logo search
легкая атлетика редактир полный текст

2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах

Подготовкой спортивного резерва в Российской Федерации в основном занимаются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР). В меньшей степени эти функции осуществляют физкультурно-спортивные клубы, в том числе по месту жительства, некоторые другие физкультурно-спортивные организации. Учредителем спортивной школы, как правило, выступает государственный орган управления физической культурой и спортом субъекта федерации, но могут в этой роли быть другие организации. Обязательным условием для открытия и функционирования ДЮСШ является наличие необходимых помещений, собственной или арендуемой спортивной базы, соответствующих кадров, финансирования.

СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов, обеспеченных спортивной базой, высококвалифицированными тренерами-преподавателями.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Являясь образовательным учреждением дополнительного образования, в части организации образовательного процесса она должна руководствоваться законодательством в сфере образования. В соответствии с законом «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом данного учреждения.

В то же время спортивная школа является субъектом физкультурно-спортивного движения и в части организации физкультурно-спортивной деятельности соответственно руководствуется также законодательством в сфере физической культуры и спорта. К основным вопросам, по которым спортивная школа обязана руководствоваться данным законодательством, относятся: участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта; участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта; ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; осуществление физического воспитания детей; организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера; формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта; установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения; применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий; предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики и некоторые другие вопросы.

Цели системы подготовки спортивного резерва: вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом, выявление их склонностей и пригодности для дальнейших занятий спортом и воспитание устойчивого интереса к ним; отбор наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня.

Задачи массового детско-юношеского спорта: вовлечение детей и подростков в систематические занятия, привитие интереса и потребности в них; укрепление здоровья; воспитание физических и морально-этических и волевых качеств; разностороннее физическое развитие, повышение уровня общефизической и специальной подготовленности в соответствии с программными требованиями по виду спорта; профилактика вредных привычек.

Задачи спорта высших достижений: совершенствование ОФП, СФП, технико-тактического мастерства в избранном виде спорта; приобщение к традициям отечественного спорта; формирование эмоционально-волевой готовности к соревновательной деятельности; вхождение в состав сборной команды России и достижение наивысших результатов в главных соревнованиях года.

Для более плодотворной работы спортивной школы желательно организовать деятельность специализированных классов по видам спорта. Специализированные классы с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом являются совместной формой работы спортивных школ и общеобразовательных учреждений с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом. Они открываются в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой по согласованию с учредителями и при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы рекомендуется комплектовать из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.

Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливаются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуется проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых тренировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам рекомендуется осуществлять в более позднее время от общеустановленного.

Многолетняя спортивная подготовка – единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов обучения, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств ОФП и СФП, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие физических качеств и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Организационная структура систем подготовки спортивного резерва основана на функциях спортивных учебных заведений (табл. 8).

Таблица 8

Основные функции спортивных школ на этапах

многолетней подготовки

Этап подготовки

Период, лет

ДЮСШ

СДЮШОР

ШВСМ

УОР

Спортивно-оздоровительный

До 18 лет

+

+*

Начальной подготовки

2-3

+

+

Учебно-тренировочный

4-5

+

+

х

Спортивного совершенствования

3

х

+

+

+

Высшего спортивного мастерства

3-5

+

+

+

Условные обозначения: + – основная функция; х – по решению учредителя; * – тренировка направлена на развитие и совершенствование двигательных возможностей с использованием разнообразных наиболее энергоемких средств ОФП.

На этапах многолетней подготовки предусматривается: на спортивно-оздоровительном – расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности; начальной подготовки – предварительная подготовка; учебно-тренировочном 1-2 года обучения – начальная специализация; учебно-тренировочном 3-4 года обучения – углубленная тренировка в избранном виде спорта; спортивного совершенствования – совершенствование спортивного мастерства; высшего спортивного мастерства – реализация индивидуальных возможностей.

Структура современной системы подготовки спортивного резерва включает: общефизическую, специальную физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку; спортивный отбор и ориентацию; моделирование и прогнозирование; управление и контроль тренировочного процесса; факторы тренировочных и соревновательных нагрузок, питания, травматизма.

Порядок зачисления учащихся и формирование групп на различных этапах многолетней подготовки осуществляется в соответствии с разработанными требованиями, определяется непосредственно учреждением и оформляется приказом директора спортивной школы.

На этапах начальной подготовки принимаются все дети и подростки, желающие заниматься и не имеющие медицинских противопоказаний, обладающие физическим и психическим благополучием. В процессе занятий подлежат учету прогностически значимые признаки: уровень двигательного потенциала, развитие физических качеств, функциональные возможности организма, способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок.

В учебно-тренировочные группы переводятся учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний, выполнившие нормативные требования программы по конкретному виду спорта. Учащиеся, не освоившие программу начальной подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах до 18-летнего возраста в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» и Конституцией РФ.

Формирование групп спортивного совершенствования осуществляется на конкурсной основе из числа наиболее перспективных юных спортсменов – кандидатов в мастера спорта. Группы высшего спортивного мастерства формируются из числа наиболее перспективных спортсменов – мастеров спорта.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля или по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, – четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

Многолетний процесс подготовки спортивного резерва подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, поэтому в нем находят свое отражение общие педагогические принципы. На подготовку юных спортсменов распространяются и общие принципы тренировки: всесторонности, специализации, постепенности, повторности, индивидуализации. Вместе с тем принципы спортивной тренировки приобретают применительно к юным спортсменам свое характерное содержание, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. К тому же в юношеском спорте направленность на достижение наивысших результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.

