logo search
легкая атлетика редактир полный текст

1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем

В проведении традиционных видов занятий урок признается как основополагающая форма организации учебно-воспитательного процесса, имеющая образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, где ведущей фигурой выступает педагог-специалист, вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками и отвечающий за результаты учебно-воспитательного труда.

На начальных этапах обучения преобладают комплексные уроки, в последующем – уроки с преимущественно однородным материалом. Характерно также, что на начальных этапах подготовки больше представлены уроки, направленные на освоение нового учебного материала, затем все больше преобладают уроки смешанного типа и тренировочные уроки.

Одна из методических посылок эффективного построения урока предусматривает достижение оптимальной моторной плотности. В настоящее время основными критериями, позволяющими оценивать величину физической нагрузки урока, являются показатели общей и моторной плотности. Первый из этих показателей характеризует педагогически оправданное использование времени урока, второй – продуктивность занятий физическими упражнениями. Это выражается отношением времени, затраченного непосредственно на выполнение упражнений, ко всей продолжительности урока. Моторная плотность зависит от особенностей содержания урока, уровня подготовленности занимающихся, их текущего состояния, других факторов и условий, влияющих на параметры нагрузок и отдыха в процессе урока.

Показатель моторной плотности обозначается в процентах, при этом, однако, не учитывается интенсивность выполнения упражнений, которая обусловливает величину и характер физиологических сдвигов. Специалисты считают, что моторная плотность 50-70% оптимальна при средней интенсивности выполнения упражнений.

Уроки физической культуры строятся с учетом педагогических и методических закономерностей повышения функциональной работоспособности занимающихся, где ведущие требования обозначаются как принципы физического воспитания. К ним относятся разносторонность воздействия, прикладная направленность воспитания, оздоровительная направленность в выборе упражнений и регулировании нагрузок. В числе методических принципов, определяющих направленность обучения и воспитания, выделяют сознательность и активность, наглядность, доступность в обучении, учет индивидуальных особенностей занимающихся. Специфические особенности в построении уроков физической культуры требуют непрерывности в системе физических нагрузок, учета эффектов упражнений и регламентирующих интервалов отдыха, постепенного динамичного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, цикличности построения занятий и соответствия систем упражнения возрастным особенностям занимающихся при учете сенситивных и критических периодов развития организма школьников. Указанные педагогические закономерности конкретизируются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:

Урок должен представлять целостное завершенное занятие, логически связанное (и по содержанию, и по целевым установкам) с предыдущими и последующими занятиями.

Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним как в плане физического образования, так и в плане физического развития. На уроке решается комплекс задач – образовательных, воспитательных и оздоровительных.

На каждом уроке комплексно ведется работа по освоению физкультурных знаний, изучению двигательных действий, воспитанию физических качеств, овладению умениями и навыками самостоятельных занятий.

В применении разнообразных методов обучения и воспитания акцент следует делать на методах, повышающих интеллектуальную активность детей, уровень их самостоятельности в поисках знаний, освоении двигательных действий, проявлении творческой активности.

Обучение и воспитание учащихся должны осуществляться на всем протяжении урока, с первой минуты – до последней. Встречающуюся в практике тенденцию решать образовательные задачи только в основной части урока нельзя считать верной. Проводя подготовительную и заключительную части урока без образовательной нагрузки, учитель занимает формальную позицию, непродуктивно затрачивает время. Время урока должно быть использовано с наибольшей целесообразностью, чтобы обеспечить на протяжении всех 40 (45) мин активную деятельность учащихся. Нужно вовлекать учащихся в учебную деятельность – всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей.

В уроках следует ставить совершенно конкретные задачи и лучше так, чтобы их можно было решить именно на данном занятии (хотя бы как самую малую часть более общей задачи). Решение общих задач учебно-воспитательного процесса достигается выполнением системы частных конкретных задач.

Достижение цели возможно при условии органической преемственности задач обучения и системного подхода к планированию всего учебного процесса.

Структура занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. В динамике работоспособности выделяют фазу предрабочих сдвигов, фазу врабатываемости, фазу относительно устойчивой высокой работоспособности, фазу снижения работоспособности. Эти сдвиги отражают сложившийся характер функционирования организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеют силу биологических закономерностей, проявляясь так или иначе в любом занятии физическими упражнениями. В соответствии с принципами управления нагрузкой в уроке необходимо обеспечить постепенную активизацию функций организма – «врабатывание» (в подготовительной части), использовать повышенную работоспособность для решения главных учебных задач и достижения достаточного тренировочного эффекта (в основной части), нормализовать функциональную активность организма и создать благоприятные предпосылки для переключения на последующую деятельность (в заключительной части).

Общая продолжительность подготовительной части составляет 20-30% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др. Практически, например, в школьном уроке физической культуры подготовительной части уделяют примерно от 7-10 до 15 мин, в спортивно-тренировочном уроке – до 40 мин от 2 часов занятий.

