1.17. Техника спортивной ходьбы
Спортивная ходьба представляет собой регламентированный правилами способ передвижения, имеющий общие с обычной ходьбой исходные признаки. Этими признаками являются локомоторность и цикличность, т.е. передвижение осуществляется относительно опоры с периодическим повторением всех движений. Специфичность техники спортивной ходьбы обусловлена поcтоянно повышающимися требованиями к скорости передвижения. Рассмотрим технику спортивной ходьбы с этой позиции. В качестве основной иллюстрации служит кинограмма 1 чемпионки мира по спортивной ходьбе Ирины Страховой.
Движения ног в спортивной ходьбе характеризуются свободным переносом ноги, низким прохождением стопы переносной ноги над грунтом (кадры 2-16). Выпрямление ноги происходит в момент постановки на грунт (кадры 2-3, 17-18). У некоторых скороходов в момент приземления нога немного недовыпрямлена (172-179°), что позволяет избежать «втыкающей», тормозящей продвижение вперед постановки. Чем выше скорость ходьбы, тем в большей степени выпрямлена в этот момент нога. Постановка ноги производится подчеркнуто с пятки не слишком далеко от проекции общего центра тяжести тела скорохода, что также способствует уменьшению тормозящего момента реакции опоры. Угол постановки составляет 64-60° (кадры 3-18). Чем выше скорость ходьбы, тем больше угол постановки. Техника скороходов высшей квалификации отличается уменьшенной величиной угла отталкивания (44°), что позволяет производить отталкивание эффективней и с большей вероятностью сохранения контакта (кадры 1, 16). Угол отталкивания при возрастании скорости ходьбы остается практически неизменным.
Туловище сохраняет прямое положение при ходьбе при незначительном наклоне вперед. В фазе отталкивания (кадры 9-16) наклон 1,5-3°. Чем выше скорость ходьбы, тем больше угол наклона. При этом характерны компенсаторное движение туловища – незначительный наклон в сторону опорной ноги, «скручивание» туловища в результате поворотов пояса и таза в противоположных направлениях. Необходимо отметить, что наклон должен быть общим, а не «изломом», т.к. в этом случае таз «проваливается», остается сзади, что резко снижает эффективность движений таза вокруг вертикальной оси, длину и частоту шагов.
Кинограмма 1. Техника спортивной ходьбы (женщины)
Движения таза акцентированы вокруг вертикальной оси (кадры 1-18), что ведет к увеличению не только длины, но и частоты шагов, так как при этом происходит включение в работу дополнительных мышц, обеспечивающих большую скорость переноса ноги. Движения таза тесно связаны с положением туловища: правильный (общий) наклон туловища (тела) обусловливает правильный, эффективный наклон таза (1,5-3°). Таз, как и туловище, подан вперед.
Движения рук осуществляются в боковой плоскости и направлены к средней линии тела, не пересекая ее (1-18°). Угол в локтевых суставах около 90° и более. Больший угол сгибания рук в локтевых суставах способствует увеличению длины шага, рациональному сочетанию сокращения и расслабления в работе мышц плечевого пояса, всех мышц тела, общей экономичности движений. Угол сгибания рук изменяется на протяжении дистанции: в момент вертикали (8) больше, при движении рук вперед или назад (кадры 1-18) – меньше. Чем выше скорость ходьбы, тем меньше угол сгибания рук.
Тенденция к сокращению длительности фаз и периодов ходьбы, а также к наращиванию усилий при возрастании скорости ходьбы находит свое выражение в увеличении длины (до 115-125 см) и частоты (до 215-225 шаг./мин) шагов, оптимальность соотношения которых и определяет наивысшую скорость в спортивной ходьбе.
На кинограмме 2 представлена техника спортивной ходьбы у мужчин.
Кинограмма 2. Техника спортивной ходьбы (мужчины)
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6