2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
Опыт целевого программирования научно-методического обеспечения спортивной подготовки в нашей стране свидетельствует о его высокой эффективности в плане подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм. В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации необходимо использовать этот опыт, знания и в подготовке юных спортсменов, резервов сборных команд.
Оценка степени подготовленности и перспективности юных спортсменов проводится на основе анализа данных:
– осмотров на специализированных тренажерах и стендах с использованием медико-биологической информации;
– результатов социологического и психологического исследований;
– комплексных наблюдений и тестирования в «полевых» условиях.
Помимо участия в непосредственных обследованиях, специалисты по отдельным видам спорта могут организовать в этих видах разработку целевых комплексных программ подготовки перспективных спортсменов, включающую следующие формы работы:
– прогнозирование спортивного результата, необходимого для достижения успеха на разных этапах подготовки;
– анализ и моделирование соревновательной деятельности спортсменов в различных видах;
– анализ и моделирование различных сторон подготовленности спортсменов;
– анализ, планирование и программирование спортивной тренировки, направленной на достижение запланированных результатов.
По каждому из перечисленных выше разделов работа складывается из контроля за состоянием подготовленности спортсменов, разработки новых методов тренировки и восстановления их работоспособности, а также способов контроля за воздействием применяемых тренировочных средств на организм спортсменов. При этом контингент спортсменов распределяют по возрасту и уровню подготовленности.
Медицинское обследование сборных юношеских, юниорских и молодежных команд страны.
Медицинское обследование спортсменов включает:
а) врачебный осмотр специалистов: терапевта, хирурга, травматолога, невропатолога, оториноларинголога, окулиста, дерматолога, эндокринолога, гинеколога, стоматолога, педиатра, уролога.
б) лабораторные исследования:
– клинический анализ крови;
– клинический анализ мочи;
– биохимический анализ крови (мочевина, лактат, глюкоза, кортизол, тестостерон, соматотропин, инсулин до и после тестирования работоспособности); по показаниям программа расширяется.
в) функционально-диагностическое исследование:
– рентгенологическое исследование грудной клетки (1 раз в год) или флюорография;
– рентгеновская денситометрия;
– электрокардиография до, во время и после нагрузки;
– ультразвуковое исследование сердца до и после нагрузки, пульсометрия во время нагрузки, измерение артериального давления до и после нагрузки;
– компьютерная томография (по показаниям);
– ультразвуковое исследование внутренних органов (по показаниям), ультразвуковая доплерография периферических сосудов и сосудов головного мозга (УЗДР) (по показаниям);
– тестирование физической работоспособности в велоэргометрическом тесте или беге на тредбане;
– холтеровское мониторирование ЭКГ;
– мониторирование АД;
– спироэргографические исследования;
– миографические исследования.
Медико-социальное обследование:
– анкетирование: определение социально-бытового и социально-спортивного статуса;
– изучение наследственных факторов;
– условия и процесс страхования;
– наличие фитлесс-факторов;
– реабилитационные возможности;
– маркетинговые возможности.
Углубленное медицинское обследование (УМО).
УМО включает наряду с обычным врачебным обследованием диагностику специальной работоспособности и адаптационных возможностей ведущих физиологических систем. Тестирование специальной работоспособности осуществляется в условиях, приближенных к тренировочным, при использовании разработанных с учетом специфики двигательной деятельности в виде спорта спецтестов (проводится на базах Олимпийской подготовки или на стендах):
– для циклических видов легкой атлетики (спринт, барьерный бег, бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба);
– для скоростно-силовых видов (прыжки и метания).
Комплекс методов исследования адаптации функции при тестировании специальной работоспособности включает наиболее адекватно отражающие адаптационные возможности ведущих систем организма в данной структуре двигательной деятельности.
Например, для циклических видов легкой атлетики (бег на средние и длинные дистанции) комплекс методов, оценивающих состояние кардиореспираторной деятельности, функционального резерва сердца, уровень энергообеспечения, представляет:
– показатели внешнего дыхания и газообмена;
– показатели центральной гемодинамики и эхокардиографического мониторирования;
– биохимические показатели, определяющие метаболические процессы и гуморально-гормональную регуляцию.
Для сложно-координационных видов легкой атлетики используется комплекс методов, оценивающих состояние функции нейтральной и вегетативной нервной системы, отдельных анализаторов:
– время двигательной реакции;
– ортостатическая устойчивость;
– аудиометрия;
– вестибулометрия и др.
Заключение по результатам обследования включает:
– оценку состояния здоровья спортсмена;
– комплексную оценку уровня функциональной готовности индивидуума;
– адаптационные возможности систем обеспечения работоспособности, включающие в зависимости от специфики вида спорта и реализованной программы величину функционального резерва сердца, тип вегетативного обеспечения, респираторные возможности и характер энергетического обеспечения, ортостатическую устойчивость, скорость сенсомоторной реакции и др.;
– скрининговые признаки нарушения состояния здоровья;
– слабые звенья адаптации;
– длительность многофазового восстановления функции всех ведущих физиологических систем.
На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации:
– направленное лечение;
– индивидуализация восстановления;
– коррекция учебно-тренировочного плана.
Комплексная оценка состояния здоровья и общего функционального состояния организма спортсменов, конечной целью которой является постановка диагноза, – понятие интегративное. При проведении комплексной опенки следует руководствоваться следующими положениями.
Оценка состояния здоровья спортсменов. При этом выделяют 4 группы: а) здоровых; б) практически здоровых (с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме); в) с заболеваниями, требующими лечения и ограничивающими тренировочный процесс; г) с заболеваниями, требующими отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом.
Оценка физического развития, соматической и биологической зрелости. Оценка физического развития проводится по стандартам (с учетом регионов проживания), включая степень жироотложения, развитие мускулатуры. Паспортный возраст определяется по году рождения, биологический по степени развития вторичных половых признаков: для мальчиков – перелом голоса, оволосение лобка и подмышечных впадин; для девочек – время менархе и регулярность менструального цикла, оволосение подмышечных впадин, развитие грудных желез. Ростовое или соматическое развитие определяется по развитию продольного размера – длины тела.
Оценка уровня функционального состояния физиологических систем и функций организма спортсмена в состоянии мышечного покоя и в реакции на нагрузку. Изучаются показатели электрокардиограммы, поликардиограммы, нейтральной и периферической гемодинамики, нервно-мышечного аппарата, нервной системы и анализаторов, внутренней среды организма, что позволяет судить о нормальной или измененной их функции и дать оценку уровня функционального состояния различных систем и возможных пределов их активизации в условиях работы большой мощности.
Оценка энергообеспечения выполняемой спортсменом работы для видов с проявлением выносливости, которая строится на данных легочного газообмена и газов крови, показателях внутренней среды организма.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6