Основная часть занятия представлена материалом, который составляет главное содержание занятия и которому отводится преобладающая доля в общем объеме времени, затрачиваемом на занятие. Цель основной части – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

Продолжительность основной части определяется, с одной стороны, работоспособностью занимающихся, с другой – временем, которое выделено на занятие. При лимите времени школьных уроков в 40 мин она составляет нередко около 2/3 времени и длится 25-30 мин, в спортивно-тренировочном уроке – до 1,5 часов. Наиболее распространенными формами организации поведения занимающихся в основной части урока являются групповая и индивидуальная формы.

Заключительная часть занятия. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировки является уровень микроструктуры, представленный отдельным тренировочным занятием или совокупностью занятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем в рамках отдельного тренировочного занятия выполняется достаточно большое множество разнообразных по структуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не только не выстроенных в логике кумулятивного наращивания тренированности, но и создающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи выделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов «тренировочные (двигательные) задания – ТЗ, ДЗ», целесообразное комплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждого тренировочного урока.

Итак, что же представляет собой тренировочное (двигательное) задание? Это первичный элемент (звено, фрагмент) в структуре спортивной тренировки. В системе программно-методического обеспечения подготовки спортсменов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование. Современные теоретические представления о сущности ТЗ как исходном элементе структуры тренировки довольно противоречивы. Многие исследователи при этом отождествляют тренировочное задание с нагрузкой. Однако нагрузка и отдых как компоненты методов упражнения только тогда приобретают педагогический смысл, когда, объединенные в тренировочном задании, связаны педагогической целью по достижению программируемого тренировочного эффекта.

Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи по достижению необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов – компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха) (рис. 3).

Рис. 3. Структура тренировочного задания (Г.Н. Германов, 1991)

Типичной характерной чертой тренировочного задания является его стандартизация. Стандартизация предусматривает достижение планируемой цели (результат, эффект, состояние, долженствование); она определяет условия, которые способствуют или препятствуют достижению прогностической цели, а также точные инструкции, касающиеся выполняемых двигательных действий.

К настоящему моменту между специалистами разных видов спорта отсутствуют какие-либо коммуникативные связи, когда, например, тренер по баскетболу с успехом мог бы применять задания из раздела подготовки прыгуна-легкоатлета для развития скоростно-силовых способностей юных баскетболистов. Практики в основном эмпирически находят методы и средства, направленные на решение этих проблем, более того, они выглядят достаточно специфичными для того или иного вида спорта (или вида деятельности). Получение наиболее общих знаний, приложенных к любому виду спорта, весьма ограничено. Первопричину вышесказанного следует усматривать в том, что не разработаны и отсутствуют общие положения системы классификации тренировочных заданий. Знание наиболее общих свойств двигательных заданий, а также их возможных вариаций и сочетаний будет весьма полезным для повышения эффективности работы специалистов по физической культуре и спорту. Отметим, что наиболее существенным моментом в системе классификации двигательных заданий, особенно если иметь в виду прикладное значение, должна стать опора на систему практических знаний и обобщающих методических положений, которая обеспечит тренеров и специалистов по физической культуре концептуальными взглядами в достижении целевых задач подготовки.

Опыт многих ведущих и зарубежных тренеров, работающих в различных видах спорта, в том числе со спортивными резервами, показывает, что основной организационной формой и элементом структуры спортивной тренировки является тренировочное задание. Как мы выяснили, ряд тренеров имеет набор направленных заданий (двигательных, игровых, смысловых и т.п.) с определенной тактикой их использования в тренировочном занятии. Однако многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт. Заслуживает внимание опыт, накопленный за последние годы в подготовке немецких легкоатлетов, где планирование и реализация тренировочных программ основаны на использовании стандартных карточек. В карточках представлены наборы тренировочных заданий, включающие упражнения в виде комплексов (обучающих, развивающих физические качества, специализированной подготовки, соревновательных достижений). Каждая карточка содержит цель, задачи, методические и педагогические рекомендации, дозировку. Почти во всех комплексах – тренировочных заданиях – дается дополнительная информация о технике и вариациях упражнения. Немецкие специалисты при разработке тренировочных заданий исходят из физиологической направленности упражнения. Именно такой подход нашел свое отражение и в ныне существующих программах обучения легкоатлетов-спринтеров, многоборцев, прыгунов, барьеристов. В программах рекомендуются блоки заданий компенсирующего характера (аэробного), развивающие (смешанного аэробно-анаэробного воздействия) и предельные (анаэробного воздействия). В качестве показателя контроля за функциональными сдвигами при выполнении заданий взята величина ЧСС. Однако не все рекомендации по проектированию структурных компонентов тренировки в программах получили реалистичный характер, большинство из них ориентированы на далекое построение годичного цикла подготовки. Технология блочно-модульного построения спортивной тренировки принципиально не совместима с избыточно произвольной, малоопределенной или «размытой» постановкой цели, что явно проявляется в проектировании больших циклов подготовки. Реалистичное и точное, дающее четкое, в том числе расчетно-параметрическое представление о прогнозируемой цели, возможно лишь в оперативно-текущей форме и в первую очередь в виде тренировочных заданий, выстраиваемых во взаимосвязи с перспективными и этапными целями и задачами подготовки спортсменов.