logo search
легкая атлетика редактир полный текст

Методика обучения

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства:

  1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега.

  2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

  3. Показать видеофильмы, кинограммы передачи эстафеты сильнейшими бегунами.

  4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки «снизу».

Средства:

  1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

  2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

  3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом. То же по сигналу передающего.

  4. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер).

  5. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.

Задача 3. Научить старту бегуна, принимающего эстафету. Средства:

  1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

  2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

  3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж). Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки.

  4. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней – на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства:

  1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

  2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/4-3/4 интенсивности, а при освоении – и на максимальной. Целесообразно это проводить сразу после разминки или в средней части урока.

В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте при фронтальном методе организации занятий – на футбольном газоне или на секторе стадиона, т. е. в начале или в конце поворота. Сначала занимающиеся осваивают передачу в парах, затем – ролевые действия бегунов 1-го, 2-го, 3-го и 4-го этапов. После этого совершенствуют передачу все четверо бегунов вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно при обучении соблюдать правила по технике безопасности: чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.

При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий – второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов.