1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
В легкой атлетике к средним дистанциям относят бег на 800 и 1500 м, к длинным – бег на 5000 м, 10000 м, к марафонским – бег на 42 км 195 м. Эти виды включены в программу крупнейших соревнований, в том числе Олимпийских игр, как у мужчин, так и у женщин.
Кроме того, в различных странах проводятся старты в беге на 880 ярдов, 1, 2, 3 мили, 1000, 2000, 3000 м, часовой бег, 20 км, 30 км, 50 км, 100 км, суточный и горный бег. Популярны также соревнования в кроссовом беге на пересеченной местности на дистанциях от 1 до 15 км.
Среди бегунов на выносливость можно выделить две группы: специализирующихся преимущественно на 1-2 дистанциях, например, 800 и 1500 м, 5000 и 10000 м и универсалов, стартующих в широком диапазоне беговых видов от 1500 м до 10000 м или от 3000 м до марафона.
Поэтому и система тренировки спортсменов, отнесенных к этим группам, имеет определенные особенности. В начале XXI в. уровень мировых рекордов в беге на выносливость в большинстве видов стабилизировался. Небольшие изменения происходят в марафоне и на длинных дистанциях, в которых доминируют бегуны Эфиопии, Кении, Марокко, уроженцы среднегорья Северной и Восточной Африки.
Анализ достижений показывает, что за последние 20-25 лет уровни 10-го и 100-го результатов в мире изменились незначительно. Это позволяет предполагать, что дальнейший прогресс достижений будет связан в большей мере с отбором талантливых бегунов, генетически приспособленных к двигательной деятельности, проходящей в условиях недостатка кислорода, с высокой экономичностью работы, мощностью и емкостью систем энергообеспечения организма.
Прогресс спортивных достижений бегунов на выносливость будет также обеспечиваться совершенствованием технологии использования факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
В беге на выносливость как у мужчин, так и у женщин больших успехов за последние 50 лет на Олимпиадах и чемпионатах мира добивались спортсмены Европы, Америки, Африки, Азии и Океании. Это указывает на то, что система подготовки все более и более становится интернациональной.
Современные бегуны высокой квалификации имеют высший уровень физических и психических способностей и определенные диапазоны возрастных, антропометрических и функциональных показателей, а также высокое техническое и тактическое мастерство (табл. 5).
Таблица 5
Характеристика ведущих бегунов мира
№ п/п | Фамилия, имя | Страна | Рост/ масса тела | Спортивные результаты |
Лучшие достижения |
Возраст, годы | |
Мужчины | |||||||
1 | В. Кипкетер | Дания (Кения) | 172/62 | 46,85 | 1.41,11 | чм - 800 | 27 |
2 | Ю. Борзаковский | Россия | 181/70 | 45,84 | 1.42,47 | оч - 800 | 24 |
3 | И. Эль-Геруж | Марокко | 176/58 | 3.26,00 | 12.50,24 | оч - 1500 | 30 |
4 | Н. Марсели | Алжир | 172/62 | 3.27,31 | 7.25,11 | оч - 1500 | 26 |
5 | Х. Гебресиласи | Эфиопия | 154/53 | 12.39,36 | 26.32,75 | оч – 5 и 10 км | 23-27 |
6 | К. Бекеле | Эфиопия | 160/54 | 12.37,35 | 26.17,53 | оч – 5 и 10 км | 22 |
7 | Х. Ханиуги | США | 165/57 | 27.47,0 | 2.05,38 | мр – 42195 марафон | 31 |
8 | П. Тергат | Кения | 182/62 | 26.27,85 | 2:04.55,00 | мр - 42195 марафон | 34 |
9 | П. Коеч | Кения | 166/57 | 7.56,37 с/м | 13.11,26 | чм – 3000 с/п | 24 |
10 | М. Киптануи | Кения | 175/60 | 7.56,16 с/м | 12.54,85 | чм – 3000 с/п | 23 |
Женщины | |||||||
1 | Я. Крагохвилова | Чехия | 170/64 | 47,99 | 1.53,28 | чм – 800 | 32 |
2 | С. Мастеркова | Россия | 172/59 | 1.55,87 | 3.56,77 | оч – 800, 1500 | 28 |
3 | Т. Казанкина | СССР | 162/47 | 1.54,94 | 3.52,47 | оч – 800, 1500 | 22 и 26 |
4 | Н. Олизаренко | СССР | 165/53 | 1.53,43 | 3.56,80 | оч – 800 | 25 |
5 | О. Егорова | Россия | 160/48 | 8.23,26 | 14.29,32 | чм – 5 км | 29 |
6 | М. Дефар | Эфиопия | 155/42 | 8.24,66 | 14.24,66 | оч – 5 км | 21 |
7 | П. Редклиф | Велико-британия | 173/54 | 14.29,11 | 2:15.25,03 | мр –марафон | 30 |
8 | К. Ндереба | Кения | 160/45 | 1.07,54 п/м | 2:18.47,0 | чм –марафон | 29 |
Обозначения: чм – чемпионат мира, оч – Олимпийский чемпионат, мр – мировой рекордсмен, п/м – полумарафон, с/п – с препятствиями
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6