Подготовку следует вести на основе предварительно составленных планов. Составляются они на основе разработанного тренером общего плана подготовки для каждого вида легкой атлетики. Такой план, содержащий полное изложение всего того, что составляет процесс подготовки по микро-, мезо- и макроциклам, а возможно, и по дням (поурочная программа), раскрывает всю систему спортивной подготовки и позволяет легко перестроить его на индивидуальные планы для легкоатлета одной специализации. Подготовленность легкоатлетов должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходных периодах и снова постепенно повышаясь в последующих. При этом физическая подготовленность легкоатлетов в начале подготовительного периода должна быть на более высоком уровне, нежели год назад.

Многолетний план подготовки создает общую картину подготовки, определяет ее цели, задачи и основные средства. Главной целью перспективного плана подготовки легкоатлетов является достижение современных темпов роста высшего спортивного мастерства и такого уровня результатов, на котором может базироваться успешное выступление легкоатлетов на крупнейших состязаниях. При составлении этого плана важно знать, что на путь от новичка до мастера спорта требуется не менее 9-10 лет, а до мастера спорта международного класса – 11-12 лет. Поэтому составлять перспективный план для юного легкоатлета можно на 8-12 лет вперед.

Наибольшее значение имеет план перспективной подготовки на четырехлетний олимпийский цикл. При составлении перспективного плана подготовки на такой срок более точно учитываются индивидуальные особенности легкоатлета, его возраст, физическое развитие, морально-волевые качества, а также результаты в беге (на короткие и другие дистанции), прыжках, метаниях, а также в контрольных упражнениях. Разумеется, надо принимать во внимание и состояние здоровья спортсмена. На основании этих данных определяют сильные стороны легкоатлета и намечают пути дальнейшего роста в избранной специализации. В перспективном плане тренировки отмечаются и слабые стороны подготовленности легкоатлета, на развитие которых надо обратить особое внимание.

Целевая направленность юных спортсменов на высшее спортивное мастерство учитывает не только возрастные закономерности развития юного спортсмена, но и, главное, требования, которым должна отвечать его подготовленность на различных этапах многолетней тренировки в аспекте критериев, характерных для этапа спортивного совершенствования. Например, для создания прочного фундамента общей и специальной подготовки необходимо уже в юные годы приучать спортсмена к выполнению больших, но доступных тренировочных нагрузок. Поэтому при планировании надо учитывать не только возрастные закономерности развития юного спортсмена, но и запросы, которые будут предъявлены к нему в будущем, на этапе высшего спортивного мастерства. Например, согласно научным данным, общий объем тренировочной нагрузки на этапе начальной спортивной специализации должен составлять 45-50% от объема работы мастеров спорта (выполнение нормы МС считается первой фазой высшего спортивного мастерства), а на этапе углубленной тренировки, соответственно, 70-80%.

Ориентируясь на те параметры тренировочных нагрузок, которые ожидают юных спортсменов в будущем, необходимы поиски таких путей, благодаря которым можно было бы добиться прогрессивного роста качеств и функциональных возможностей, не выходя за рамки разумного количества времени, отводимого на тренировку. Здесь должен действовать принцип – максимум эффекта при минимуме затрат времени. Один из таких путей – достаточно широкое использование средств, которые хотя и, возможно, не соответствуют по своей структуре основному двигательному навыку, но являются более эффективными для развития тех или иных двигательных качеств, повышения функциональных возможностей юных спортсменов. Поэтому не следует бояться применять в подготовке юных спортсменов широкий арсенал полезных неспецифических средств, которые, оказывая положительное воздействие на физическую подготовленность и функциональное состояние юных спортсменов, вместе с тем сокращают объем времени, затрачиваемого на достижение поставленных конкретных частных задач.

Второй путь уменьшить затраты времени при решении какой-либо задачи – применение различных технических средств и тренажеров.

Данные об уровне разных сторон подготовленности легкоатлета позволяют наметить рост спортивных результатов по годам. При этом по годам планируются результаты и в других видах легкой атлетики (например, для прыгуна в длину – в спринте; для метателя – в прыжках), и в упражнениях физической подготовки (например, в толкании штанги, прыжковых упражнениях).

В соответствии с этим для каждого года тренировки устанавливается главная цель. Не всегда этой целью будет результат в спортивной специализации. Например, одним юным легкоатлетам важнее развивать быстроту, скорость в спринте, а также овладеть основами техники видов легкой атлетики, другим надо создавать основу для будущей специализации в беге на средние и длинные дистанции. Нередко приходится больше заниматься отстающей стороной подготовленности спортсмена.

С каждым годом увеличиваются объем и интенсивность тренировочных упражнений, повышаются требования к психическим и физическим возможностям спортсмена, возрастает подготовленность легкоатлета.

Объем основных средств должен увеличиваться постепенно. Превышение объема основных средств предыдущего года может составлять 30-50%.

В плане многолетней тренировки необходимо сохранять все основные задачи: воспитание моральных и волевых качеств, овладение техникой и тактикой и совершенствование в них, развитие (общее и специальное) физических качеств, приобретение теоретических и практических знаний и навыков.

Все эти задачи решаются в каждом годичном цикле на протяжении всех лет тренировки спортсмена. Однако в зависимости от главной цели годичной тренировки, индивидуальных особенностей легкоатлета и многих других факторов одним задачам уделяется в процессе года и по годичным циклам больше внимания, другим – меньше.