2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
К настоящему времени сформировалась стройная система подготовки спортсменов-легкоатлетов. Сюда принято относить всю совокупность собственно соревновательной деятельности, специальной подготовки к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе их реализации. Основными компонентами системы спортивной подготовки в легкой атлетике являются система соревнований и тренировок, а также факторов, повышающих эффективность их функционирования: отбор лучших спортсменов, информационное, научное и медико-биологическое обеспечение, материальная база, финансирование, условия социальной среды, управление и организация деятельности всего этого комплекса.
Спортивная подготовка рассматривается также как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков спортсмена и его качеств – физических, моральных и волевых – и направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде легкой атлетики.
Различия видов легкой атлетики требуют различия и в системе тренировки. Вместе с тем имеются и общие, обязательные для всех видов легкой атлетики научно-методические положения в организации, планировании и построении тренировки, в обеспечении эффективной предсоревновательной подготовки, в достижении и сохранении спортивной формы и т.д.
Таким образом, путь к достижению поставленной цели лежит через процесс спортивной подготовки, который идет по трем взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям: воспитание, обучение, физическое развитие.
На практике указанные три основные направления подготовки легкоатлетов реализуются через общую и специальную подготовку (физическую, техническую, теоретическую и пр.). Периодические изменения тренировочного процесса, выраженные в форме периодов и этапов, связаны, прежде всего, с объективными закономерностями развития спортивной формы, которые носят фазовый характер и протекают в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (стабилизации) и утраты спортивной формы.
Характерной чертой тренировочного процесса легкоатлетов является его многообразие. По существу, легкая атлетика, как ни один другой вид спорта, состоит из большого количества разных, часто противоположных по своей сути видов. Исторически принято объединять эти виды на основе естественной двигательной деятельности человека, т.е. ходьбы, бега, прыжков и метания снарядов. Одновременно по специфике тренировочного процесса, направленного на преимущественное развитие ведущих в той или иной группе видов легкой атлетики физических качеств, принято проводить следующее деление:
1) скоростные виды, характеризующиеся максимальной частотой движений при определенной величине усилий (спринтерский и барьерный бег до 400 м);
2) скоростно-силовые виды, для которых характерно кратковременные и мощные усилия в основной фазе движения (прыжки, метания);
3) виды, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (ходьба, бег на средние и длинные дистанции);
4) виды, для которых характерно комплексное развитие качеств (многоборья).
Тренировочный процесс в этих группах при общих закономерностях его развития имеет тенденцию дальнейшего разделения внутри каждой из групп по задачам, этапам подготовки, средствам и методам.
Все это говорит о многообразии построения тренировочного процесса в легкой атлетике, с одной стороны, объединенного общими закономерностями спортивной тренировки, с другой – имеющего глубокую специфику развития.
Легкая атлетика относится к группе видов спорта, достижения в которых выявляются через одну избранную форму техники, имеющую постоянный состав и структуру движений.
Стабильность этой техники обусловлена относительным постоянством внешних условий, строго определенных правилами соревнований. Внешние условия могут лишь несколько изменяться под влиянием метеорологических факторов (дождь, ветер, солнце) и отчасти состава покрытия.
В спортивной тренировке легкоатлетов, как и во всяком другом педагогическом процессе, следует выделять три органически связанные между собой части – обучение, воспитание и совершенствование. Под обучением понимается формирование и закрепление необходимых спортсмену знаний, умений, навыков; под воспитанием – формирование и совершенствование необходимых для спортивной деятельности моральных и психологических качеств, развитие физических и умственных способностей занимающихся; совершенствование подразумевает развитие физических качеств.
Спортивная тренировка – это длительный педагогический процесс, направленный на всестороннее развитие двигательных способностей человека, совершенствование в избранных видах спортивных упражнений и достижение в них высоких результатов, на воспитание значимых личностно-общественных качеств.
Целью тренировки в легкой атлетике является всестороннее физическое совершенство занимающихся и подготовка их к соревновательной деятельности в избранных видах спортивных упражнений.
Для достижения этой цели необходимо решение частных задач: укрепление здоровья, совершенствование гармонического развития системы знаний, умений и навыков в области легкоатлетического спорта, овладение спортивным мастерством в избранных видах легкой атлетики.
Как педагогический процесс тренировка в легкой атлетике основывается на общих и специфических принципах и правилах, принятых в теории и методике физического воспитания и реализуется через соответствующие средства и методы.
Спортивная тренировка легкоатлета включает в себя различные виды подготовки: моральную и психологическую, теоретическую, общую и специальную физическую, техническую, тактическую, организационно-методическую.
Спортивная тренировка основывается на общих педагогических принципах – сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и др., а также общих принципах тренировки.
Под принципами понимаются общие положения и закономерности, отражающие важнейшие признаки процесса спортивной тренировки. Эти принципы конкретизируются в ряде педагогических правил.
Обучение и совершенствование лишь тогда ведут кратчайшим путем к поставленной цели, когда весь процесс будет основываться на определенных принципах построения занятий по физической культуре.
Специфические принципы теории и методики физической культуры при их приложении к предмету легкой атлетики могут быть изложены нижеследующим образом:
1) Принцип непрерывности – предусматривающий последовательность и преемственность эффекта нагрузки, не допускающий между занятиями перерывов, разрушающих этот эффект.
2) Принцип постепенного наращивания тренировочных воздействий – предполагает обязательное усложнение двигательных задач (нагрузки, объема, интенсивности, технической сложности упражнений) по мере возрастания адаптационных возможностей организма.
3) Принцип циклического построения системы занятий – подразумевает структурную упорядоченность тренировочного процесса, выражающуюся в чередовании отдельных занятий или их серии (микроциклы, мезоциклы, макроциклы).
4) Принцип возрастной адекватности направленности обучения и совершенствования – соблюдение возрастных закономерностей формирования организма детей и подростков.
5) Принцип специализации – занятия по легкой атлетики на всех этапах тренировки должны проводиться на основе нацеленности на конкретный вид легкой атлетики (или группу видов).
6) Принцип многоборности – использование занятий в конкретном виде легкой атлетики для решения задач всестороннего физического совершенствования занимающихся.
В процессе обучения необходимо соблюдать данные принципы тренировки и вытекающие из них педагогические правила.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6