Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
Еще в античные времена возникла определенная система подготовки в легкой атлетике. Однако наиболее глубокое обоснование теории и технологии подготовки начинается во второй половине XX столетия. За прошедший период спортивные достижения в подавляющем большинстве видов легкой атлетики достигли околопредельных результатов и находятся в такой стадии развития, когда тренировочные нагрузки, достигнув значительных, но оптимальных величин как по объему, так и по интенсивности, обеспечивают лишь минимальный прирост достижений.
Профессионализация и коммерциализация спорта и легкой атлетики, проявляющиеся с нарастающей активностью с 80-х годов XX столетия, связанные со значительным расширением международного календаря соревнований, внесли определенные изменения в индивидуальную систему стартов сильнейших легкоатлетов мира, к которым они вынуждены были адаптироваться.
Высочайший уровень мировых рекордов и спортивных результатов 10 и 100 лучших атлетов мира в каждом виде легкой атлетики, очень мало изменяющихся в последние 15-20 лет, позволяет предполагать, что дальнейший рост достижений будет происходить преимущественно за счет дальнейшего совершенствования индивидуального календаря соревнований, использования разрешенных средств восстановления и повышения работоспособности спортсмена, оптимизации структуры тренировки в многолетнем, годичном и более коротких циклах, что потребует повышения надежности управления состоянием «спортивной формы» атлетов.
Улучшение мировых рекордов в легкой атлетике в настоящее время происходит достаточно редко и, как правило, на соревнованиях в специально подготовленных условиях (погода, материальные стимулы, отличные покрытия дорожки и секторов и наличие специальных лидеров и др.). В табл. 121 представлены мировые рекорды в 46 олимпийских видах легкой атлетики на 01.01.08 г.
Таблица 121
Сроки установления мировых рекордов на 01.01.08 г.
Годы | Мужчины | Женщины | Всего |
80-89 | 2 | 12 | 14 |
90-99 | 14 | 4 | 18 |
00-07 | 8 | 7 | 15 |
Всего за 28 лет | 24 | 23 | 47 |
Анализ таблицы показывает, что подавляющее большинство рекордов было установлено более 10 лет назад, а в 2007 г. было улучшено всего 4 рекорда мира (в беге на 100 м, марафоне, ходьбе на 50 км у мужчин и беге на 5000 м у женщин).
Разберем подробно факторы, которые в наибольшей мере будут влиять на дальнейший прогресс легкоатлетов высокой квалификации.
Спортивная форма и закономерности ее развития. Спортивная форма (СФ) – это состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению, которое приобретается в макроцикле тренировки и отражает гармоническое единство всех сторон подготовленности: физической, спортивно-технической, тактической и психологической (рис. 45).
В спортивной практике также широко используется термин «пик спортивной формы», который можно охарактеризовать как оперативное состояние атлета, находящегося в спортивной форме и добившегося очень высоких результатов при стечении благоприятных внешних и внутренних условий (погода, инвентарь, конкуренция, поддержка зрителей, объективное судейство, хорошее самочувствие, необременительный переезд к месту соревнований, акклиматизация, рациональная методика подводки к старту и др.).
Рис.45. Структура состояния «спортивной формы»
Неудачные выступления в соревнованиях, которые чередуются с успешными, можно объяснить не утратой спортивной формы и не новым ее становлением за счет кратковременных адаптационных перестроек, а стечением некоторых негативных обстоятельств, помешавших проявлению данного состояния.
Спортивная форма имеет сложную иерархическую структуру, в которой верхние уровни: психическая и тактическая подготовленность – менее устойчивые и базируются на нижних уровнях, более устойчивых, определяющих высокую специфическую работоспособность спортсмена, в основе которой лежат его физическая и техническая подготовленность.
Критерием спортивной формы является спортивный результат. Однако обязательным условием в этом случае будет рассмотрение всей индивидуальной динамики результатов, демонстрируемых на протяжении соревновательного периода, с вычислением критериальной зоны их колебаний, которая принимается в качестве зоны вероятного варьирования у спортсмена, находящегося в «СФ». Для бега это зона отклонения результатов до 2%, а в прыжках и метаниях – до 3%. Одновременно нужно рассматривать не только интегративные показатели в виде спортивных результатов, но достижения в контрольных упражнениях, в том числе и дополнительные, фиксируемые методами других прикладных наук: физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной медицины.
