Этап высшего спортивного мастерства
Этап высшего спортивного мастерства характеризуется как период максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов. Этап включает молодежную возрастную группу и взрослых прыгунов и прыгуний. Основной задачей этапа является достижение максимальных результатов в избранном виде прыжков. Уровень специальной подготовленности – выполнение норматива МСМК ЕВСК в прыжке в длину.
Задачи этапа:
Достижение максимальных результатов в прыжке в длину.
Достижение максимальной показателей специальной подготовленности.
Совершенствование индивидуальной техники прыжка в длину и приведение ее в соответствие с индивидуальной структурой специальной физической подготовленности.
Освоение максимальных объемов специальной тренировочной нагрузки.
5. Совершенствование психологической подготовленности, умения соревноваться в условиях жесткой конкуренции на ответственных соревнованиях.
Особенности подготовки на этапе. Этап высшего спортивного мастерства характеризуется как период максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов. Этап включает молодежную возрастную группу (20-22 года) и взрослых прыгунов и прыгуний. Основной задачей этапа является достижение максимальных результатов в избранном виде прыжков для чего необходимо добиться максимальных показателей специальной физической подготовленности, высокого уровня владения техникой прыжка, умения реализовывать двигательный потенциал в условиях состязаний.
Большое значение в современных условиях имеет умение поддерживать высокую форму на протяжении длительного (до 4-5 месяцев) соревновательного сезона. В настоящее время, когда высококвалифицированные прыгуны частично самостоятельно решают свои организационно-финансовые вопросы подготовки (поездки на соревнования, учебно-тренировочные сборы, медико-биологическое обеспечение) получение призовых за участие в коммерческих и официальных стартах является важной составляющей финансирования полноценной подготовки. При этом необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы участие в коммерческих стартах не отразилось на выступлении в главном старте, а достижение максимальных результатов целесообразно планировать на основные официальные соревнования сезона.
К началу этапа высшего спортивного мастерства прыгуны уже должны окончательно определиться в своей прыжковой специализации. Выступления в смежных видах (тройной прыжок, спринт) планируются, как правило, на этап предсоревновательной подготовки, так как выступление в этих видах в период главных стартов сезона может отрицательно сказаться на результатах выступления в основном виде.
Объем высокоинтенсивных специальных средств подготовки достигает максимальных показателей к 22-24 годам, когда окончательно формируется связочно-сухожильный аппарат прыгуна. Использование основного упражнения или его отдельных фаз на соревновательной скорости, выполнение прыжковых упражнений на время и максимальный результат, применение отягощений в зоне 95-100% МАХ, силовых упражнений во взрывном и плиометрическом режимах, использование методики «искусственной управляемой среды», позволяющей повысить интенсивность выполнения соревновательного упражнения, создают возможности для достижения прироста соревновательного результата при стабилизации общего объема тренировочной нагрузки.
Индивидуализация тренировочного процесса приобретает особое значение именно на этом этапе многолетней подготовки. Подтягивание отстающих качеств не всегда оправдывает себя на этом этапе многолетней подготовки. Зачастую подтягивание отстающих сторон подготовленности спортсмена до модельного уровня отрицательно сказывается на индивидуально сильных сторонах специальной подготовленности спортсмена, снижая, в итоге, результативность в прыжках. Как показала практика работы со спортсменами высокой квалификации в различных видах спорта, лучших результатов достигают спортсмены, которые строят свою специальную подготовку акцентируя внимание на развитии сильных сторон подготовленности (В. Н. Платонов, 1988).
Особое значение на этом этапе приобретает научно обоснованное управление тренировочным процессом с точной количественной диагностикой состояния прыгунов и оперативной коррекцией подготовки. Управление основывается на количественной характеристике различных сторон подготовленности прыгунов, модельных характеристиках и нормативных показателях, отражающих различные стороны подготовки высококвалифицированных прыгунов в длину.
Значительное увеличение интенсивности специализированной прыжковой и силовой нагрузки на этом этапе повышает роль и значение восстановительных мероприятий в подготовке прыгунов и прыгуний. Эффективными методами медико-биологического восстановления работоспособности являются: массаж (ручной, аппаратный, вибромассаж, гидромассаж, пневмомассаж), души (циркулярный, игольчатый, душ Шарко), ванны (хвойные, соляные, содовые, родоновые), бани (паровая, суховоздушная, теплокамера), электростимуляция мышц, использование ультразвука, акупунктура и электроакупунктура, электросон и другие способы воздействия на организм спортсмена с целью активизации восстановительных процессов и приспособительных реакций.
