Этап спортивного совершенствования
Продолжительность этапа составляет 3 года (возраст спортсменов: 18-20 лет). Уровень спортивной подготовленности (в конце этапа): выполнение норматива МС в прыжках в длину норматива КМС в тройном прыжке, прыжке в высоту и спринтерском беге.
Задачи этапа:
1. Совершенствование техники прыжка в длину.
2. Совершенствование двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, гибкости, общей и специальной выносливости.
3. Совершенствование специальной физической подготовленности: спринтерской, специальной силовой и скоростно-силовой подготовленности.
4. Воспитание морально-волевых качеств, психологическая подготовка.
5. Повышение уровня теоретической подготовленности, повышение тактического мастерства.
6. Соревновательная подготовка в прыжке в длину и смежных видах легкой атлетики (тройной, высота, спринтерский бег).
Особенности подготовки на этапе спортивного совершенствования. В этот период, в основном, завершается биологическое созревание юношей и девушек, опорно-двигательный аппарат спортсмена способен выдержать значительные нагрузки, потребление кислорода достигает нормальных границ. Однако известно, что связки и суставы, воспринимающие основную нагрузку в опорных фазах легкоатлетических прыжков, окончательно формируются в 22-24 года. Поэтому специальная работа максимальной интенсивности на этапе спортивного совершенствования может явиться причиной отклонений в осанке, заболеваний сухожильно-связочного аппарата, может затормозить тем самым естественное развитие организма молодого спортсмена. Большие объемы силовой нагрузки с отягощениями в зоне 90-100% МАХ, интенсивной прыжковой нагрузки, спрыгиваний могут привести к уплощению еще не окончательно сформировавшегося свода стопы. По этой причине значительное внимание на этом этапе должно быть направлено на подготовку связочного аппарата прыгуна. Здесь очень важны изометрические упражнения, стретчинг, упражнения с умеренными отягощениями, выполняемые в динамическом и стато-динамическом режимах, бег и прыжки в затрудненных условиях (по песку, с тягой, в гору, лестницу). Нагрузки на этапе спортивного совершенствования составляют, в среднем, 70-80% от объема нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства. Однако, объем наиболее интенсивных специальных средств подготовки (прыжки с полного разбега, спрыгивания с большой высоты и с разбега, силовые упражнения с максимальными отягощениями) даже к концу этапа составляет 50% от параметров специальной нагрузки этапа высшего спортивного мастерства. Необходимо соблюдать принцип постепенности при повышении объемов тренировочной нагрузки - ежегодный прирост составляет по различным группам средств от 10% до 30%. Необходимо избегать неправильных положений тела при выполнении упражнений, особенно с отягощениями, значительных напряжений на одни группы мышц в одном тренировочном занятии. Важное значение на этапе спортивного совершенствования имеет укрепление слабых звеньев опорно-двигательного аппарата спортсмена, а также мышечных групп, несущих основную нагрузку в прыжках в длину: разгибателей тазобедренного и коленного суставов, сгибателей голеностопного и коленного суставов.
Особое значение придается спринтерской подготовке, учитывая решающее значение скорости разбега в этом виде прыжков. Совершенствование разбега связано с постепенным повышением его скорости, как за счет роста спринтерской подготовленности, так и за счет совершенствования ритма и постепенного увеличения длины разбега.
На этапе спортивного совершенствования целесообразно участвовать в соревнованиях не только в основном, но и в смежных видах легкой атлетики. Если число соревнований в основном виде на этом этапе меньше на 25-30%, чем на этапе высшего спортивного мастерства, то общая соревновательная практика прыгунов, за счет выступлений в смежных видах, отличается незначительно. Однако напряженность соревнований на этапе спортивного совершенствования при этом ниже, чем на последнем этапе.
Как правило, к 18-19 годам спортсмен окончательно определяется в своей спортивной специализации, чтобы на этапе высшего спортивного мастерства сосредоточиться на подготовке именно в этой прыжковой дисциплине. При планировании нагрузок важно учитывать индивидуальный биологический возраст спортсмена и в связи с этим выбирать объем и интенсивность тренировочной нагрузки, особенно средств силовой и скоростно-силовой направленности.