Спортивная форма – не статичное, а развивающееся состояние как в процессе многолетнего цикла, так и особенно в годичном или полугодичном.
В своем развитии спортивная форма проходит ряд фаз: становления, стабилизации и временной утраты. Они связаны с длительностью макроциклов.
Длительность фазы становления спортивной формы у спортсменов разной специализации индивидуальна – от 2 до 8 месяцев, а ее стабилизации – от 1 до 7 месяцев (А. П. Бондарчук).
Периодическое чередование направленности задач тренировки и упражнений в подготовительном периоде удлиняет процесс становления «СФ», а комплексное использование средств сокращает фазу становления, а затем и стабилизации «СФ».
В состоянии «СФ» атлетам не рекомендуется осваивать новые элементы техники соревновательного упражнения и применять незнакомые приемы тренировки, т.к. это может разрушить гармоничное единство всех сторон подготовленности состояния «СФ».
«СФ» отличается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов (вида легкой атлетики, морфофункционального статуса спортсмена, квалификации, состояния в данный момент и режима тренировки).
Их упорядочение во времени со спортивным календарем – одно из условий для поиска наиболее удачной модели становления и сохранения «СФ» на необходимый период времени.
Анализ спортивных результатов, достигнутых участниками Олимпийских игр и чемпионатов мира последних лет, подтверждает относительную устойчивость «СФ».
В спринтерском беге олимпийские чемпионы и призеры в среднем имели в 2% зоне от 40 до 93% результатов (х = 63,4 +–12,7%).
При этом наблюдались от 3 до 9 их пиков.
Анализ спортивных достижений прыгунов, проведенный по итогам чемпионатов мира 1999 и 2001 гг., показал, что средний результат всех участвовавших в соревнованиях прыгунов на 3,7% ниже их личных рекордов и на 2,6% хуже лучших результатов, показанных накануне ЧМ. Результаты участников вечерних соревнований (192 человека) на 2,2% ниже личных рекордов и только на 1,1% хуже достигнутых накануне ЧМ. Эти данные подтверждают обоснованность выделенных расчетных показателей зоны нахождения в «СФ».
Анализ результатов двух чемпионатов мира выявил и определенную тенденцию реализации подготовленности прыгунов, большинство которых находилось в состоянии спортивной формы (табл. 122).
Таблица 122
Достижения участников чемпионатов мира 1999 и 2001 гг. (по Д. И. Мироненко, 2002)
Дисциплина | Количество участников | Количество участников установивших: | ||||
Личные рекорды | Лучшие достижения года | Всего | ||||
|
| Чел. | % | Чел. | % | % |
Высота | 108 | 6 | 5,5 | 6 | 5,5 | 11,0 |
Шест | 91 | 14 | 15,4 | 11 | 12,1 | 27,5 |
Длина | 124 | 7 | 5,6 | 8 | 6,4 | 12,0 |
Тройной | 110 | 5 | 4,5 | 6 | 5,5 | 10,0 |
Анализ табл. 48 показал, что всего 10-12% спортсменов на главных стартах года демонстрируют свои лучшие достижения. Более высокий процент показателей в прыжках с шестом связан с тем, что в этом относительно новом виде женской программы уровень результатов был значительно ниже, чем в более «старых» видах.
Приведенные примеры подтверждают сложность достижения пиков спортивной формы легкоатлетов и ориентируют на объективную оценку их выступлений на главных соревнованиях года и четырехлетия.
Система соревнований легкоатлетов высокой квалификации. В последние два десятилетия легкоатлетический спорт непрерывно связан с коммерциализацией, проявляющейся в расширении международного календаря соревнований (табл. 123). Более частое проведение чемпионатов мира и возникновение серийных соревнований «Гран-при» и «Золотые лиги» связано с упорядочением международного календаря и выразилось в объединении различных коммерческих стартов, стартов по приглашению, различных мемориалов в единую систему и обеспечением ведущих спортсменов высокими материальными поощрениями.
