logo
легкая атлетика редактир полный текст

2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета

Управление в самом общем виде – это перевод объекта (процесса, явления и т.п.) из одного состояния в другое, заранее заданное. Это определение в значительной степени соответствует целям подготовки, которая заключается в том, чтобы перевести спортсмена из одного состояния в другое. В большинстве случаев это будет достижение через определенное время и более высоких спортивных результатов. Управление системой подготовки происходит по трехтактному принципу: прямой связи от управляющей подсистемы (тренера, врача, психолога и др.) к управляемой подсистеме (спортсмену, функциональным системам его организма); обратной связи (от состояния спортсмена и его систем к тренеру); коррекции прямой связи на основе сравнения ее с показателями, полученными на основе обратной связи.

В процессе управления прямая связь – это информация о том, что и как надо делать, чтобы добиться достижения поставленной цели.

Обратная связь – это информация, полученная в ходе контроля подготовки путем сопоставления достигнутых показателей и условий их выполнения с параметрами прямой связи и модельными характеристиками.

На основе сравнения показателей прямой и обратной связи происходит принятие решений в виде коррекции тренировочных программ, регламентирующих дальнейшее содержание и направленность соревновательного и тренировочного процессов в различных циклах тренировки.

Управление осуществляется в трех основных направлениях: оперативное, текущее и этапное. Оперативное управление связано с необходимостью воздействия на оперативное состояние спортсменов, и поэтому оно осуществляется в пределах одного тренировочного занятия или старта.

Задача текущего управления заключается в таких воздействиях, при которых структура нагрузок соответствовала бы текущим (повседневным) колебаниям в состоянии спортсменов. Обычно эти колебания цикличны, и один законченный цикл соответствует тренировочному микроциклу. Поэтому текущее управление осуществляется, как правило, в пределах микроцикла. Управление «устойчивыми» состояниями (этапными) проводится в более длительных циклах.

Оперативное управление соревновательной деятельностью проводится по результатам контроля за поведением спортсмена как непосредственно в ходе соревнований, так и в результате анализа отдельных, уже выполненных спортсменами забегов, попыток.

Технология управления предусматривает ряд операций: постановку цели, прогнозирование, моделирование, программирование (планирование), комплексный контроль и на основе этого принятие необходимых решений и внесение коррекций в разработанные программы.

Постановка цели и прогнозирование спортивных достижений. При постановке перспективных и ближних целей необходимо придерживаться следующих принципиальных положений:

– цель должна быть конкретной и сформулирована в количественных показателях; следует понимать, почему выбрана именно эта цель;

– цель должна быть труднодоступной, но достижимой;

– следует рассчитать время и усилия, необходимые для достижения цели;

– необходимо верить в достижение поставленной цели и письменно оформить эту цель;

– наметить промежуточные (контрольные) подцели и даты их выполнения. Для достижения поставленной цели необходимо спрогнозировать будущее, выраженное рядом показателей.

Наиболее важными направлениями прогнозирования являются:

– прогнозирование развития легкой атлетики и отдельных видов в связи с научно-техническим прогрессом, ростом популярности спорта, его коммерциализацией и профессионализацией, изменениями правил;

– прогнозирование личных спортивных достижений, которые исходят из уровня предыдущих результатов; при этом следует учитывать рекордные достижения различного уровня;

– прогнозирование командных результатов на основе соотношения сил между отдельными командами;

– прогнозирование модельных характеристик спортсменов на различных этапах годичной и многолетней подготовки, направленное на формирование вероятностного суждения о способности достигнуть запланированные результаты.

В процессе прогнозирования используются математические методы, экспертный опрос и ряд еще более простых, доступных для тренера методов: историческая аналогия и интуитивное предвидение.

При применении графических методов прогнозирования используется «экстраполяция», заключающаяся в распространении выводов (результатов и других показателей), полученных из наблюдений над одной предыдущей частью, предшествующей спортивной практики, на другую его часть – будущую спортивную деятельность.

Моделирование в системе управления. Обычно выделяют две группы модельных построений. В первую входят модели соревновательной деятельности, специальной подготовленности и морфофункционального состояния организма.

Во вторую – модели структурных образований тренировочного процесса, различных по длительности и содержанию – макроциклов, периодов, мезоциклов и микроциклов, отдельных занятий и их частей.

Модели во многом помогают систематизировать изучение спортсмена и его деятельности. В качестве примера в табл. 9 приведена модель для скоростно-силовых видов легкой атлетики.

