Средства тренировки
К средствам тренировки в легкой атлетике относят основные (специфические) средства – физические упражнения, дополнительные (неспецифические) – способы воздействия на занимающихся без активного выполнения упражнений (гигиенические факторы и естественные силы природы, аутогенная и идеомоторная тренировки, средства реабилитации и восстановления и пр.), общепедагогические средства.
Как средства спортивной тренировки физические упражнения принято разделять по целевому признаку на три группы:
1-я группа – основные, или соревновательные упражнения, т.е. такие, в которых спортсмен специализируется и к выступлениям на соревнованиях, к которым готовится (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья).
2-я группа – специальные упражнения, представляющие обычно элемент или часть основных соревновательных упражнений. Обычно по кинематическим, динамическим и психологическим характеристикам они близки к избранному виду легкой атлетики. Специальные упражнения выполняются без снарядов, со снарядами (легкоатлетические, мешки с песком, штанга, груз на блоке и пр.), на снарядах и тренажерах.
В зависимости от решаемых задач специальные упражнения делятся на специально-подводящие (или корригирующие), направленные на совершенствование технической подготовки занимающихся (для освоения новых движений или устранения ошибок в ходьбе, беге, прыжках, метаниях) и специально-развивающие, выполняемые с целью развития специальных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости).
3-я группа – общеразвивающие, которые направлены на создание функциональной базы для совершенствования в основном упражнении и на обеспечение всестороннего физического развития. Эти упражнения делятся на две группы:
а) собственно общеразвивающие упражнения, т. е. упражнения с предметами и без них, на месте и в движении, со скакалками и снарядами и т. п.; они используются в разминке и зарядке, для всестороннего физического развития новичков, детей и подростков, для исправления дефектов в телосложении;
б) упражнения других видов спорта (гимнастика, тяжелая атлетика, спортивные игры, другие виды легкой атлетики и др.), применяемые для физического совершенствования, но с учетом специфики избранного вида легкой атлетики.
Подбор общеразвивающих упражнений для тренировочных занятий не может быть произвольным, он обусловливается следующими факторами: а) упражнения должны быть направлены на совершенствование функциональной базы основного упражнения; б) они должны соответствовать по своей кинематической и динамической структуре (режиму усилий) соревновательному упражнению; в) обеспечивать условия активного отдыха от основного упражнения.
Рассмотренная классификация позволяет разделять тренировочные упражнения легкоатлетов в зависимости от их назначения, эффективно использовать огромное количество средств спортивной тренировки и учитывать при этом конкретные условия работы (в частности, спортивную специализацию занимающихся, места занятий, возрастно-половые отличия и пр.), и в то же время достаточно разнообразить занятия, т. е. предельно разнообразить двигательную подготовленность занимающихся.
Дополнительные средства тренировки в легкой атлетике:
1) Гигиенические факторы и естественные силы природы играют важную роль в процессе спортивной тренировки. Режим спортсмена – это установленный распорядок его жизни. В режиме дня легкоатлета необходимо обеспечить чередование труда и отдыха, регулярность тренировочных занятий, своевременное питание, сон и т. п. Без соблюдения правильного режима нельзя добиться высоких спортивных результатов. Легкоатлет должен спать 8-9 часов и регулярно питаться. Необходимо следить за тем, чтобы пища была разнообразной, высококалорийной и богатой витаминами и минеральными солями. Недопустимы курение и употребление алкоголя. Каждое утро спортсмен обязан делать специализированную зарядку-разминку и принимать водные процедуры (душ, обтирание). Желательно регулярно применять массаж и самомассаж. Особенно полезен восстановительный массаж после занятий с большими нагрузками.
Солнечные лучи (весьма умеренно), воздух, вода используются для укрепления здоровья и закаливания.
2) Идеомоторные упражнения – мысленное исполнение движений или действий. Их эффект основан на второсигнальных двигательных и функциональных реакциях, вызываемых представлением о выполнении упражнений. Очень важно использование идеомоторного упражнения при формировании двигательного навыка, совершенствования отдельных элементов техники. В отдельных случаях идеомоторные упражнения способствуют формированию функциональной подготовленности.
3) Аутогенная тренировка – воздействие на психическую сферу занимающихся посредством самовнушения состояния отдыха, что позволяет создать условия для лучшей реабилитации спортсменов, уменьшения предстартового волнения и пр.
4) Фармакологические средства, усиливающие как специальную работоспособность занимающихся во время выполнения упражнений, так и способствующие более эффективной их реабилитации. Сюда относят прежде всего витамины и сбалансированное специальное питание.
5) Средства активного отдыха, которые включают отдых в водной среде, массаж и самомассаж, баня и пр.
6) Общепедагогические средства тренировки включают педагогическое воздействие личности тренера-педагога, оценка деятельности спортсмена (поощрение и порицание), средства наглядности и др.
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6