Это нарушило систему соревнований, характеризовавшуюся строгой иерархией в структуре годичного микроцикла: от стартов в клубах, городах, регионах к стартам более высокого ранга (чемпионаты страны, континента, мира, Олимпиады), в 90-е годы эта иерархия была значительно нарушена в соревновательной практике сильнейших легкоатлетов мира, на что в значительной мере влияли гонорары за участие и победы в различных коммерческих стартах, и «Гран-при», которые до настоящего времени проводятся в начале, середине и в конце соревновательного периода и, как правило, в один круг.
Таблица 123
Динамика развития международного и европейского календаря
в легкой атлетике (комплекс видов) *
Олимпийские циклы (годы) | ЗИМА | ЛЕТО | Универсиада | ||||||||||
ЧМ | ЧЕ | ГП | ОИ | ЧМ | КМ | ЧЕ | КЕ | ГП | Г-П 1 | Г-П 2 | 3 Л | ||
1949-1952 |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
1953-1956 |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
1957-1960 |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
1961-1964 |
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
| 2 |
1965-1968 |
| 3 |
| 1 |
|
| 1 | 2 |
|
|
|
| 2 |
1969-1972 |
| 4 |
| 1 |
|
| 2 | 1 |
|
|
|
| 2 |
1973-1976 |
| 4 |
| 1 |
|
| 1 | 2 |
|
|
|
| 2 |
1977-1980 |
| 4 |
| 1 |
| 2 | 1 | 2 |
|
|
|
| 2 |
1981-1984 |
| 4 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
| 2 |
1985-1988 | 2 | 2 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
| 4 |
|
| 2 |
1989-1992 | 2 | 2 |
| 1 | 1 | 2 | 1 | 4 |
| 4 | 4 |
| 2 |
1993-1996 | 2 | 2 |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 4 |
| 4 | 4 |
| 2 |
1997-2000 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 |
| 4 | 4 | 4 | 2 |
2001-2004 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
2005-2008 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 |
*Принятые сокращения: ЧМ – чемпионат мира, ЧЕ – чемпионат Европы, О.и. – Олимпийские игры, КМ – Кубок мира, КЕ – Кубок Европы, Г-П – Гран-при, ЗЛ – Золотая лига
Кроме этих комплексных соревнований для взрослых атлетов в календарь включены чемпионаты мира по кроссу, Кубки мира по марафону и полумарафону, многоборьям, ходьбе и чемпионаты мира и Европы среди юниоров, юношей и молодежи.
Анализ системы соревнований показывает, что увеличение международного календаря привело к частичному, а иногда и более полному замещению внутренних стартов на международные у членов сборных команд. И это является основным отличием современной системы соревнований от той, которая была до 90-х годов, когда внутренний календарь превалировал над международным.
Однако, несмотря на расширение международного календаря, количество стартов в индивидуальной системе несколько уменьшилось или в редких случаях сохранилось. Основные параметры современной индивидуальной системы соревнований в разных видах легкой атлетики по итогам анализа подготовки олимпийских чемпионов и чемпионов мира и призеров этих соревнований приводятся в табл. 124.
