logo
легкая атлетика редактир полный текст

3.7.4. Средства и методы психической подготовки

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на мобилизующие; коррегирующие («поправляющие»); релаксирующие («расслабляющие»).

На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение «психического тонуса», формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относятся такие вербальные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие логические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Корригирующие средства относятся к категории вербальных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, приём «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным).

Релаксирующие средства должны снижать уровень возбуждения спортсмена и облегчать процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать ПРТ (вариант «успокоение»), «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Значительный раздел средств психической подготовки составляют приёмы произвольной саморегуляции, которые входят в любую из названных групп. По инструменту они представляют собой убеждение, самовнушение (самоприказ); двигательные и дыхательные упражнения; использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной и ментальной тренировки).

Произвольная саморегуляция в спорте как бы «наслаивается» на непроизвольную и, будучи регуляцией более высокого порядка, усиливает её и позволяет снять эффект отрицательных последствий непроизвольной адаптации к экстремальным условиям соревнований.

Произвольная психическая саморегуляция – это процесс, направленный на более активное и целесообразное поведение и деятельность в процессе подготовки и участия в соревнованиях, преодоление возникающих при этом помех и трудностей.

Весь процесс овладения психорегулирущими воздействиями делится на несколько этапов: 1) этап образования спортсменов, когда они знакомятся с сущностью процесса саморегуляции и ее методикой; 2) этап обучения, когда специалист-психиатр, психолог или тренер проводит занятия по овладению приёмами саморегуляции; 3) этап тренировки, когда спортсмены самостоятельно используют саморегуляцию на тренировках и соревнованиях.

Указанные средства воздействия, если исключить вариант аутогенной формы, могут применяться как психологом, так и тренером. Думается, что второй вариант более желателен, т.к. тренер не может уходить от проблем психической подготовки спортсменов и перекладывать их решение на психолога.