logo
легкая атлетика редактир полный текст

1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям

В легкой атлетике различают бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроме гладкого бега существуют его разновидности: эстафетный бег, бег с препятствиями, включающий барьерный бег и стипль-чез на 3000 м, бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс).

Изучение и освоение основ техники бега, прыжков и метаний занимает заметное место в программе уроков физкультуры в общеобразовательной школе и в тренировочных занятиях начинающих легкоатлетов. И от того, как построены эти занятия, в значительной мере зависит их эффективность.

Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть множество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.

В процессе овладения техникой каждого вида легкой атлетики можно условно выделить три этапа: первоначального овладения техникой движения; углубленного разучивания; закрепления и дальнейшего совершенствования техники двигательного действия.

Первый этап (этап первоначального овладения техникой движения). Общая задача, которая ставится на этом этапе – овладение основой техники изучаемого легкоатлетического двигательного действия. Оно начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности движение изучается либо путем расчленения, либо при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются ориентиры, куда должно быть направлено то или иное движение, амплитуда движения и т.п. Показ может быть повторен после пробного выполнения движения учащимися. При повторном показе некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько утрировано. Сначала движение демонстрируют, потом в более медленном темпе, по разделениям. В заключение полезно установить оптимальный ритм движений. При объяснении необходимо пользоваться принятой в легкой атлетике терминологией.

В процессе обучения усилия воспитанников направляются на решение главной задачи, при этом внимание их акцентируется на основных элементах легкоатлетических упражнений. Такой подход позволяет учащимся не только лучше понять предстоящее задание, но и точнее воспроизвести упражнение и закрепить его.

Для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания.

Использование снарядов, соответствующих возможностям учеников, количество повторений, темп и скорость выполнения упражнений – все это должно быть в поле зрения тренера, это определит доступность изучаемого материала.

Второй этап (этап углубленного разучивания). Его основная задача – владение техникой упражнения в совершенстве. Эффективность обучения во многом будет зависеть от оптимального подбора методов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения упражнения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, помогающую правильно понять детали техники. Все это должно сопровождаться подробными объяснениями, анализом техники, разбором допущенных ошибок. Такой подход позволяет более углубленно понять технику изучаемых движений.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:

– общеразвивающие упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма – этими упражнениями создается база для овладения техникой конкретного вида;

– подводящие упражнения, которые готовят к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений основного легкоатлетического упражнения (необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с соответствующей частью изучаемого вида легкой атлетики).

К подводящим упражнениям относятся также имитационные упражнения. Их особенность заключается в подражании тому, что требуется в данном виде легкой атлетики.

Используются методические приемы упрощения внешних условий при обучении структуры движения. Новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно правильно сразу или после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде. Но координационно-сложные движения вначале расчленяют на фазы или элементы, изучают отдельно, а потом соединяют.

Необходимо в процессе углубленного разучивания применять ориентиры. Например, при обучении прыжку в длину место разбега и место отталкивания обозначать мелом.

Третий этап (этап закрепления и дальнейшего совершенствования техники двигательного действия). Его задача – упрочить, закрепить двигательный навык, обеспечить эффективность применения. Устраняются скованность, лишние сопутствующие движения, ошибки в технике.

Причинами ошибок могут быть недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неточное выполнение действий; слабое развитие координационных способностей и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать обучаемому на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительную возможность исправить ошибки. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие, в частности, константные задания.

Навык закрепляется путем многократных повторений упражнения в различных меняющихся условиях. При совершенствовании навыка необходимо повысить его устойчивость, точность, скорость, экономичность движений. Это приведет к их постепенной автоматизации, которая не исключает роли сознания, контроля за протеканием движений, и обеспечит использование их в двигательной деятельности.

Обучение технике беговых видов лучше всего начинать с техники бега на средние и длинные дистанции.

Основные задачи обучения, научить:

– основным элементам техники бегового шага;

– технике бега по прямой с равномерной и переменной скоростью;

– технике бега по повороту;

– технике высокого старта;

– умению бежать с равномерной скоростью на разных отрезках;

– совершенствовать технику бега на средние и длинные дистанции;

– создать у занимающихся представление о технике бега на средние и длинные дистанции.

Бег на короткие дистанции условно подразделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.

Основные задачи обучения, научить:

– технике бега по прямой дистанции;

– технике бега по повороту;

– технике высокого старта и стартовому ускорению;

– технике низкого старта и стартовому ускорению;

– переходу от стартового разбега к бегу по дистанции;

– правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки;

– низкому старту на повороте;

– финишному броску на ленточку;

– ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить основные индивидуальные недостатки и пути их устранения;

– совершенствовать технику бега в полной координации и в условиях соревновательной обстановки.

Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

Основные задачи обучения:

– ознакомить с техникой эстафетного бега;

– научить технике передачи эстафетной палочки в медленном беге;

– обучить технике старта бегуна, принимающего эстафету;

– научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне;

– совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.

Барьерный бег – это один из самых сложных технических видов легкой атлетики.

Основные задачи обучения:

– ознакомить с техникой барьерного бега;

– научить технике преодоления барьера;

– научить ритму и технике бега между барьерами;

– обучить технике низкого старта и стартового разгона с преодолением первого барьера;

– совершенствовать технику барьерного бега на избранной дистанции и в соревновательной обстановке.

Прыжки в длину с разбега. В легкой атлетике существует несколько способов прыжков в длину с разбега: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».

Основные задачи обучения:

– ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега;

– усвоить технику отталкивания с вылетом в шаге;

– обучить технике отталкивания в сочетании с разбегом;

– научить технике приземления;

– научить технике движений в полете;

– совершенствовать технику прыжков в длину в полной координации с укороченного и среднего разбегов;

– совершенствовать технику прыжка с полного разбега и в соревновательной обстановке.

Прыжки в высоту с разбега – вид легкой атлетики, имеющий пять основных способов, а именно «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной» и «фосбери-флоп».

Основные задачи обучения:

– ознакомить с техникой изучаемого способа прыжка;

– научить технике отталкивания;

– научить разбегу в сочетании с отталкиванием;

– научить переходу через планку и приземлению;

– обучить прыжку в полной координации и совершенствовать его в условиях соревновательной обстановки.

К метаниям в легкой атлетике относят толкание ядра, метание диска, молота и копья.

Для примера, основными при обучении толканию ядра являются следующие задачи :

– ознакомить с техникой толкания ядра;

– научить держать и выталкивать ядро;

– научить финальному усилию в толкании ядра с места;

– обучить скачкообразному разбегу;

– усвоить технику толкания ядра со скачка;

– совершенствовать технику толкания ядра в полной координации и в соревновательной обстановке.