Таблица 124
Показатели индивидуальной системы соревнований
сильнейших легкоатлетов мира
Виды легкой атлетики | Количественные показатели стартов | ||
1960-1980 гг. | 1990-2007 гг. | ||
|
| Х±S | max-min |
100-200 м | 50-80 | 29±10 | 53-12 |
400 м | 30-50 | 25±6 | 35-12 |
110-100 с/б м | 40-60 | 25±6 | 46-13 |
400 с/б | - | 20±5 | 30-13 |
800-1500 м | 25-50 | 18±4 | 27-11 |
5000-10000-3000 с/п | 20-50 | 14±3 | 18-7 |
Марафон | 2-3 | 2-3 | 4-1 |
Ходьба | 6-10 | 6-10 | 13-3 |
Прыжки горизонтальные Прыжки вертикальные | 20-50 | 16±4 25±5 | 28-10 35-12 |
Метания | 18-40 | 16±5 | 28±6 |
Многоборья | 5-7 | 4±1 | муж 6-3 жен 9-3 |
Приведенные фактические данные подтверждают тенденции некоторого снижения количественных показателей индивидуальной системы соревнований сильнейших легкоатлетов мира, особенно в беговых видах. Однако за последние годы у них значительно изменилась внутренняя структура индивидуальной системы соревнований, в 2-3 раза повысилась ее физическая и психическая напряженность. Для оценки количественного показателя напряженности стартов была использована шкала оценок, в которой выделены 6 рангов (групп), включающих соревнования календаря ИААФ и календарей отдельных стран. Старты шестой группы оценивались в 1 балл, пятой группы – в 2 балла, четвертой – в 4 балла, третьей – в 8 баллов, второй – в 16 баллов, соревнования первой группы были оценены в 32 балла (Олимпийские игры). Сложив оценки всех стартов года и разделив на их количество, была получена средняя оценка в баллах, выраженная стоимостью одного старта у высококвалифицированных атлетов. Анализ показал, что в 1968 г. один старт стоил около 3-3,5 балла. С конца 1980-х гг. эта оценка стала резко увеличиваться и достигла 9-11 баллов, особенно высокой она была в годы проведения Олимпийских игр.
Таким образом, качественная оценка индивидуальной системы соревнований увеличилась почти в 3 раза, что, по-видимому, является причиной некоторого снижения количественных показателей у современных сильнейших легкоатлетов мира.
Структура современной подготовки сильнейших легкоатлетов мира. Сложившаяся в XX веке в легкой атлетике периодизация, в которой продолжительность суммы подготовительных периодов значительно больше, чем соревновательных (в отдельных случаях периоды одинаковы по времени), сохраняется до настоящего времени, так как обеспечивает необходимый уровень подготовленности спортсменов, в то же время, она в большей мере стала отвечать требованиям расширявшегося из года в год календаря соревнований, что привело к некоторой ее корректировке. Анализ современной подготовки показал, что в годичном цикле чаще всего используется двухцикловая (сдвоенная) структура, в меньшей степени – одноцикловая, а трехцикловая отмечена только у представителей марафонского бега и ходьбы.
В последних двух случаях первый макроцикл в большей мере отличается общеподготовительной направленностью, а второй и третий – более специализированным и относительно непродолжительным подготовительным периодом.
Такое построение годичного цикла связано и с уровнем достижений спортсменов в каждом цикле. В большинстве случаев они значительно выше во втором макроцикле подготовки.
Анализ итогов чемпионатов мира, проводимых в один год зимой и летом с 1987 по 2004 г. девять раз, показывает, что победителям зимних чемпионатов летом удавалось повторить свой успех только в 15-27% случаев. Среди занявших 2-е и 3-е места – в 12-25%, а среди занявших 4-6-е места – 11-28%. При этом улучшали свои показатели летом только от 4 до 17 человек из 144-161 среди вышеприведенного контингента. Таким образом, проведенный анализ показывает, что успешное выступление в годичном цикле в двух крупнейших соревнованиях зимой и летом наблюдалось только у очень сильных, хорошо подготовленных атлетов, что должно учитываться тренерами при построении тренировки и системы соревнований в отдельных годичных циклах.
Анализ 30 годичных циклов олимпийских чемпионов и призеров в разных видах показал, что спортсмены строили свою подготовку как из двух полугодичных, так и из одного годичного макроцикла.
Продолжительность первого макроцикла составляла 18-23 недели (Х=21,9±1,9), а второго – от 21 до 31 недели (Х=28±2,7). Продолжительность подготовительных периодов: первого – 12-20 недель (Х=16±2,4), второго – 5-14 недель (Х=10±3).
Продолжительность первого соревновательного периода была от 2 до 8 недель (Х=4±2), второго – от 8 до 23 недель (Х=19±4,4).
У спортсменов, использовавших одноцикловую подготовку, продолжительность подготовительного периода была от 24 до 34 недель (Х=29±3,4), а соревновательного – от 13 до 23 недель (Х=19±4).
