logo search
легкая атлетика редактир полный текст

Методика обучения

Методика обучения – формирования технических умений и навыков рациональной и быстрой ходьбы – включает в себя 4 этапа.

1-й этап. Создание предпосылок для обучения

Задачи:

1. Сформировать первичное представление о технике ходьбы.

2. Обеспечить необходимый для обучения начальный уровень физических качеств (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости).

Средства и методы:

1. Теоретическая подготовка: анализ научно-методической литературы по спортивной ходьбе, демонстрация и анализ техники обычной и спортивной ходьбы с помощью кинограмм, видеоматериалов, просмотр эталонов техники ходьбы на тренировочных занятиях и соревнованиях с участием мастеров спортивной ходьбы с последующим анализом.

2. Общеподготовительные упражнения: упражнения на выносливость (длительные прогулки, кроссы), гибкость и координацию движений (игры, общеразвивающие упражнения, средства гимнастики и акробатики).

Методические указания. На данном этапе необходимо обеспечить усвоение будущим скороходом знаний о требованиях, предъявляемых правилами соревнований по спортивной ходьбе, о биомеханических основах ходьбы и особенностях техники (ключевых фазах и моментах) спортивной (быстрой) ходьбы: в движениях ног и таза, в положении туловища, движениях рук и плечевого пояса.

При этом с самого начала необходимо исходить из того, что наиболее правильной и эффективной является такая техника спортивной ходьбы, которая по своему внешнему рисунку близка к ходьбе обычной.

2-й этап. Формирование базовой структуры движений в соответствии с ключевыми фазами и моментами техники

Задачи:

1. Апробировать на практике сформированное представление о технике спортивной ходьбы.

2. Сформировать двигательное умение, первичный уровень координационных связей техники спортивной ходьбы.

3. Совершенствовать представление о технике в соответствии с полученным новым двигательным опытом.

Средства и методы:

1. Спортивная ходьба в медленном равномерном темпе на отрезках 100-400 м.

2. Специальные координационные упражнения скорохода.

3. Общеподготовительные упражнения (весь.

4. Теоретическая подготовка (повторение средств этапа 1).

Методические указания. На данном этапе с самого начала необходимо обратить внимание на то, чтобы начальное обучение технике рациональной и быстрой ходьбы (как и ее последующее совершенствование на всех этапах многолетней подготовки) проходило на основе целостного двигательного акта, при выполнении которого обеспечивается полное согласованное включение всех звеньев опорно-двигательного аппарата и тела в целом.

Это связано с тем, что в отличие от многих других видов физических упражнений в основе акта ходьбы лежит шагательный рефлекс, сформировавшийся в результате многих тысячелетий эволюции человека и включающий в себя рефлекторное взаимодействие всех органов и частей тела человека.

Использование же упражнений, которые являются лишь частью целостной двигательной структуры акта ходьбы, целесообразно лишь для решения вводных вспомогательных задач в процессе обучения и совершенствования техники ходьбы.

3-й этап. Детализированное разучивание и закрепление техники движений

Задачи:

1. Сформировать двигательный навык спортивной ходьбы, закрепить координационные связи техники.

2. Устранить закрепощенность в структуре техники движений.

3. Совершенствовать представление о технике спортивной ходьбы.

Средства и методы:

1. Специально-подготовительные упражнения (в особенности специальные координационные упражнения скорохода).

2. Общеподготовительные упражнения (весь комплекс, в особенности длительная ходьба по пересеченной местности).

3. Теоретическая подготовка (к средствам 1-го этапа добавить анализ собственной техники спортивной ходьбы и техники других обучаемых).

Методические указания. Данный этап является ключевым этапом и по длительности, и по степени важности решаемых на нем задач. На данном этапе скороход должен ясно понимать и уметь достаточно точно и детализировано рассказать обо всех особенностях техники, сопоставляя свои теоретические знания и представления с собственными ощущениями.

Это, в свою очередь, должно способствовать формированию у него структуры управления техникой движений на основе внутренних субъективных ощущений.

4-й этап. Совершенствование техники ходьбы

Задачи:

1. Совершенствовать двигательный навык спортивной ходьбы, стабилизировать координационные связи техники, в том числе при наличии сильных сбивающих факторов и в различных условиях.

2. Закрепить технику спортивной ходьбы в различных условиях (с разной скоростью, при ходьбе в группе, в различных климатических условиях, на различных покрытиях, по отношению к сбивающим факторам). Обеспечить вариативность техники в различных условиях.

Средства и методы:

1. Специально-подготовительные упражнения (в особенности спортивная ходьба на дистанциях и в режимах, соответствующих или приближенных к соревновательным, а также в условиях пересеченной местности), выступление к контрольных соревнованиях и прикидках по спортивной ходьбе.

2. Общеподготовительные упражнения.

3. Теоретическая подготовка (средства предыдущего этапа).

Методические указания. На данном этапе скороход должен еще более осознанно и детализировано, с высокой степенью точности понимать все особенности техники рациональной и быстрой ходьбы и, соответственно, уметь аналитически рассказать о них.

Уровень овладения техникой будет определяться способностью управлять ею в самых различных ситуациях и при высоком уровне сбивающих факторов на основе вариативных и стабильных внутренних субъективных ощущений.

Совершенствование техники ходьбы представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всей многолетней тренировки.

От одного годичного цикла к другому растет уровень физической подготовленности скорохода (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости), что вызывает необходимость приведения в соответствие с ним уровня технической подготовленности, т.е. коррекции индивидуальных параметров техники ходьбы.

На данный процесс оказывают влияние также такие факторы, как индивидуальные особенности нервной системы и строения опорно-двигательного аппарата.