2.2. Планирование многолетней тренировки
Для планирования спортивной тренировки легкоатлета необходимы следующие документы:
а) план многолетней (перспективной) тренировки;
б) план тренировки на текущий год;
в) рабочий план на месяц в форме недельных циклов занятий;
г) план-конспект очередного занятия.
Многолетний (перспективный) план определяет режим тренировочной работы на 2-6 лет. Его следует составлять на обозримый период, т. е. на такой срок, когда занимающийся гарантированно будет под контролем данного тренера-преподавателя (обучение в школе или вузе, служба в армии и пр.).
В плане многолетней тренировки в зависимости от условий работы для каждого года занятий определяются:
– цели и задачи тренировочного процесса;
– исходные данные состояния занимающихся на момент составления плана;
– число тренировочных занятий и общее количество тренировочного времени по годам;
– уровни специальной и общей физической подготовки;
– выполнение нормативов ЕВСК;
– осуществление врачебного контроля;
– участие в соревнованиях.
План скрепляется подписью тренера, врача, спортсмена или его родителей. Многолетний план составляется как на группу юных легкоатлетов (до II спортивного разряда), так и индивидуально на каждого занимающегося (для спортсменов старших разрядов).
В современном спорте достижение высоких результатов становится возможным только тогда, когда необходимые для этого основы были заложены еще в детском и закреплены в юношеском возрасте. Заметных успехов добиваются лишь те спортсмены, которые обладают ярко выраженными морально-волевыми качествами и выдающейся физической работоспособностью, владеют совершенной техникой и тактикой в своем виде легкой атлетики, имеют большую устойчивость к сбивающим факторам в соревновательной деятельности. Спортивная тренировка от новичка до рекордсмена представляет собой единый процесс, который протекает по общим закономерностям. Необходимость многолетнего процесса тренировки вытекает также из требований практики: уметь видеть и правильно, последовательно строить тренировку к направленному формированию спортивного мастерства. Установлено, что путь от новичка до мастера спорта международного класса требует, как правило, 10 и более лет.
Составлять перспективный план для юного легкоатлета принято на обозримый период тренировки, т. е. на 4–6 лет (в отдельных случаях – на 8 лет). Перспективный план определяет общие направления построения тренировочного процесса по годам. В построении многолетней тренировки для начинающих легкоатлетов следует исходить из принципа многоборной подготовки во всех видах легкой атлетики, предусматривая также использование широкого круга физических упражнений, способствующих наилучшему формированию и развитию организма занимающегося и обеспечивающих его всестороннее физическое развитие. По мере улучшения степени подготовленности спортсменов усиливается роль специальной подготовки и снижаются относительные объемы общефизической подготовки.
Поставленные задачи не должны требовать от юного спортсмена преждевременных сверхнапряжений (во вред нормальному развитию и формированию организма). Достижение наивысших спортивных результатов также подчинено общим закономерностям. Они, как правило, для каждого вида легкой атлетики приходятся на определенный период жизни атлетов.
В перспективном планировании для ведущих спортсменов принят четырехлетний цикл подготовки (например, от одних олимпийских игр до следующих и т. д.). При составлении перспективного плана подготовки на такой срок более точно учитываются индивидуальные особенности легкоатлета, его возраст, физическое развитие, морально-волевые качества, а также результаты в беге (на короткие и другие дистанции), прыжках, метаниях, а также в контрольных упражнениях. На основании этих данных определяются сильные стороны легкоатлета и намечаются пути дальнейшего роста в избранной специализации. В перспективном плане тренировки выделяются и слабые стороны подготовленности легкоатлета, на развитие которых надо обратить особое внимание.
В многолетней подготовке юных легкоатлетов принято выделять следующие четыре этапа: этап предварительной подготовки, этап начальной спортивной специализации, этап углубленной тренировки в избранном виде спорта и этап спортивного совершенствования.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6