Переходный период у большинства спортсменов обеих групп продолжался около 4 недель. Зимний соревновательный период первого макроцикла был очень компактным и представлял преимущественно одну серию стартов (от 3 до 10).
Летний соревновательный период состоял из 1-3 серий, включавших от 4 до 10 стартов в каждой, и продолжительностью серий от 2 до 9 недель при показателе «моды» в 3 и 4 недели.
Этап непосредственной подготовки к главному старту (ЭНП) является важнейшим в структуре соревновательного периода. Перед зимними чемпионатами он обычно не выделяется, а сама подводка происходит за счет серии стартов. Перед летними чемпионатами и Олимпиадами он имеет обычно 3 варианта построения, а в последних 2-3 микроциклах преимущество отдается тренировке.
Первая модель ЭНП продолжительностью 3-4 недели. После окончания отборочных соревнований она включает, как правило, разгрузочный микроцикл (4-7 дней), специально-подготовительный и подводящий микроциклы.
Вторая модель ЭНП продолжительностью 5-7 недель включает два мезоцикла. Первый ударный (3-4 микроцикла), в одних видах он проводится в условиях среднегорья, в других – имеет достаточную соревновательную подготовку. Второй мезоцикл – предсоревновательный, характеризующийся постепенным снижением объема и интенсивности нагрузок. Он также направлен на адаптацию к новым климатогеографическим условиям.
Третья модель ЭНП продолжительностью около 12 недель характерна для многоборцев, марафонцев и скороходов. Она часто представляет собой короткий макроцикл, с микроподготовительным и микросоревновательным периодами, соотношение которых очень вариативно. Этот ЭНП включает все типы микроциклов, а последние два-три из них аналогичны второй модели.
Важнейшим фактором подводки спортсменов к главному старту является индивидуальная система стартов (табл. 125).
Таблица 125
Количество стартов перед Олимпийскими играми и чемпионатами мира (1992-2005 гг.) у 220 чемпионов и призеров
Сроки участия | Количество стартов | Количество спортсменов | Процент спортсменов | Примечание |
Последняя неделя | 0 1 | 218 2 | 99,1 0,9 | Только метатели |
За 2 недели до первого старта | 0 1 2 3 4 5 | 169 34 11 3 1 2 | 75,8 15,4 5,0 1,4 0,5 0,9 | Только спринтеры Только спринтеры Только спринтеры |
За 3 недели до первого старта | 0 1 2 3 4 5 | 114 53 30 18 2 3 | 51,8 24,0 13,6 8,2 0,9 1,4 | Только спринтеры и метатели |
Данные таблицы подтверждают приведенные выше заключения по структуре ЭНП.
Многолетняя подготовка. В условиях профессионализации и коммерциализации легкой атлетики наметилась тенденция увеличения возраста олимпийских чемпионов и призеров, что связано с достаточно высокими гонорарами спортсменов.
В условиях ежегодного проведения чемпионатов мира, Европы, Кубков мира и «Гран-при», целевое моделирование четырехлетнего цикла строится в большей мере с учетом возраста, опыта атлетов и различается для спортсменов, готовящихся к своей первой Олимпиаде, и для ветеранов, готовящихся ко вторым или даже к третьим Играм.
Молодые легкоатлеты строят свою подготовку в четырехлетнем цикле в условиях прогрессивно увеличивающихся по годам объемов и интенсивности нагрузок с учетом успешных выступлений в главных международных соревнованиях в отдельные годы.
Ветераны, готовящиеся к своей второй или третьей Олимпиаде, строят ее более вариативно со значительным снижением нагрузки в одном годичном или полугодичном макроцикле.
Как показывает международный опыт, наиболее благоприятными сроками для физической и психической разгрузки будут 2-й или 3-й год олимпийского цикла. Практика двух-, четырехкратных победителей Олимпиад Ф. Ортера (диск), В. Санеева (тройной прыжок), К. Льюиса (спринт, длина), Я. Железны (копье), Х. Дрехслер (длина), Ж. Перек (длинный спринт), Р. Коржаневского (ходьба), Х. Гебрисиласи (стайерский бег) показывает, что все они имели пропуски ЧМ или ЧЕ в одном или даже в двух из четырех годичных циклов.
