logo
легкая атлетика редактир полный текст

Методика обучения

Обучение технике прыжка с шестом начинается с показа целостного выполнения упражнения (просмотр видеоматерилов, кинограмм прыжков выдающихся прыгунов с шестом)..

Для удобства обучения и восприятия техники прыжок разделяется на следующие составные части: разбег; опорно-толчковая; опорно-полетная части. При этом в каждой части необходимо решать следующие основные задачи.

- в разбеге: обучить держанию шеста, правильному положению относительно туловища, ходьбе с шестом, бегу с шестом, опусканию и постановке шеста в ящик (видеофрагменты).

- в опорно-толчковой части: обучить постановке шеста с переходом прыгуна в вис с места, с ходьбы, с бега (видеофрагменты, читать текст).

В опорно-полётной части: обучить вису на шесте, группировке, протяжке из группировки, повороту с переходом в упор на шесте (видеофрагмент, чтение текста).

При выполнении разбега шест держится двумя руками: – правая рука (верхняя) держит шест снизу, левая рука (нижняя) держит шест сверху. Расстояние между руками на ширине плеч примерно 50-60 см. В процессе ходьбы или бега шест располагается перед грудью прыгуна на 5-7 см вправо от центра груди. Шест наклонён вперёд под углом 70-80° к горизонту. В конце разбега шест опускается вперёд в направлении ящика. Опускание шеста осуществляется правой (верхней по хвату) рукой при повороте шеста в левой руке, которая удерживается на уровне груди. Опускание шеста выполняется синхронно с руками на 2-4 шага в зависимости от скорости разбега.

Постановка шеста (перевод шеста вперёд над головой) осуществляется на 2 шага. Синхронно с момента отрыва правой ноги до постановки её на землю, правая рука (верхняя) поднимает шест из положения сбоку в положение над плечом (предпоследний шаг). В последнем шаге, выполняется постановка толчковой ноги на землю и синхронно (одновремённо) с постановкой ноги шест двумя руками поднимается над головой и устанавливается в ящик для упора. В момент постановки толчковой ноги на землю, а шеста в ящик толчковая нога, туловище и руки должны быть напряжены, а поясничная область туловища не должна иметь прогиба (изгиба вперёд в поясничной области туловища).

Отталкивание в прыжках с шестом осуществляется путём создания на большой скорости жёсткой системы двух маятников (1-ый маятник – спортсмен; 2 ой маятник – шест ). Спортсмен создаёт жёсткую несгибаемую систему (толчковая нога, туловище, прямые, поднятые над головой, руки), а шест упирается в переднюю стенку ящика. Амортизация начинается с момента постановки толчковой ноги на землю, а шеста в ящик и заканчивается моментом вертикали (расположением (фрагменты фаз) туловища вертикально над точкой опоры). В этой фазе начинается первоначальное сгибание шеста. Собственное отталкивание начинается с момента вертикали и заканчивается переходом спортсмена в вис на шесте с отрывом толчковой ноги от земли (фрагменты фаз).

В опорно-полетной части прыжка с шестом (фаза полёта) часть траектории – взлёт выполняется с использованием дополнительной опоры (шеста), а часть прыжка осуществляется в безопорном полёте по траектории. В процессе выполнения этой части прыжка спортсмену приходится осуществлять повороты туловища на 180° вокруг горизонтальной оси, выполняя группировку, и вокруг вертикальной оси, выполняя поворот на шесте в момент перехода планки.

Задача. 1. Создать представление о технике прыжка с шестом

1. Краткий рассказ о технике прыжка и ее особенностях. Показ кинограмм и видеоматериалов.

2. Демонстрация техники прыжка с шестом.

Задача 2. Научить держанию и несению шеста в разбеге

1. Вариант держания шеста двумя руками.

2. Ходьба с шестом

3. Медленный бег с шестом (на отрезке 40-50 м)

4. Бег с шестом в ¾ силы (на отрезке 40-50 м)

Задача 3. Научить постановке шеста в упор

1. Постановка шеста на один шаг в ходьбе

2. Постановка шеста на два шага в ходьбе

3. Постановка шеста на три шага в ходьбе

4. Постановка шеста на три шага в легком беге

Задача 4. Научить вису на шесте

1. Вис на шесте с места

2. Вис на шесте с одного шага разбега.

3. Вис на шесте с возвышения с места (30-60 см).

4. Вис на шесте с возвышения с 2-3 бег. шагов разбега (30-60 см).

5. Вис на канате с 3-х бег. шагов разбега

Задача 5. Научить группировке на шесте

1. Поднимание ног в группировке с места на закрепленном шесте.

2. Группировка на шесте с одного шага разбега.

3. Группировка на перекладине с 1-2 бег. шагов разбега.

4. Группировка на канате с 1-2 бег. шагов разбега.

5. Группировка на шесте с возвышения (30-60 см).

Задача 6. Научить связке «вис-группировка» на шесте

1. Связка «вис – группировка» с 1-2 б.ш. с приземлением на мат.

2. Связка «вис-группировка» с возвышения (30-60 см) с 3 бег. шагов с приземлением на мат.

3. Связка «вис-группировка» на шесте с постановкой шеста и приземлением в яму с песком.

4. Выполнение прыжка с 1-3 беговых шагов через резину (вместо планки)

5. То же с 3-5 беговых шагов

Задача 7. Научить протяжке и повороту на шесте

1. Из положения сидя на мате кувырок назад с разгибанием в стойку.

2. В висе на канате группировка и протяжка с разгибанием тела вдоль каната.

3. То же с 2-3 бег. шагов разбега.

4. Прыжок с шестом с 3-5 б.ш. с переходом за вертикаль и приземлением на мат.

5. Поворот с упором на шест махом ногой с упором на другую ногу.

6. Поворот на мате на 180 с упором на шест из исходного положения сед на мате.