Этап высшего спортивного мастерства
Задачи этапа: совершенствование физических качеств, технического мастерства, соревновательного опыта. На этом этапе многоборцы тренируются по индивидуальному плану с учетом их физической и технической подготовленности в дисциплинах многоборья.
Планирование подготовки многоборцев. В подготовке многоборцев в спортивных школах используются многолетние тренировочные планы, в которых отражаются следующие положения:
1) традиционная периодизация подготовки;
2) определение тренировочных задач в годичных циклах подготовки;
3) выбор основных средств и методов подготовки;
4) динамика роста физической подготовленности;
5) основные принципы распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.
Годичный цикл подготовки высококвалифицированных многоборцев строится по «двухпиковой» схеме, включающей 2 подготовительных и 2 соревновательных периода.
Подготовительные периоды включают осенью 32-34 недели, весной 13-15 недель и структурно разделяются на 3-5 недельные этапы, продолжительность которых определяется характером и интенсивностью планируемой нагрузки. Внутри этапов используется ступенчатая динамика нагрузок с повышением объемов и интенсивностью от первой до предпоследней недели. Последняя неделя этапа наиболее легкая, «разгрузочная».
Планирование подготовки в соревновательных периодах направлено на достижение пика спортивной формы к главному старту сезона. Зимой многоборцы стартуют 2-3 раза, летом 3-5 раз в многоборьях.
Основой для разработки планов подготовки в соревновательных периодах являются интервалы между стартами, которые могут быть от 10 до 50 и более дней. Наиболее важной частью планирования является разработка недельных планов, в которых необходимо обеспечить оптимальное сочетание технической и физической сторон подготовки.
На практике используются различные варианты тренировки дисциплин многоборий: 1. Соревновательная последовательность дисциплин. 2. Чередование видов, построенное по схеме «быстрота-сила-выносливость» в различных сочетаниях.
3. Схема «выносливость-сила» при сочетании кроссовой и силовой подготовки. 4. Акцентированное выделение какой-либо дисциплины или физического качества.
Варианты направленности тренировочного процесса: 1. Равномерная подготовка во всех дисциплинах. 2. Преимущественное совершенствование ведущих дисциплин. 3. Преимущественное совершенствование отстающих дисциплин. 4. Уменьшение внимания тем дисциплинам, в которых возможности спортсмена для дальнейшего прогресса исчерпаны.
В физической и технической подготовке используются общепринятые в легкой атлетике методы, упражнения. Особенностью подготовки многоборцев являются объемы тренировочных средств в дисциплинах многоборий, а также схемы распределения средств и объемов беговой подготовки.
Объемы беговой подготовки у мужчин и женщин практически одинаковы и различаются только в зависимости от квалификации спортсменов. Примерные объемы для КМС и МС приведены в табл. 117 и 118.
Таблица 117
Примерные объемы беговой подготовки квалифицированных многоборцев, км
Группы средств подготовки | Объемы тренировочной нагрузки | |||
Трениров. занятие | Недельный микроцикл | Месячный мезоцикл | Годичный цикл | |
Бег на развитие абсолютной скорости , км | 0,3-05 | 0,8-1,2 | 3,0-5,0 | 30-40 |
Бег на развитие скоростной выносливости, км | 0,8-1,5 | 1,5-2,5 | 5,0-10,0 | 40-80 |
Бег на развитие общей выносливости, км | 1,0-7,0 | 10-30 | 40-80 | 400-600 |
Таблица 118
Примерные объемы тренировочных нагрузок квалифицированных многоборцев в технических видах и прыжковых упражнениях
Средства подготовки | Объемы тренировочной нагрузки | |||
Трениров. занятие | Недельный микроцикл | Месячный мезоцикл | Годичный цикл | |
МУЖЧИНЫ | ||||
Барьерный бег, бар | 30-60 | 50-90 | 200-350 | 2000-3500 |
Прыжки в высоту, раз | 10-20 | 20-30 | 80-120 | 700-1000 |
Прыжки в длину, раз | 8-16 | 16-25 | 60-100 | 600-800 |
Прыжки с шестом, раз | 10-20 | 20-30 | 80-120 | 700-900 |
Метание диска, раз | 20-40 | 50-70 | 200-300 | 2100-2600 |
Метание копья, раз | 20-50 | 60-100 | 250-400 | 2500-3500 |
Толкание ядра, раз | 20-40 | 40-60 | 150-250 | 1700-2200 |
Многоскоки, отт | 50-150 | 200-400 | 800-1200 | 10000 |
| ЖЕНЩИНЫ | |||
Барьерный бег, бар | 30-60 | 80-120 | 300-400 | 3000-4000 |
Прыжки в высоту, раз | 10-20 | 30-40 | 120-150 | 900-1200 |
Прыжки в длину, раз | 8-16 | 20-30 | 80-120 | 700-1000 |
Метание копья, раз | 20-50 | 60-100 | 250-400 | 2500-3500 |
Толкание ядра, раз | 20-40 | 50-80 | 200-300 | 2100-2600 |
Многоскоки, отт | 50-150 | 200-400 | 800-1200 | 10000 |
Примечание: объем барьерного бега указан в количестве барьеров; объем прыжков и метаний – в количестве повторений.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6