1.18. Техника бега на короткие дистанции
Бег на короткие дистанции является одним из самых древних видов легкоатлетических упражнений. Он входил в программу большинства народных игр и всех спортивных соревнований, когда-либо проводившихся в истории.
В XX в. в мировой легкой атлетике доминирующую позицию занимали бегуны-спринтеры США (Д. Оуэне, 1936; Э. Стенфилд, 1951; Д. Хайнс, 1968; М. Грин, 1999 и др.), а в последние годы – ямайские спринтеры. Среди российских (советских) бегунов на короткие дистанции выдающиеся достижения в беге на 100 м показали В. Борзов (1969–1972), Л. Кондратьева (1980), а на 400 м – В. Маркин (1980).
Бег на короткие дистанции проводится на стадионе по отдельным дорожкам, каждая из которых шириною 1,25 м, по прямой до 100 м и с поворотом – на более длинные дистанции. Основу современных соревнований в беге на короткие дистанции составляют дистанции 100, 200 и 400 м, а также все виды соревнований на более коротких и промежуточных отрезках.
Рассматривать технику бега на короткие дистанции целесообразно по следующим органически связанным между собой фазам: старт и стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
Старт и стартовый разгон. Расстановка стартовых колодок зависит от антропометрических и скоростно-силовых показателей бегунов. Наиболее распространен «обычный» вариант старта. Он наиболее целесообразен для бегунов среднего телосложения и квалификации. Его особенности в том, что передняя колодка ставится на расстоянии 1,5 стопы от линии старта (длина голени), задняя – 1,5 стопы от передней (еще длина голени). Применяют и другие варианты, в том числе – «растянутый» и «сближенный». Эти способы характерны сокращенным расстоянием между колодками (1 стопа и менее), но в первом из них передняя колодка удалена от линии старта на 2-2,5 стопы, а во втором – приближена на одну и менее стопы. Такие способы начала бега требуют большей синхронности в работе ног и рук (особенно первый вариант) и более быстрого приложения усилий, а следовательно, и отличной скоростно-силовой подготовки (второй вариант).
Исходное положение на старте (положение «На старт», рис. 4, а) характеризуется также расстоянием между кистями рук на линии (на ширине плеч или на 10-15 см больше), расстоянием между колодками по ширине (до 10-30 см), углами наклона площадок каждой колодки (обычно 45°– на передней и 60° – на задней). Уменьшение этих углов соответственно до 8-16° и 30-35° и постановка пальцев стоп в 5-8 см перед колодкой способствуют активизации мышц голеностопного сустава. Заняв исходное положение, бегун делает 1-2 глубоких вдоха и выдоха и занимает неподвижное положение на полувыдохе.
!
а) «На старт»
б) «Внимание!»
в) выход со старта
Рис. 4. Положения низкого старта
Кинграмма 3. Выход со старта и первые шаги стартового разгона
По команде «Внимание!» (рис.4, б) тяжесть тела спортсмена перемещается вперед-вверх, при этом таз поднимается выше плеч на 10-20 см, бегун отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки, слегка выпрямляя ноги, причем конечности в коленных суставах полностью не выпрямляются. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных бегунов углы между туловищем и бедрами должны быть относительно постоянными: для впереди стоящей ноги – около 20° и сзади стоящей – 60°, а также между бедром и голенью (соответственно около 100° и 130°). Одновременно производится небольшой вдох.
После выстрела стартера спринтер начинает бег с активного разведения рук в передне-заднем направлении и одновременным мощным отталкиванием ногами от колодок (рис. 4, в). Общее время реакции (от выстрела до отрыва ноги от передней колодки) составляет, как правило, не более 0,40 с. Стартовое ускорение продолжается до достижения максимальной или близкой к ней скорости бега. Спринтеры высокого класса выходят на рубеж максимальной скорости к 50-60 м. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % максимума своей скорости, на 2-й – 75 %, на 3-й – 90 %, на 4-й – 95 %, на 5-й – около 100 %.
Более рациональным является такой вариант стартового разгона, при котором первые 2-4 шага выполняются с активным маховым движением ног, широким разведением бедер и мощным отталкиванием; на следующих 4-5 шагах, не снижая амплитуды движений, следует увеличивать темп за счет активного торможения маха и резкого опускания бедер с переходом в отталкивание. При этом наклон туловища сохраняется.
Бег по дистанции. На кинограмме 4 представлена техника бега олимпийского чемпиона и рекордсмена мира У. Болта (Ямайка).
Максимальная скорость бега составляет у лучших спринтеров-мужчин около 12 м/с, а у женщин – 11 м/с и поддерживается с колебаниями 2-4 % на участке 20-35 м (на 40-80 м дистанции 100 м). Длина шагов на дистанции составляет у мужчин 2,10-2,50 м, у женщин – 2-2,30 м, частота – 4,7-5,5 шаг/с. У ведущих спринтеров увеличение скорости выше 8 м/с связано, как правило, с повышением частоты шагов, хотя возрастание скорости бега до 6-8 м/с идет в основном за счет их длины. При увеличении скорости бега свыше 11 м/с у мужчин и 10 м/с у женщин частота шагов растет при сохранении или даже некотором сокращении длины шагов. Увеличение темпа движений при скоростях до 9 м/с происходит за счет сокращения времени опоры при увеличении времени полета, а свыше 9 м/с – за счет сокращения обеих фаз. Отличиями бега по дистанции от стартового разбега являются относительно вертикальное положение туловища, постановка более выпрямленной ноги впереди проекции ОЦМ тела, перемещение центра вращения опорной ноги в направлении от колена к пальцам стопы, большая амортизация в коленном и голеностопном суставах, более широкий размах движений голени в периоде переноса, акцент махового движения на сведении бедер до постановки (а не на вынос вперед при разведении).
В целом современной технике присущи плавность и непрерывность движений, согласованная работа рук и ног, быстрое сведение бедер, активная работа стоп при незначительных колебаниях горизонтальной и вертикальной скорости тела в опорной фазе. С ростом квалификации бегунов уменьшается вариативность техники по ее обобщенным параметрам.
Финиширование. Уменьшение скорости бега на последних 20-30 м (иногда 40 м) неизбежно для всех бегунов на короткие дистанции, что связывается с наращиванием утомления. Степень падения скорости определяет квалификацию спринтера в значительно большей степени, чем способность к ее достижению.
Показателем хорошей специальной выносливости в беге на 100 м является величина потери скорости на последних 20 м по сравнению с участком от 60 до 80 м (на 0,8-1 м/с, или 3-8 %). Скорость бега на финише в основном лимитируется поддержанием высокой частоты шагов.
Непосредственно финиширование заключается в изменении техники на последних 1-2 шагах за счет наклона туловища с отведением рук назад либо наклона с поворотом плеч. Преждевременное финиширование искажает структуру последних шагов, что снижает скорость бега на финише.
Кинограмма 4. Фаза бегового шага в спринтерском беге
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6