При управлении тренировочным процессом в легкоатлетических прыжках на практике тренеру необходима постоянная оперативная количественная информация о следующих характеристиках тренировочного процесса:
- параметры соревновательной деятельности прыгунов;
- параметры технической подготовленности прыгунов;
- параметры специальной физической подготовленности спортсменов в контрольных упражнениях;
- показатели динамометрии основных мышечных групп спортсменов и их сравнение с модельными показателями;
- показатели состояния здоровья и психологического состояния прыгунов.
Это позволяет более точно и объективно подходить к планированию тренировочного процесса квалифицированных прыгунов и прыгуний, с большей вероятностью достигая запланированного уровня максимальной соревновательной готовности ко времени главных стартов сезона.
Параметры тренировочной нагрузки прыгунов в годичном цикле. Управление тренировочным процессом должно базироваться на использовании в подготовке спортсменов научно обоснованных объемов тренировочной нагрузки, оптимальных показателей интенсивности основных средств подготовки, точного распределения этих средств в годичном цикле. Рекомендуемые параметры тренировочной нагрузки в годичном цикле в прыжках в длину на этапе высшего спортивного мастерства приведены в табл. 76 .
Таблица 76
Рекомендуемые объем и распределение (в % к годовому объему) специальных средств подготовки в прыжках в длину в годичном цикле на этапе высшего спортивного мастерства *
Средства
| Месяцы | Объем | ||||||||||||
Х | Х1 | Х11 | 1 | 11 | 111 | 1У | У | У1 | У11 | У111 | 1Х | |||
Длина с 10-22 бег. шагов, раз | 1 | 2 | 10 | 15 | 10 | 5 | 8 | 15 | 11 | 10 | 8 | 6 | м | 700 |
ж | 600 | |||||||||||||
Длина с 6- 8 бег. шагов, раз | 1 | 2 | 10 | 15 | 10 | 5 | 8 | 15 | 11 | 10 | 8 | 6 | м | 600 |
ж | 500 | |||||||||||||
Разбеги, раз | - | - | 7 | 16 | 11 | 5 | 6 | 16 | 11 | 11 | 10 | 7 | м | 550 |
ж | 450 | |||||||||||||
Спринт 90,1-100%, раз | - | 11 | 15 | 10 | 5 | 5 | 15 | 10 | 10 | 7 | 7 | 5 | м | 40 |
ж | 35 | |||||||||||||
Спринт 75-90%, раз | 5 | 14 | 11 | 10 | 9 | 9 | 13 | 9 | 7 | 6 | 5 | 2 | м | 90 |
ж | 80 | |||||||||||||
Многоскоки, раз | 6 | 25 | 12 | 6 | 3 | 11 | 17 | 6 | 4 | 3 | 4 | 3 | м | 12000 |
ж | 10000 | |||||||||||||
Базовая сила, раз | 3 | 16 | 13 | 12 | 8 | 12 | 13 | 8 | 5 | 5 | 4 | 1 | м | 200 |
ж | 140 | |||||||||||||
Специальная сила, раз | 3 | 16 | 13 | 12 | 8 | 12 | 13 | 8 | 5 | 5 | 4 | 1 | м | 300 |
ж | 200 | |||||||||||||
Кол-во соревнований |
|
| 1 | 3 | 3 | 1 |
| 2 | 3 | 4 | 3 |
| м | 20 |
ж | 20 |
*Распределение средств по И. Н. Мироненко, 1989
Уровень специальной подготовленности на этапе. Целенаправленное управление подготовкой высококвалифицированных прыгунов проводится при постоянном текущем контроле за специальной подготовленностью прыгунов, основными составляющими которого являются контроль за техникой выполнения отдельных фаз прыжка и контроль специальной физической подготовленностью спортсменов. Контроль в прыжках в длину на этапе высшего спортивного мастерства проводится с помощью разработанных модельных характеристик технико-физической подготовленности (табл. 77-80).
