождения центра давления воздуха на снаряд (несколько сзади) и центра тяжести (впереди), второй – препятствия воздушной среды повороту снаряда из-за его формы (большой длины).
Остальные снаряды (ядро и молот) являются неаэродинамическими снарядами.
При толкании ядра угол выпуска снаряда может уменьшаться за счет недостаточности силы у занимающихся (особенно у школьников и юных спортсменов), т.е. фактора соотношения «сила спортсмена – вес снаряда».
Это соотношение у ведущих толкателей ядра колеблется от 6 до 8, что и позволяет им выполнять метания с оптимальным углом (45° – ½ угла местности). Но если это соотношение снижается до 4, то угол выталкивания может быть уменьшен еще на 3-5°. Для школьников-неспортсменов, у которых это соотношение не превышает 2-3, уменьшение угла метания может быть более значительным – до 10°.
Сопротивление воздушной среды. Влияние воздушной среды на дальность полета снаряда хорошо прослеживается на примере толкания ядра по ветру и против ветра. Уже при скорости движения встречного воздушного потока 2 м/с разница составляет 9 см, при скорости 5 м/с – 22 см; у молота эта разница достигает 2 м, т. е. встречный ветер оказывает отрицательное влияние на метания обычных, неаэродинамических снарядов.
Несмотря на большие различия, каждое из метаний условно можно разделить на общие три части: подготовка к разгону и разгон снаряда (выполняется скачком, поворотом, разбегом), подготовка к финальному усилию и финальное усилие (выполняется подъемом, поворотом, разбегом), сохранение равновесия (торможение прыжками на ноге, перескоком с ноги на ногу, падением) и полет снаряда.
Фаза подготовки к разгону и разгон снаряда начинается с момента начала движения метателя.
В этой фазе метатель должен создать предварительную скорость движения системы «спортсмен – снаряд» и подготовиться к эффективному выполнению финального усилия. Это достигается ускоряющимися энергичными двигательными действиями, которые выполняются разбегом, поворотами или скачком.
В этой фазе различают следующие части и исходные положения: держание снаряда, исходное положение перед метанием, предварительные движения перед разгоном, разгон системы «спортсмен – снаряд». При метаниях «с места», которое применяется новичками и в тренировочных целях, отдельные элементы могут отсутствовать. Степень значимости фазы разгона снаряда для общей результативности в различных видах метаний не одинакова. Она представлена в табл. 3.
Таблица 3
Основные кинематические характеристики различных метаний
Вид метания | Разгон снаряда | Финальное усилие | Начальная скорость | |||
м/с | % | м/с | % | м/с | % | |
Ядро | 2-2,2 | 15 | 11,8 | 85 | 13 | 100 |
Копье | 6-8 | 20 | 22 | 80 | 30 | 100 |
Диск | 10-12 | 45 | 15 | 55 | 27 | 100 |
Молот | 22 | 85 | 4 | 15 | 26 | 100 |
Держание снаряда обусловлено формой снаряда, правилами соревнований и необходимостью учета биомеханических закономерностей выполнения данного метания. Оно должно позволить спортсмену свободно, с оптимальной амплитудой выполнить последующие двигательные действия при метании. Правильное держание способствует передаче силы метателя на снаряд по наибольшему пути в нужном направлении и с наибольшей скоростью. Большую роль здесь имеет расположение пальцев кисти руки по отношению к снаряду.
Исходное положение должно обеспечить начало движения и создать психологические условия для «пускового» момента. Исходное положение всегда индивидуально и зависит от особенностей настроя на действия данного спортсмена.
Предварительные движения перед разгоном снаряда целиком связаны с особенностями разгона в данном метании. Они взаимосвязаны со спецификой последующих перемещений метателя со снарядом. В толкании ядра это замах (наклон тела) и группировка, в метаниях диска и молота – предварительные размахивания; только в метаниях сверху после исходного положения сразу начинается разгон. Эти действия призваны обеспечить сосредоточение внимания метателя на выполнении целостного действия.
Разгон системы «спортсмен – снаряд» имеет свои особенности в зависимости от вида метаний. Если разгон системы осуществляется по прямолинейному пути (ядро, копье, граната), то главное внимание обращается на скорость его выполнения. Она должна быть оптимальной.
В том случае, когда разбег выполняется вращательным движением (диск, молот), большую роль играют угловая скорость вращения метателя и радиус движения снаряда. Угловая скорость зависит от быстроты движений ног спортсмена, а радиус – от длины его рук и подготовленности. С целью создания высокой линейной скорости взаимосвязь между ними должна быть оптимальной. При чрезмерном радиусе, который метателю трудно удержать, скорость вращения уменьшается, что отрицательно сказывается на величине линейной скорости. Если радиус вращения уменьшить, то скорость вращения хотя и возрастет, но показатель линейной скорости существенно не увеличится. Во всех метаниях скорость разгона к окончанию фазы должна возрастать. Она в основном одинакова для всей системы «спортсмен-снаряд».
Фаза подготовки к финальному усилию и финальное усилие. Данная фаза состоит из подготовки к финальному усилию и финального усилия.
Подготовка к финальному усилию. Задача этой части – при минимальной потере линейной скорости движения снаряда ускоренным движением отдельных частей тела растянуть мышцы всех звеньев тела так, чтобы создать условия для их последовательного сокращения. Можно сказать также, что нужно прийти в такое положение, чтобы снаряд оказался на возможно большем расстоянии от предполагаемой точки вылета. Это положение достигается с помощью оптимального наклона, поворота или «скручивания» туловища в сторону, обратную направлению метания, а также сгибания ног до оптимальных пределов (прежде всего опорной ноги). Определенное значение для перехода от разгона снаряда к финальному усилию имеет «обгон снаряда», т.е. некоторое снижение ОЦМ тела, опережающее движения нижних конечностей по отношению к верхнему плечевому поясу, быстрая постановка левой ноги для упора, готовность правой ноги к выполнению усилия (нога согнута в коленном суставе, стопа развернута во внутрь). При правильной технике метания во время «обгона снаряда» скорость движения снаряда не уменьшается.
В процессе подготовки к финальному усилию возможно также незначительное увеличение скорости движения снаряда (не всей системы «метатель – снаряд») за счет группировки спортсмена (метание диска) или за счет уменьшения наклона туловища (толкание ядра). В целом же подготовка к финальному усилию является пассивной, ибо в этот момент из-за отсутствия ускорения происходит незначительное естественное снижение скорости движения системы «метатель – снаряд».
Финальное усилие. Задача этой части метания – сообщение снаряду максимальной скорости вылета под оптимальным углом при правильном его расположении в пространстве. Эта задача выполняется за счет быстрого, строго последовательного сокращения мышц, прежде всего мышц ног.
Как только метатель занял двухопорное положение после разбега, мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище, одновременно происходит выведение таза вперед. Выпрямление ног и выведение таза вперед необходимы для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена. В этот момент спортсмен занимает характерное положение «натянутого лука» (особенно четко это просматривается при метаниях копья).
Выпрямленные ноги метателя являются твердой опорой, необходимой для сокращения мышц туловища. Только после полного сокращения мышц туловища включаются в работу мышцы метающей руки (копье, граната, ядро).
Фаза сохранения равновесия начинается сразу после вылета снаряда из руки метателя. Задача этой части метания – удержать равновесие и остановить поступательное движение тела спортсмена. Это обеспечивается своевременной сменой ног прыжком с понижением ОЦМ тела или поворотом левой ноги и в любом случае хорошим проталкиванием в предыдущей фазе снаряда вперед.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6