В то же время ряд олимпийских чемпионов, являвшихся лидерами в своих видах на протяжении последующих годичных циклов, особенно в третьем, и не имевших разгрузочных циклов, преследовали неудачи на Олимпиадах (А. Кристи, Г. Торернс, А. Кумбернуе, Л. Ридель, Х. Сотомайер и др.)
На примере выдающихся выступлений С. Бубки в 1991 г., в котором он победил на зимнем чемпионате мира в Севилье, летнем чемпионате мира в Токио, «Гран-при» и установил 8 мировых рекордов (4 в залах и 4 на открытых стадионах), можно проследить основные тенденции управления спортивной формой и построением подготовки.
С. Бубка закончил старты 1990 г. соревнованиями в Падуе 16 сентября и после небольшого переходного периода начал подготовку к новому сезону. Анализ показывает, что годичный цикл 1991 г. состоял у него из двух полугодичных макроциклов.
Интервал между последним стартом 1990 г. и первым стартом 1991 г. составил 119 дней. Зимний соревновательный период продолжался около 7 недель – 8 стартов и закончился мировыми рекордами.
Затем спортсмен тренировался 43 и 24 дня (разорванных одним стартом). Летний соревновательный период у него продолжался около 19 недель и включал 16 стартов.
В ходе соревновательного периода он провел четыре серии, включавших 3-4 старта с интервалами от 2 до 4 дней. Между сериями планировались тренировочные мезоциклы длительностью около 20 дней. Закончил сезон С. Бубка со снижающимися результатами, по-видимому, из-за достаточно короткого второго подготовительного периода, который продолжался всего 67 дней и не мог обеспечить нужную работоспособность все 19 недель.
Библиографический список
Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 287 с.
Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А. П. Бондарчук. – М. : Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 207 с.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
Волков Н. И. Логика спортивной тренировки / Н. И. Волков // Легкая атлетика. – 1974. – № 10. – С. 28-31.
Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А. Н. Воробьев. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 255 с.
Губа В. П. Резервные возможности спортсменов / В. П. Губа, Н. Н. Чесноков. – М. : Физическая культура, 2008. – 146 с.
Дьячков В. М. Исследование ведущих элементов и фаз движений и их отражение в ритме технически сложных видов спорта / В. М. Дьячков // Проблемы высшего спортивного мастерства. – М. : ВНИИФК, 1968. – 285 с.
Донской Д. Д. Биомеханика : учебник для ин-тов физической культуры / Д. Д. Донской, В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 264 с.
Зеличенок В. Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин. – М. : Тера-спорт, 2000 – 240 с.
Локтев С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте : практ. рук. для тренера / С. А. Локтев. – М. : Сов. спорт, 2007. – 404 с.
Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. – М., 2001. – 320 с.
Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. – Л.: Лань, 2005. – 384 с.
Назаров В. Д. Координация движений у детей школьного возраста / В. Д. Назаров. – М. : Физкультура и спорт, 1969. – 32.
Никитушкин В. Г. Легкая атлетика в школе : учеб. пособие / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов. – Воронеж : Истоки, 2007. – 603 с.
Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. – М. : Физкультура и спорт. – 1970. – 480 с.
Попов В. Б. Легкая атлетика для юношества / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Г. Н. Германов. – Москва-Воронеж, 1999. – 220 с.
Пуни А. И. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. И. Пуни. – М. : Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф. П. Суслова [и др.]. – М. : САМ, 1995. – 448 с.
Суслов Ф. П. Подготовка сильнейших бегунов мира / Ф. П. Суслов [и др.]. – Киев. : Здоров'я, 1990. – 209 с.
Теория и методика спорта : учеб. пособие для училищ Олимпийского резерва / под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. – М., 1997. – 416 с.
Фарфель В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. – М. : Физкультура и спорт, 1975. – 208 с.
Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
Шустин Б. Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б. Н. Шустин. – М. : РГАФК, 1995. – 104 с.
Учебное издание
Под общей редакцией Н. Н. Чеснокова, В. Г. Никитушкина
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6