Тренировка в спортивной ходьбе
Исходя из системы соревнований, структура подготовки в годичном цикле имеет в спортивной ходьбе:
1) однопиковый (одноцикловый) характер по отношению к одному главному соревнованию сезона;
2) однопиковый характер с соответствующим удержанием уровня спортивной формы до второго главного соревнования сезона, если второй этап непосредственной предсоревновательной подготовки не превышает 2-3 месяцев;
3) двухпиковый (двухцикловый) характер – впервые в 1987 г. в связи с особенностями международного и соответственно всесоюзного календаря соревнований.
Кроме того, уже практически применяется и трехпиковое (многоцикловое) планирование годичного цикла, т.к. значительной массе скороходов приходится в интересах их спортивной карьеры выступать с полной отдачей сил и соответственно строить свою подготовку, по крайней мере, на трех главных соревнованиях. Например: зимний и летний чемпионаты России, какое-либо крупнейшее международное соревнование или осенний Кубок России по спортивной ходьбе.
В табл. 58-60 приведены соответственно схемы основных вариантов построения и целевой структуры годичного цикла, модели годичного цикла по основным параметрам тренировочных нагрузок (главные соревнования запланированы на 9 и 11-й мезоциклы).
С позиции наилучшей подготовленности к выполнению специальных нагрузок структура годичного цикла с двух-, трехпиковой динамикой нагрузок в наибольшей степени подходит скороходам с большим тренировочным стажем (этап сохранения достижений), так как у них уже заложен значительный фундамент общей выносливости, который позволяет быстрее, раньше переходить от нагрузок общеподготовительного характера к специальной подготовке, что, в свою очередь, способствует более быстрому достижению высокого уровня специальной физической подготовленности – пика спортивной формы. Однако у скороходов этой группы восстановительные процессы замедлены по сравнению с более молодыми скороходами. Кроме того, в процессе многолетней тренировочной и соревновательной деятельности скороходы этой группы перенесли значительные психические напряжения, что также вызывает необходимость более длительного восстановления нервной системы, а следовательно, менее частого воздействия на нее стрессом, как крупные соревнования.
* Основные отличия 1-го этапа непосредственной предсоревновательной подготовки от 2-го (в том случае, если при однопиковой динамике нагрузок главных соревнований два) заключаются: во-первых, в конкретизации установки – на первом этапе необходимо достичь абсолютно наивысшего уровня спортивной формы, на втором – удержать этот уровень и постараться еще более развить его; во-вторых, в длительности реабилитации, соответственно, после отборочного соревнования и первого главного соревнования – на первом этапе применяется 1,5-2 восстановительных недельных микроциклов, на втором – 2,5-3. Задачи подготовки как на первом, так и на втором этапе непосредственной предсоревновательной подготовки однозначны.
Таблица 60
Структура тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки у скороходов
на 20, 50, 10 км (ж) и 20 км (ж)
№ п/п | Показатели тренировочных нагрузок | Мезоциклы | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого | |||
|
| 1. Общий объем, км | 350 | 440 | 550 | 570 | 630 | 660 | 500 | 440 | 430 | 450 | 410 | 270 | 5700 |
|
| 2. Объем средств отн. интенсивности, км | 220 | 310 | 420 | 430 | 500 | 520 | 440 | 330 | 340 | 360 | 320 | 110 | 4300 |
1 | с/х 20км | 3. С/х со скор. 1 км 4.114.35, км | 15 | 30 | 45 | 50 | 55 | 55 | 55 | 60 | 50 | 35 | 50 |
| 500 |
|
| 4. С/х со скор. 1 км 4.10 и быстрее, км |
| 5 | 20 | 30 | 30 | 40 | 45 | 55 | 30 | 55 | 40 |
| 350 |
|
| 1. Общий объем, км | 420 | 640 | 670 | 730 | 670 | 720 | 690 | 590 | 610 | 630 | 510 | 320 | 7200 |
|
| 2. Объем средств относит, интенсивности, км | 260 | 430 | 470 | 440 | 470 | 550 | 510 | 410 | 450 | 400 | 370 | 140 | 4900 |
2 | с/х 50км | 3. С/х со скор. 1 км 4.114.35, км |
| 5 | 20 | 30 | 50 | 75 | 110 | 120 | 80 | 120 | 90 |
| 700 |
|
| 4. С/х со скор. 1 км 4.10 и быстрее, км |
|
| 5 | 10 | 15 | 25 | 35 | 30 | 30 | 20 | 30 |
| 200 |
|
| 1. Общий объем, км | 290 | 360 | 440 | 480 | 460 | 500 | 420 | 380 | 370 | 410 | 360 | 230 | 4700 |
3 | с/х 10км (ж)* | 2. Объем средств отн. интенсивности, км | 140 | 210 | 240 | 250 | 270 | 280 | 230 | 200 | 220 | 240 | 230 | 90 | 2600 |
3. С/х со скор. 1 км 4.114.35, км |
| 10 | 15 | 15 | 30 | 35 | 35 | 40 | 30 | 20 | 30 |
| 250 | ||
4. С/х со скор. 1 км 4.10 и быстрее, км |
|
|
|
| 5 | 10 | 15 | 20 | 15 | 20 | 15 |
| 100 |
В то же время двух-, трехпиковая (многоцикловая) структура годичного цикла будет способствовать ускорению роста мастерства более молодых скороходов, так как наивысший уровень всех специальных качеств будет достигаться не один раз, а два-три раза, т.е. уровень специальной направленности подготовки и в годичном цикле, и в многолетнем плане будет значительно более высоким.
Таким образом, в многолетнем плане для конкретного скорохода, видимо, целесообразно рациональное сочетание как однопикового планирования, так и двух-, трехпикового, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого скорохода и тех задач, которые он ставит перед собой в предстоящем сезоне.
Учитывая вышесказанное и исходя из практики подготовки скороходов высшей квалификации, можно рекомендовать следующие оптимальные варианты структуры годичного цикла на каждом этапе многолетней подготовки:
На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки наиболее оптимально использование 3 - 4-циклового планирования.
На этапе спортивного совершенствования наиболее оптимально использование трехциклового планирования в сочетании с двухцикловым (например, в последние 1-2 года этапа) и в необходимых случаях одноцикловым (например, в последний год).
На этапе высших спортивных достижений наиболее оптимально использование двухпикового планирования в сочетании с одноцикловым (в случае, если необходимо более эффективное восстановление после предыдущего сезона и с целью более тщательной подготовки к какому-либо соревнованию) и трехцикловым (в качестве наиболее интенсивной и специальной по направленности структуры).
На данных этапах соревнования носят преимущественно контрольный характер. Определенный уровень ответственности и психической напряженности носят соревнования лишь в последние 1-2 года на этапе специализированной базовой подготовки.
Структура годичного цикла связана, прежде всего, со сроками соревнований, которые, как правило, проводятся во время школьных каникул, и отражает закономерности адаптации к выполняемым на данных этапах нагрузкам.
Таким образом, структура каждого годичного цикла, этапов подготовки, каждой структурной единицы формируется в зависимости от календарных сроков главных и отборочных соревнований, целей и задач цикла в целом и каждого этапа, закономерностей развития спортивной формы.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6