logo
легкая атлетика редактир полный текст

Средства тренировки

К средствам тренировки в легкой атлетике относят основные (специфические) средства – физические упражнения, дополнительные (неспецифические) – способы воздействия на занимающихся без активного выполнения упражнений (гигиенические факторы и естественные силы природы, аутогенная и идеомоторная тренировки, средства реабилитации и восстановления и пр.), общепедагогические средства.

Как средства спортивной тренировки физические упражнения принято разделять по целевому признаку на три группы:

1-я группа – основные, или соревновательные упражнения, т.е. такие, в которых спортсмен специализируется и к выступлениям на соревнованиях, к которым готовится (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья).

2-я группа – специальные упражнения, представляющие обычно элемент или часть основных соревновательных упражнений. Обычно по кинематическим, динамическим и психологическим характеристикам они близки к избранному виду легкой атлетики. Специальные упражнения выполняются без снарядов, со снарядами (легкоатлетические, мешки с песком, штанга, груз на блоке и пр.), на снарядах и тренажерах.

В зависимости от решаемых задач специальные упражнения делятся на специально-подводящие (или корригирующие), направленные на совершенствование технической подготовки занимающихся (для освоения новых движений или устранения ошибок в ходьбе, беге, прыжках, метаниях) и специально-развивающие, выполняемые с целью развития специальных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости).

3-я группа – общеразвивающие, которые направлены на создание функциональной базы для совершенствования в основном упражнении и на обеспечение всестороннего физического развития. Эти упражнения делятся на две группы:

а) собственно общеразвивающие упражнения, т. е. упражнения с предметами и без них, на месте и в движении, со скакалками и снарядами и т. п.; они используются в разминке и зарядке, для всестороннего физического развития новичков, детей и подростков, для исправления дефектов в телосложении;

б) упражнения других видов спорта (гимнастика, тяжелая атлетика, спортивные игры, другие виды легкой атлетики и др.), применяемые для физического совершенствования, но с учетом специфики избранного вида легкой атлетики.

Подбор общеразвивающих упражнений для тренировочных занятий не может быть произвольным, он обусловливается следующими факторами: а) упражнения должны быть направлены на совершенствование функциональной базы основного упражнения; б) они должны соответствовать по своей кинематической и динамической структуре (режиму усилий) соревновательному упражнению; в) обеспечивать условия активного отдыха от основного упражнения.

Рассмотренная классификация позволяет разделять тренировочные упражнения легкоатлетов в зависимости от их назначения, эффективно использовать огромное количество средств спортивной тренировки и учитывать при этом конкретные условия работы (в частности, спортивную специализацию занимающихся, места занятий, возрастно-половые отличия и пр.), и в то же время достаточно разнообразить занятия, т. е. предельно разнообразить двигательную подготовленность занимающихся.

Дополнительные средства тренировки в легкой атлетике:

1) Гигиенические факторы и естественные силы природы играют важную роль в процессе спортивной тренировки. Режим спортсмена – это установленный распорядок его жизни. В режиме дня легкоатлета необходимо обеспечить чередование труда и отдыха, регулярность тренировочных занятий, своевременное питание, сон и т. п. Без соблюдения правильного режима нельзя добиться высоких спортивных результатов. Легкоатлет должен спать 8-9 часов и регулярно питаться. Необходимо следить за тем, чтобы пища была разнообразной, высококалорийной и богатой витаминами и минеральными солями. Недопустимы курение и употребление алкоголя. Каждое утро спортсмен обязан делать специализированную зарядку-разминку и принимать водные процедуры (душ, обтирание). Желательно регулярно применять массаж и самомассаж. Особенно полезен восстановительный массаж после занятий с большими нагрузками.

Солнечные лучи (весьма умеренно), воздух, вода используются для укрепления здоровья и закаливания.

2) Идеомоторные упражнения – мысленное исполнение движений или действий. Их эффект основан на второсигнальных двигательных и функциональных реакциях, вызываемых представлением о выполнении упражнений. Очень важно использование идеомоторного упражнения при формировании двигательного навыка, совершенствования отдельных элементов техники. В отдельных случаях идеомоторные упражнения способствуют формированию функциональной подготовленности.

3) Аутогенная тренировка – воздействие на психическую сферу занимающихся посредством самовнушения состояния отдыха, что позволяет создать условия для лучшей реабилитации спортсменов, уменьшения предстартового волнения и пр.

4) Фармакологические средства, усиливающие как специальную работоспособность занимающихся во время выполнения упражнений, так и способствующие более эффективной их реабилитации. Сюда относят прежде всего витамины и сбалансированное специальное питание.

5) Средства активного отдыха, которые включают отдых в водной среде, массаж и самомассаж, баня и пр.

6) Общепедагогические средства тренировки включают педагогическое воздействие личности тренера-педагога, оценка деятельности спортсмена (поощрение и порицание), средства наглядности и др.