Этап предварительной подготовки
Этап предварительной подготовки легкоатлетов, как правило, начинается с 9 лет и заканчивается к 12 годам. Время начала занятий на этом этапе определяется совместными решениями родителей, тренеров-педагогов и прежде всего самими детьми. В практике отмечены случаи успешного начала систематических занятий легкой атлетикой детей и с 4 лет. Главное – не с какого возраста приступать к тренировкам, а как строить занятия с учетом возрастных особенностей детей. В этом возрастном периоде развития детей наблюдается наибольшая восприимчивость их организма к нагрузкам, что выражается в относительно быстром наращивании результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств; в то же время этот период развития характеризуется неустойчивым вниманием и высоким проявлением эмоций. Дети этого возраста обычно обучаются в школе, и организация первых занятий по легкой атлетике непосредственно в школе играет, естественно, положительную роль.
Основными задачами в группах начальной подготовки являются воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой и трудолюбие, укрепление здоровья, улучшение разносторонней двигательной подготовленности, овладение основными двигательными навыками (спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, всех видов метаний), воспитание морально-волевых качеств.
В конце этапа на базе комплексного развития физических качеств и овладения основами легкоатлетических движений возможен отбор детей для последующих занятий на этап начальной специализации по пяти основным группам видов легкой атлетики: а) спринтеры (спринтерский и барьерный бег); б) для видов, связанных с проявлением выносливости (бег на выносливость и спортивная ходьба); в) прыгуны; г) метатели; д) многоборцы.
Таким образом, главной задачей этапа является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе видов легкоатлетического спорта, а затем отбор их для специализации по группам видов. Исключение могут составить лишь прыжки с шестом, спортивная ходьба и метание копья, для которых уже в этом возрасте следует определить довольно точно специфические способности детей.
Основными средствами подготовки юных легкоатлетов на данном этапе являются легкоатлетические упражнения: упражнения из других видов спорта, решающих задачи разносторонней физической подготовки, волевой подготовки и упражнений, повышающих эмоциональность занятий (подвижные игры, гимнастика, акробатика, соревнования и т. д.). Причем соревновательные упражнения используются как по видам легкой атлетики, так и других видов спорта: спортивных игр, лыжным гонкам, гимнастике и пр.
Важную роль на этом этапе многолетней тренировки играет теоретическая подготовка. Она включает основы знаний истории и практики легкой атлетики, гигиенические знания, знания основ правил соревнований и пр.
Значительный отсев из групп начальной подготовки, наблюдаемый в ДЮСШ, часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому в группах начальной подготовки упражнения для повышения эмоциональности: подвижные и спортивные игры (особенно ручной мяч, баскетбол и т. д.), гимнастические и акробатические упражнения, соревнования – должны по времени занимать не менее 1/3 от общего объема занятий. Объем средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями. На первом году обучения в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 90 мин (312 часов за год), на втором – 3-4 раза в неделю по 90-120 мин (468 часов за год).
В процессе занятий необходимо систематически вести педагогический контроль, используя контрольные упражнения, которые на этапе начальной подготовки должны быть достаточно разнообразными и направленными на тестирование основных физических качеств и двигательных навыков. Динамика тестовых показателей будет являться одним из критериев ориентации будущих спортсменов для занятий отдельными видами легкой атлетики. Тестирование следует проводить не менее 4 раза в год: в начале и в конце учебного года, а также после каждых 2-3 месяцев занятий.
При освоении юным спортсменом соревновательных упражнений необходимо обращать внимание в первую очередь на овладение основными – ведущими элементами движений. На последующих этапах многолетней тренировки, с ростом уровня подготовленности техника изменяется в сторону большей индивидуализации. Поэтому необходимо обучать юных спортсменов не самим легкоатлетическим упражнениям, а, прежде всего, правильным основам их техники, на базе которых впоследствии можно продолжить их совершенствование. Иначе говоря, необходимо закладывать «школу» движений; при этом необходимо предлагать будущему спортсмену различные варианты выполнения упражнений – по возможности широкую гамму форм выполнения упражнений, из которых впоследствии и будут строиться наиболее рациональные варианты, обеспечивающие более эффективное решение конкретной двигательной задачи.
Большую роль в технической подготовке спортсменов играет способность выполнять движения свободно, расслабленно. Уже на этапе начальной подготовки необходимо учить детей умению расслабляться сначала в состоянии стоя, сидя и лежа, а затем в движении при выполнении бега, прыжков, метаний, ходьбы.
Учебный год в группах начальной подготовки желательно начинать с 1 сентября. Годовой цикл тренировочного процесса для детей 9-12 лет должен строиться без разделения на этапы как один единый подготовительный период. При этом все начинающие легкоатлеты занимаются по общему плану подготовки, как правило, их индивидуальная предрасположенность к отдельным видам не учитывается.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6