Таблица 77
Модельные характеристики технической подготовленности
прыгунов в длину на этапе высшего спортивного мастерства
Показатели | Соревновательный результат, м | |||||
7,50 | 7,75 | 8,00 | 8,25 | 8,50 | 8,75 | |
Количество шагов разбега | 19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 22 |
Скорость на п/посл 5м разб., м/с | 9,78 | 10,02 | 10,26 | 10,50 | 10,74 | 10,98 |
Скорость на посл 5м разб., м/с | 9,83 | 10,04 | 10,27 | 10,49 | 10,70 | 10,92 |
Темп 3-го шага от планки, ш/с | 4,13 | 4,20 | 4,27 | 4,34 | 4,41 | 4,48 |
Темп п/последн.шага, ш/с | 4,09 | 4,16 | 4,22 | 4,28 | 4,35 | 4,41 |
Темп последн.шага, ш/с | 4,62 | 4,69 | 4,77 | 4,85 | 4,93 | 5,00 |
Средняя темп.активность, ш/с | 4,28 | 4,35 | 4,42 | 4,49 | 4,56 | 4,63 |
Коэф.реал. скорости разб. о.е. | 0,760 | 0,768 | 0,776 | 0,784 | 0,793 | 0,802 |
Угол постанов. на отталк.,град | 60,9 | 61,5 | 62,1 | 62,7 | 63,3 | 63,9 |
Угол между бедрами при пост. | 43,8 | 42,3 | 40,6 | 39,0 | 37,3 | 35,6 |
Угол сгиб. в КС в ФА отт., град | 139,4 | 141,0 | 142,6 | 144,2 | 145,7 | 147,3 |
Угол сгиб.в ТБС в ФА отт.,град | 157,3 | 159,0 | 160,7 | 162,4 | 164,2 | 166,0 |
Угловое перемещение опорной ноги в отталкивании, град | 43,7 | 42,8 | 41,9 | 41,0 | 40,1 | 39,2 |
Таблица 78
Модельные характеристики технической подготовленности
прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
Показатели | Соревновательный результат, м | ||||
6,25 | 6,50 | 6,75 | 7,00 | 7,25 | |
Количество шагов разбега | 18 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Скорость на п/посл 5м разб., м/с | 8,65 | 8,91 | 9,18 | 9,44 | 9,71 |
Скорость на посл 5м разб., м/с | 8,68 | 8,92 | 9,18 | 9,43 | 9,70 |
Темп 3-го шага от планки, ш/с | 3,94 | 4,03 | 4,13 | 4,22 | 4,31 |
Темп п/последн.шага, ш/с | 3,98 | 4,06 | 4,14 | 4,21 | 4,29 |
Темп последн.шага, ш/с | 4,27 | 4,35 | 4,42 | 4,50 | 4,57 |
Средняя темп.активность, ш/с | 4,06 | 4,14 | 4,22 | 4,31 | 4,39 |
Коэф.реализ скорости разб., о.е. | 0,720 | 0,729 | 0,735 | 0,742 | 0,747 |
Угол сгиб.в КС в ФА отт., град | 129,8 | 132,7 | 135,6 | 138,5 | 141,5 |
Угол сгиб.в ТБС в ФА отт., град | 149,6 | 152,2 | 154,8 | 157,4 | 160,0 |
Угловое перемещение опорной ноги в отталкивании, град | 47,8 | 46,5 | 45,3 | 44,0 | 42,7 |
Угол отталкивания, град | 69,8 | 71,3 | 72,8 | 74,2 | 75,7 |
Таблица 79
Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгунов в длину на этапе высшего спортивного мастерства
Контрольные упражнения | Соревновательный результат, м | |||||
7,50 | 7,75 | 8,00 | 8,25 | 8,50 | 8,75 | |
10 м с хода, элект.хрон., с | 0,989 | 0,976 | 0,963 | 0,951 | 0,938 | 0,926 |
50 м с/ст по движ. р/хрон, с | 5,58 | 5,50 | 5,42 | 5,34 | 5,26 | 5,18 |
5-ной «скачок»с 6-8 б.ш., м | 22,30 | 22,81 | 23,31 | 23,82 | 24,32 | 24,83 |
Тройной с места, м | 9,68 | 9,85 | 10,02 | 10,19 | 10,36 | 10,53 |
Подъем штанги н/грудь %Р | 126 | 134 | 142 | 150 | 158 | 165 |
Таблица 80-
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6