3.1. Проблемы спорта высших достижений
В XX веке спортивное движение в мире непрерывно расширялось, несмотря на пессимистические оценки ряда социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными негативными тенденциями, сопровождающими его развитие.
В настоящее время большинство специалистов пришли к общему мнению о том, что спортивная практика разделилась на два направления: массовый (общедоступный, ординарный) спорт и спорт высших достижений. И если структура массового спорта не вызывает дискуссий среди специалистов, то взгляды на структуру спорта высших достижений в литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт, другие на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий и т.д. Однако современный спорт высших достижений – это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены-профессионалы. В связи с этим разделять спорт высших достижений на «профессиональный» и «олимпийский» не логично, так на Олимпиадах в большинстве выступают профессионалы. Другая классификация предусматривает деление на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий спорт, что также не соответствует положению, сложившемуся в реальной спортивной практике, т.к. большинство профессионалов имеют очень высокие спортивные результаты и мировые рекорды и выступают на различных соревнованиях. Таким образом, спорт высших достижений представляет собой симбиоз, объединяющий «любительский» и профессиональный спорт, субъектами которого выступают спортсмены, сохраняющие независимо от своего социально-правового статуса верность идеалам Олимпийской хартии. И все же разделение спортсменов создает определенные трудности для национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций, так как их интересы часто расходятся с интересами менеджеров и спонсоров, с одной стороны, и спортсменов и тренеров, с другой. Поэтому пока еще не найдены пути консолидации всех социальных групп участников спорта высших достижений, особенно при подготовке к Олимпийским играм.
Успешное функционирование спорта высших достижений обеспечивается высокоорганизованной системой подготовки, включающей три главные подсистемы: соревнования, тренировки и факторы, повышающие эффективность соревновательной и тренировочной деятельности. Эта система развивается на основе закономерностей теории спорта и теории систем, а управление этой системой основывается на теории управления (менеджмента). Важнейшая составляющая системы, повышающей эффективность подготовки, включает: ориентацию и отбор спортсменов, подбор кадров, информационное, научное медико-биологическое, материально-техническое обеспечение, финансирование, использование факторов внешней среды (климата), организационные структуры управления. Каждый компонент имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим законам построения функционирования и развития системы.
Система соревнований в своем развитии связана с непрерывной коммерциализацией спорта, что привело к значительному расширению общего (официального) календаря международных соревнований. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в легкой атлетике проведением серийных соревнований «Гран-при», «Золотая лига», других коммерческих стартов. В связи с этим возникло определенное противоречие, т.к. достижение высших результатов на главных соревнованиях связано с определенным, наиболее рациональным для индивидуума общим числом стартом и их количеством, с максимальной мобилизацией возможностей организма и соответствующим подведением к главным из них.
Количество соревнований в индивидуальном календаре во многом зависит от особенностей вида спорта, квалификации, возраста, спортивного стажа и личностных характеристик спортсмена. Однако бесконечное увеличение количества соревнований все же нецелесообразно. Поэтому возникает проблема определения оптимальной плотности соревнований, которая характеризуется величиной интервалов между отдельными стартами, заполняемых тренировкой. Из года в год повышается физическая и психическая напряженность индивидуального календаря. Это связано как с увеличением конкуренции в завоевании призовых мест в соревнованиях и получением высокого рейтинга, влияющего на дальнейшие материальные вознаграждения спортсмена, так и с выплатами денежных сумм непосредственно за участие и успех в конкретном старте. Изучение количественных показателей соревновательной практики сильнейших спортсменов мира показало достаточную вариативность индивидуальной системы соревнований, а количественные и качественные различия в разных видах спорта связаны с биомеханическими, физиологическими, спортивно-медицинскими, психологическими причинами, определяющими и ограничивающими количественные параметры индивидуального календаря.
Во многих видах спорта образовались группы спортсменов, которые пытаются решать параллельно две главные задачи успешного выступления: на Играх Олимпиад и чемпионатах мира, а также коммерческих стартах, стартах Кубков мира, «Гран-при». Для отдельных выдающихся спортсменов, имеющих большое преимущество перед своими соперниками, решение этих двух задач вполне под силу. Однако в большинстве индивидуальных видов спорта, к которым относится и легкая атлетика, для многих ведущих спортсменов мира (особенно в олимпийские годы) это оказывается недостижимым. Успешное выступление на Играх Олимпиад и чемпионатах мира несовместимо с чрезмерным количеством соревнований и неуправляемым участием спортсменов в различных коммерческих стартах. Поэтому необходимо разумное сочетание серии стартов с периодами напряженной тренировки, в процессе которой спортсмены должны достичь состояния наивысшей готовности в необходимые сроки.
Система тренировки характеризуется четко выраженной цикличностью, при которой большие тренировочные циклы (макроциклы) соотносятся во времени с системой соревнований и строятся в соответствии с закономерностями обеспечения оптимальной подготовленности к главным стартам. Продолжительность и coдepжaниe пoдгoтoвки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни связаны со спецификой вида спорта, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде системой соревнований; другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления спортивного мастерства; третьи – с организацией подготовки (централизованной или в клубе), с климатическими условиями, восстановительными средствами и т.п. В то же время некоторые специалисты стали отвергать наличие подготовительного, соревновательного и переходного периодов с присущими им специфическими задачами и содержанием, рассматривая структуру большого цикла как непрерывную цепь подготовки к очередным соревнованиям (А. Н. Воробьев, 1987 и др.). В условиях напряженного календаря соревнований усложнилась проблема управления спортивной формой, достижения ее пиков, так как потребовалось более четкое сочетание нагрузок и восстановительных мероприятий. Специалисты отмечают, что на современном этапе развития спорта высших достижений наметилось некоторое снижение или стабилизация общих объемов тренировки при повышении ее интенсивности. По-видимому, и в дальнейшем объемы тренировочных средств будут изменяться незначительно, так как время, затрачиваемое спортсменом на тренировку, занимает уже сейчас очень значительную часть суток.
Интенсивность процесса подготовки значительно повысилась, так как она складывается из интенсивности соревнований и интенсивности средств тренировки. Соревновательный процесс, как показано выше, стал более напряженным по физическим и психическим параметрам, а в тренировке увеличилась доля скоростно-силовых средств и повысилась плотность занятий.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6