На этом этапе серьезное значение приобретает психологическая подготовка. Необходимо учитывать, что расширение календаря соревнований в этом возрасте с включением в него международных стартов (юниорские чемпионаты мира, Европы) повышает мотивацию спортсменов к росту спортивного мастерства и здесь заложен соблазн форсирования подготовки, резкого увеличения объема и интенсивности специальных средств подготовки. Форсированное увеличение специальной нагрузки на этом этапе, предельная концентрация нагрузки на ограниченных этапах годичного цикла может привести к травмам и надолго вывести молодого спортсмена из тренировочного процесса.
Увеличение объемов тренировочной нагрузки на этом этапе повышает роль и значение восстановительных мероприятий в подготовке прыгунов и прыгуний, которые начинают активно использовать дни отдыха для плавания в бассейне, посещения сауны, массажа. Управление тренировочным процессом должно базироваться на использовании в подготовке спортсменов научно обоснованных объемов тренировочной нагрузки, оптимальных показателей интенсивности основных средств подготовки, точного распределения этих средств в годичном цикле.
Параметры тренировочной нагрузки прыгунов в годичном цикле. Программирование тренировочного процесса в начале годичного цикла подготовки на этапе спортивного совершенствования предусматривает на первом этапе определение объема основных средств подготовки и его распределение по месяцам годичного цикла. Рекомендуемые параметры тренировочной нагрузки в годичном цикле в прыжках в длину на этапе спортивного совершенствования приведены в табл. 73.
Таблица 73
Рекомендуемые объем и распределение (в % к годовому объему) средств подготовки в прыжках в длину в годичном цикле на этапе спортивного совершенствования *
Средства
| Месяцы | Объем | ||||||||||||
Х | Х1 | Х11 | 1 | 11 | 111 | 1У | У | У1 | У11 | У111 | 1Х | |||
Длина с 10-22 бег.шаг., раз | - | 5 | 10 | 12 | 10 | 5 | 10 | 13 | 10 | 10 | 8 | 7 | м | 350 |
ж | 300 | |||||||||||||
Длина с 6- 8 бег.шагов, раз | - | 5 | 10 | 12 | 10 | 5 | 10 | 13 | 10 | 10 | 8 | 7 | м | 500 |
ж | 400 | |||||||||||||
Разбеги, раз | - | - | 8 | 13 | 10 | 6 | 8 | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 | м | 400 |
ж | 300 | |||||||||||||
Спринт 90,1-100%, км | 3 | 10 | 13 | 8 | 5 | 6 | 13 | 10 | 10 | 8 | 8 | 6 | м | 30 |
ж | 25 | |||||||||||||
Спринт 75-90%, км | 6 | 13 | 11 | 10 | 9 | 9 | 12 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | м | 90 |
ж | 80 | |||||||||||||
Многоскоки, отт | 8 | 16 | 14 | 8 | 4 | 12 | 14 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | м | 9000 |
ж | 7500 | |||||||||||||
Базовая сила, т | 5 | 14 | 13 | 11 | 6 | 12 | 13 | 8 | 5 | 5 | 5 | 3 | м | 135 |
ж | 100 | |||||||||||||
Специальная сила, т | 5 | 14 | 13 | 11 | 6 | 12 | 13 | 8 | 5 | 5 | 5 | 3 | м | 135 |
ж | 100 | |||||||||||||
Кол-во соревнований |
|
| 1 | 2 | 2 | 1 |
| 2 | 3 | 3 | 2 |
| м | 16 |
ж | 16 |
*Распределение средств по И.Н. Мироненко, 1989.
Уровень специальной подготовленности на этапе. Эффективность управления тренировочным процессом на этапе спортивного совершенствования значительно повышается при использовании комплексного контроля за специальной подготовленностью спортсменов и осуществлении обратной связи с постоянной коррекцией разработанной тренировочной программы. Модельные характеристики специальной физической подготовленности (табл. 74, 75), на которые необходимо ориентироваться спортсменам в подготовке к соревновательному сезону, создают возможности для точных и целенаправленных управляющих воздействий на спортсмена, повышая тем самым эффективность управления тренировочным процессом.
Таблица 74
Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования
№ пп | Контрольные упражнения | Соревновательный результат, м | |||
6,75 | 7,00 | 7,25 | 7,50 | ||
1 | 50 м с/ст по движ. р/хрон, с | 5,92 | 5,80 | 5,68 | 5,58 |
2 | 5-ной «скачок»с 6-8 б.ш., м | 20,70 | 21,25 | 21,80 | 22,30 |
3 | Тройной с места, м | 9,00 | 9,25 | 9,50 | 9,75 |
4 | Подъем штанги н/грудь %Р | 102 | 110 | 118 | 126 |
Таблица 75
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6