Техники прыжка в длину
Прыжок в длину относится к горизонтальным прыжкам, а двигательной задачей этого упражнения является достижение максимально возможной длины прыжка в горизонтальном направлении.
Прыжок в длину с разбега, как соревновательное упражнение, известно с древнейших времен с периода олимпийских игр в Древней Греции, когда этот вид входил в состав пентатлона. Прыжки выполнялись как обычным способом, так и с гантелями, когда прыгун отбрасывал гантели непосредственно перед отталкиванием. С первых олимпийских игр современности в 1896 г. этот вид неизменно в легкоатлетической программе Олимпиады, сначала как мужской вид, а с введением женской олимпийской программы, женщины также соревнуются в прыжках в длину. Сначала прыжки выполнялись простейшим способом «согнув ноги», когда спортсмен вылетал «в шаге», присоединив затем толчковую ногу к маховой выполнял приземление, стараясь дальше выбросить вперед ноги. В 1898 г. появился способ «ножницы», который является доминирующим до настоящего времени. Спортсмен после отталкивания как бы продолжал бег по воздуху, выполняя смену ног в воздухе. В зависимости от числа «шагов» в полетной фазе прыжка различают способ «ножницы 2,5 шага» и ножницы 3,5 шага. Вращательное движение ног в воздухе создает отрицательный момент инерции вращения туловища назад, что создает удобное положение для выполнения приземления. В 1920 году появился способ «прогнувшись», когда спортсмен после вылета «в шаге», выполняет прогиб назад, а уже потом выполняет группировку для приземления. К преимуществам этого способа прыжка следует отнести удобное положение спортсмена в полетной фазе для эффективного выполнения последующей фазы приземления. Современные высококвалифицированные спортсмены часто сочетают «ножницы 2,5 шага» и «прогнувшись» выполняя оба элемента в полетной фазе прыжка.
Рекордные достижения в этом виде легкой атлетики:
8,95 м М. Пауэлл (США) – 1991 г.
7,52 м Г. Чистякова (СССР) – 1988 г.
Несмотря на кажущуюся простоту и естественность прыжка в длину, это достаточно сложное упражнение. Сложность состоит в решении двигательной задачи создания значительного угла вылета ОЦМ тела спортсмена на максимальной скорости бега.
Прыжок в длину состоит из четырех частей: разбег, отталкивание, полет, приземление. Дальность полета в прыжке определяется скоростью вылета и углом вылета ОЦМ спортсмена, а формула длины полетной фазы прыжка по траектории выглядит следующим образом:
V2 sin 2à
L = ______________, где
g
V – скорость вылета ОЦМ тела спортсмена;
à – угол вылета ОЦМ тела спортсмена;
g – ускорение свободного падения тела (9,8 м/с2).
Вектор скорости вылета образуется из сложения векторов горизонтальной и вертикальной скоростей, при этом в прыжках в длину вертикальная скорость составляет 3,0-3,5 м/с, горизонтальная – 8,0-9,0 м/с (для квалифицированных прыгунов). Таким образом, задачей прыгуна в длину является набор максимальной горизонтальной скорости в заключительной части разбега и перевод этой скорости в отталкивании в скорость вылета под оптимальным углом (20-24°).
Разбег
Задачей разбега является набор максимальной скорости к моменту отталкивания от бруска. Длина разбега (количество беговых шагов) составляет 42-52 м (18-24 беговых шагов) у мужчин, 35-43 м (16-20 беговых шагов) – у женщин. Скорость разбега 10-11 м/с у мужчин, 9-10 м/с – у женщин. Разбег делится на три основные части: начало разбега, середина разбега, заключительная часть разбега.
Начало разбега. (6-8 беговых шагов). Имеются три основных способа выполнения начала разбега: с места, с подхода, с подбега. Задача первой части разбега, который начинается в наклоне, – стартовый разбег с активным нарастанием скорости к середине разбега.
Середина разбега. (6-8 беговых шагов). Характеризуется выпрямлением туловища и набором широкой амплитуды движений ног и рук. Длина шага при этом достигает максимальной длины и стабилизируется.
Заключительная часть разбега. (6-8 беговых шагов). Задача – достижение максимальной скорости на последних шагах разбега перед бруском для отталкивания, создание удобного положения для выполнения отталкивания. Скорость растет в основном за счет повышения темпа беговых шагов. Последний шаг разбега обычно несколько короче (на 15-20 см).
В настоящее время используются три варианта разбега:
– высокий темп и активность с первого до последнего шага разбега (аналогично стартовому разбегу в спринте) с подготовкой к отталкиванию непосредственно за 2 шага до отталкивания;
– набор высокого темпа и максимальной длины шага к середине разбега с максимальным приростом темпа и скорости на последних шагах;
– плавное постепенное нарастание темпа и длины шага к заключительной части разбега.
Наиболее рациональными с точки зрения скоростных показателей разбега является первые два варианта. Скорость на последнем участке разбега при третьем варианте ниже на 3-4%.
Критериями эффективности выполнения фазы разбега можно назвать его скорость на последнем 5-метровом участке (фотодиодный хронометраж) и отсутствие снижения скорости на последнем 5-метровом участке разбега относительно предпоследнего 5-метрового участка разбега. Модельные характеристики скорости на последнем 5-метровом участке разбега приведены в табл. 5.
Таблица 5
Модельные параметры скорости на последнем 5-метровом участке разбега в прыжках в длину
Вид | Показатели | 1-й разряд | КМС | МС | МСМК |
Мужчины | Соревнов. резул-т, м Скорость разб., м/с | 6,80-7,19 9,22-9,56 | 7,20-7,59 9,57-9,91 | 7,60-7,99 9,92-10,26 | >8,00 >10,26 |
Женщины | Соревнов. резул-т, м Скорость разб., м/с | 5,60-5,99 8,01-8,40 | 6,00-6,29 8,41-8,69 | 6,30-6,69 8,70-9,09 | >6,70 >9,09 |
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6