Методика обучения
Обучение технике прыжка с шестом начинается с показа целостного выполнения упражнения (просмотр видеоматерилов, кинограмм прыжков выдающихся прыгунов с шестом)..
Для удобства обучения и восприятия техники прыжок разделяется на следующие составные части: разбег; опорно-толчковая; опорно-полетная части. При этом в каждой части необходимо решать следующие основные задачи.
- в разбеге: обучить держанию шеста, правильному положению относительно туловища, ходьбе с шестом, бегу с шестом, опусканию и постановке шеста в ящик (видеофрагменты).
- в опорно-толчковой части: обучить постановке шеста с переходом прыгуна в вис с места, с ходьбы, с бега (видеофрагменты, читать текст).
В опорно-полётной части: обучить вису на шесте, группировке, протяжке из группировки, повороту с переходом в упор на шесте (видеофрагмент, чтение текста).
При выполнении разбега шест держится двумя руками: – правая рука (верхняя) держит шест снизу, левая рука (нижняя) держит шест сверху. Расстояние между руками на ширине плеч примерно 50-60 см. В процессе ходьбы или бега шест располагается перед грудью прыгуна на 5-7 см вправо от центра груди. Шест наклонён вперёд под углом 70-80° к горизонту. В конце разбега шест опускается вперёд в направлении ящика. Опускание шеста осуществляется правой (верхней по хвату) рукой при повороте шеста в левой руке, которая удерживается на уровне груди. Опускание шеста выполняется синхронно с руками на 2-4 шага в зависимости от скорости разбега.
Постановка шеста (перевод шеста вперёд над головой) осуществляется на 2 шага. Синхронно с момента отрыва правой ноги до постановки её на землю, правая рука (верхняя) поднимает шест из положения сбоку в положение над плечом (предпоследний шаг). В последнем шаге, выполняется постановка толчковой ноги на землю и синхронно (одновремённо) с постановкой ноги шест двумя руками поднимается над головой и устанавливается в ящик для упора. В момент постановки толчковой ноги на землю, а шеста в ящик толчковая нога, туловище и руки должны быть напряжены, а поясничная область туловища не должна иметь прогиба (изгиба вперёд в поясничной области туловища).
Отталкивание в прыжках с шестом осуществляется путём создания на большой скорости жёсткой системы двух маятников (1-ый маятник – спортсмен; 2 ой маятник – шест ). Спортсмен создаёт жёсткую несгибаемую систему (толчковая нога, туловище, прямые, поднятые над головой, руки), а шест упирается в переднюю стенку ящика. Амортизация начинается с момента постановки толчковой ноги на землю, а шеста в ящик и заканчивается моментом вертикали (расположением (фрагменты фаз) туловища вертикально над точкой опоры). В этой фазе начинается первоначальное сгибание шеста. Собственное отталкивание начинается с момента вертикали и заканчивается переходом спортсмена в вис на шесте с отрывом толчковой ноги от земли (фрагменты фаз).
В опорно-полетной части прыжка с шестом (фаза полёта) часть траектории – взлёт выполняется с использованием дополнительной опоры (шеста), а часть прыжка осуществляется в безопорном полёте по траектории. В процессе выполнения этой части прыжка спортсмену приходится осуществлять повороты туловища на 180° вокруг горизонтальной оси, выполняя группировку, и вокруг вертикальной оси, выполняя поворот на шесте в момент перехода планки.
Задача. 1. Создать представление о технике прыжка с шестом
1. Краткий рассказ о технике прыжка и ее особенностях. Показ кинограмм и видеоматериалов.
2. Демонстрация техники прыжка с шестом.
Задача 2. Научить держанию и несению шеста в разбеге
1. Вариант держания шеста двумя руками.
2. Ходьба с шестом
3. Медленный бег с шестом (на отрезке 40-50 м)
4. Бег с шестом в ¾ силы (на отрезке 40-50 м)
Задача 3. Научить постановке шеста в упор
1. Постановка шеста на один шаг в ходьбе
2. Постановка шеста на два шага в ходьбе
3. Постановка шеста на три шага в ходьбе
4. Постановка шеста на три шага в легком беге
Задача 4. Научить вису на шесте
1. Вис на шесте с места
2. Вис на шесте с одного шага разбега.
3. Вис на шесте с возвышения с места (30-60 см).
4. Вис на шесте с возвышения с 2-3 бег. шагов разбега (30-60 см).
5. Вис на канате с 3-х бег. шагов разбега
Задача 5. Научить группировке на шесте
1. Поднимание ног в группировке с места на закрепленном шесте.
2. Группировка на шесте с одного шага разбега.
3. Группировка на перекладине с 1-2 бег. шагов разбега.
4. Группировка на канате с 1-2 бег. шагов разбега.
5. Группировка на шесте с возвышения (30-60 см).
Задача 6. Научить связке «вис-группировка» на шесте
1. Связка «вис – группировка» с 1-2 б.ш. с приземлением на мат.
2. Связка «вис-группировка» с возвышения (30-60 см) с 3 бег. шагов с приземлением на мат.
3. Связка «вис-группировка» на шесте с постановкой шеста и приземлением в яму с песком.
4. Выполнение прыжка с 1-3 беговых шагов через резину (вместо планки)
5. То же с 3-5 беговых шагов
Задача 7. Научить протяжке и повороту на шесте
1. Из положения сидя на мате кувырок назад с разгибанием в стойку.
2. В висе на канате группировка и протяжка с разгибанием тела вдоль каната.
3. То же с 2-3 бег. шагов разбега.
4. Прыжок с шестом с 3-5 б.ш. с переходом за вертикаль и приземлением на мат.
5. Поворот с упором на шест махом ногой с упором на другую ногу.
6. Поворот на мате на 180 с упором на шест из исходного положения сед на мате.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6