Моделирование предопределяет необходимость предвидения динамики состояния спортсмена в течение определенного времени тренировки в силу известной неоднозначности развертывания во времени различных характеристик состояния под влиянием тренировочных нагрузок. Это весьма сложная задача. Ее решение в реальных условиях планирования спортивной подготовки на конкретный промежуток времени требует существенных упрощений.

Таблица 9

Блок-схема модели спортсмена в скоростно-силовых видах легкой атлетики (по Ю. М. Бакаринову)

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Способ выполнения упражнения

Финальное усилие: углы вылета, снаряда, тела, отталкивания, траектория движения и т.п.

Скорость вылета, движения

Характеристика разбега (количество шагов, скорость на последнем шаге)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Общий уровень развития ведущих двигательных качеств

Уровень реализации в соревновательном упражнении

Уровень реализации в контрольных упражнениях

Эффективность технического действия

Надежность технического действия

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОЗРАСТ И СПОРТИВ-НЫЙ СТАЖ

Характеристики

Свойства личности

Типологические особенности

Психомо-торные качества

Тотальныеразмерытела

Пропорции

Состав тела

анализаторов эндокринной системы

нервно-мышечной и сердечно-сосудистой системы

Программирование (планирование) компонентов спортивной подготовки. Заключительным фрагментом, отождествляющим прямую связь от тренера к спортсмену, является программирование (планирование).

Под планированием следует понимать составление конкретной тренировочной документации на основе закономерностей построения подготовки в макро-, мезо- и микроциклах.

Процесс планирования спортивной подготовки имеет свои противоречия: чем длиннее намечаемый интервал времени, чем на большие сроки разрабатывается план, тем труднее становится предвидеть, какими будут конкретные черты этого процесса в действительности.

Для преодоления этого противоречия обычно разрабатывают планы подготовки, как правило, в трех интервалах времени: многолетние (4-8 лет), годичные и более краткосрочные (текущие и оперативные).

Чем крупнее структура определенного цикла подготовки, тем меньше степень детализации плана.

Более подробно технология планирования подготовки рассмотрена в соответствующем разделе учебника.

Комплексный контроль в системе управления спортивной подготовкой. Комплексный контроль – это оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и др. методы и тесты).

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: тренировочных и соревновательных воздействий, функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях, состояния внешней среды.

Сопоставив значения показателей разных групп, можно установить причинно-следственные связи между тренировочными и соревновательными нагрузками и результатами, достигнутыми в соревнованиях, с учетом всех факторов внешней среды (погода, состояние спортивного сооружения, инвентаря, поведение зрителей и судейства).

После такого сопоставления и анализа можно дать оценку спортивным достижениям и вносить коррекции в уже имеющиеся документы тренировки и личного календаря соревнований.

Общие положения, структура комплексного контроля, требования к тестированию изложены в специальных учебниках. Поэтому в данном пособии эти проблемы излагаются очень кратко.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования, или процедуры измерения результатов в тестах.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Информация о структуре соревновательных упражнений представляется исключительно важной, ибо на основе ее оцениваются тренировочные упражнения и их нагрузка. Однако необходимо выбрать из множества показателей соревновательной деятельности только информативные, которые и должны применяться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает оценку специальной физической подготовленности; технико-тактической подготовленности; оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

Контроль за факторами внешней среды необходим для принятия правильного решения по итогам комплексного контроля, т.к. необходимо учитывать те условия, в которых проходила соревновательная и тренировочная деятельность.

На практике часто случается, что факторы внешней среды не позволяют показать спортсмену высокий результат.

К таким факторам относятся:

– климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);

– состояние спортивного сооружения (покрытие, освещенность, размеры, микроклимат);

– качество спортивного инвентаря и оборудования и объективность судейства;

– поведение зрителей и социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;

– продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха.

Оценив влияние этих внешних факторов на ход соревновательной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

Принятие решений об уровне подготовленности спортсмена и внесение коррекций в тренировочные программы Решение всех задач управления подготовкой спортсмена требует обработки и анализа информации, полученной в результате комплексного контроля. На основе сравнения этих показателей с параметрами моделей и программ можно подготовить различные варианты альтернативных решений, а затем выбрать наиболее оптимальное. Таким образом, процесс принятия решений представляет собой комплекс различных операций, выполняемых чаще всего коллективными усилиями спортсмена, тренера, врача и т.д.

В самом общем виде заключительная операция управления представляет собой цикл, состоящий из трех взаимно переходящих друг в друга фаз: принятие решения; корректировка программы соревнований и тренировки; организация исполнения скорректированных программ. Принятие решения является неотъемлемой органической частью процесса управления спортивной подготовкой.