logo
легкая атлетика редактир полный текст

Этап предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки легкоатлетов, как правило, начинается с 9 лет и заканчивается к 12 годам. Время начала занятий на этом этапе определяется совместными решениями родителей, тренеров-педагогов и прежде всего самими детьми. В практике отмечены случаи успешного начала систематических занятий легкой атлетикой детей и с 4 лет. Главное – не с какого возраста приступать к тренировкам, а как строить занятия с учетом возрастных особенностей детей. В этом возрастном периоде развития детей наблюдается наибольшая восприимчивость их организма к нагрузкам, что выражается в относительно быстром наращивании результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств; в то же время этот период развития характеризуется неустойчивым вниманием и высоким проявлением эмоций. Дети этого возраста обычно обучаются в школе, и организация первых занятий по легкой атлетике непосредственно в школе играет, естественно, положительную роль.

Основными задачами в группах начальной подготовки являются воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой и трудолюбие, укрепление здоровья, улучшение разносторонней двигательной подготовленности, овладение основными двигательными навыками (спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, всех видов метаний), воспитание морально-волевых качеств.

В конце этапа на базе комплексного развития физических качеств и овладения основами легкоатлетических движений возможен отбор детей для последующих занятий на этап начальной специализации по пяти основным группам видов легкой атлетики: а) спринтеры (спринтерский и барьерный бег); б) для видов, связанных с проявлением выносливости (бег на выносливость и спортивная ходьба); в) прыгуны; г) метатели; д) многоборцы.

Таким образом, главной задачей этапа является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе видов легкоатлетического спорта, а затем отбор их для специализации по группам видов. Исключение могут составить лишь прыжки с шестом, спортивная ходьба и метание копья, для которых уже в этом возрасте следует определить довольно точно специфические способности детей.

Основными средствами подготовки юных легкоатлетов на данном этапе являются легкоатлетические упражнения: упражнения из других видов спорта, решающих задачи разносторонней физической подготовки, волевой подготовки и упражнений, повышающих эмоциональность занятий (подвижные игры, гимнастика, акробатика, соревнования и т. д.). Причем соревновательные упражнения используются как по видам легкой атлетики, так и других видов спорта: спортивных игр, лыжным гонкам, гимнастике и пр.

Важную роль на этом этапе многолетней тренировки играет теоретическая подготовка. Она включает основы знаний истории и практики легкой атлетики, гигиенические знания, знания основ правил соревнований и пр.

Значительный отсев из групп начальной подготовки, наблюдаемый в ДЮСШ, часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому в группах начальной подготовки упражнения для повышения эмоциональности: подвижные и спортивные игры (особенно ручной мяч, баскетбол и т. д.), гимнастические и акробатические упражнения, соревнования – должны по времени занимать не менее 1/3 от общего объема занятий. Объем средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями. На первом году обучения в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 90 мин (312 часов за год), на втором – 3-4 раза в неделю по 90-120 мин (468 часов за год).

В процессе занятий необходимо систематически вести педагогический контроль, используя контрольные упражнения, которые на этапе начальной подготовки должны быть достаточно разнообразными и направленными на тестирование основных физических качеств и двигательных навыков. Динамика тестовых показателей будет являться одним из критериев ориентации будущих спортсменов для занятий отдельными видами легкой атлетики. Тестирование следует проводить не менее 4 раза в год: в начале и в конце учебного года, а также после каждых 2-3 месяцев занятий.

При освоении юным спортсменом соревновательных упражнений необходимо обращать внимание в первую очередь на овладение основными – ведущими элементами движений. На последующих этапах многолетней тренировки, с ростом уровня подготовленности техника изменяется в сторону большей индивидуализации. Поэтому необходимо обучать юных спортсменов не самим легкоатлетическим упражнениям, а, прежде всего, правильным основам их техники, на базе которых впоследствии можно продолжить их совершенствование. Иначе говоря, необходимо закладывать «школу» движений; при этом необходимо предлагать будущему спортсмену различные варианты выполнения упражнений – по возможности широкую гамму форм выполнения упражнений, из которых впоследствии и будут строиться наиболее рациональные варианты, обеспечивающие более эффективное решение конкретной двигательной задачи.

Большую роль в технической подготовке спортсменов играет способность выполнять движения свободно, расслабленно. Уже на этапе начальной подготовки необходимо учить детей умению расслабляться сначала в состоянии стоя, сидя и лежа, а затем в движении при выполнении бега, прыжков, метаний, ходьбы.

Учебный год в группах начальной подготовки желательно начинать с 1 сентября. Годовой цикл тренировочного процесса для детей 9-12 лет должен строиться без разделения на этапы как один единый подготовительный период. При этом все начинающие легкоатлеты занимаются по общему плану подготовки, как правило, их индивидуальная предрасположенность к отдельным видам не учитывается.