Отталкивание
Двигательная задача отталкивания – изменение направления движения и создание угла вылета, который составляет в прыжке в длину 20-24°. Биомеханизмами, решающими данную двигательную задачу, являются следующие:
– сокращение мышц опорной ноги (разгибание опорной ноги в фазе отталкивания);
– сокращение «упругих компонент» опорной ноги в фазе отталкивания в результате предварительного растяжения в фазе амортизации;
– механизм «перевернутого маятника»;
– маховые движения ноги и рук;
– разгибание опорной ноги на предпоследней опоре.
1. Сокращение мышц опорной ноги (разгибание опорной ноги в фазе отталкивания). Выпрямление за счет сокращения мышц опорной ноги и разгибание в КС и ТБС и сгибание в ГСС в фазе отталкивания увеличивает вертикальную составляющую опорной реакции, повышая тем самым угол вылета и результативность прыжка.
2. Сокращение «упругих компонент» опорной ноги. Растянутые в фазе амортизации отталкивания упругие компоненты мышц и связок сокращаются в фазе отталкивания, осуществляя динамический вклад в отталкивание и увеличивая вертикальную составляющую опорной реакции. Происходит переход кинетической энергии движущегося тела в энергию упругой деформации растянутых в фазе амортизации мышц и связок с последующим переходом этой энергии вновь в кинетическую энергию тела прыгуна при их сокращении.
3. Механизм «перевернутого маятника». Выставленная вперед нога на бруске выполняет вращательное движение по принципу «перевернутого маятника», создавая вертикальную скорость ОЦМ тела прыгуна с момента постановки ноги на отталкивание (несмотря на некоторое амортизационное сгибание опорной ноги) и до момента отрыва от земли. При этом вертикальная скорость ОЦМ тела создается как за счет вертикальной составляющей, так и за счет горизонтальной составляющей опорной реакции.
4. Маховые движения ноги и рук. Ускоренное движение маховой ноги и рук создают по второму закону Ньютона динамический вклад в отталкивание, увеличивая вертикальную составляющую опорной реакции.
5. Разгибание опорной ноги на предпоследней опоре. У квалифицированных прыгунов в длину движение ОЦМТ вверх и создание вертикальной скорости начинается уже с предпоследней опоры разбега на последнем шаге. Таким образом решение двигательной задачи создания угла вылета и вертикальной составляющей скорости вылета решается не только в отталкивании, но и на последнем шаге разбега. Спортсмен выполняет отталкивание как бы «с двух ног».
Отталкивание состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы отталкивания.
Фаза амортизации начинается с момента постановки ноги на отталкивания до момента максимального сгибания в КС опорной ноги. В этой фазе происходит некоторое сгибание в КС и ТБС и разгибание в ГСС, что снижает ударные нагрузки при постановке ноги га отталкивание. Квалифицированных прыгунов отличает незначительная амортизация в суставах опорной ноги и более раннее начало разгибания в ТБС и КС.
Фаза отталкивания начинается с момента разгибания в КС опорной ноги и до момента вылета. Сокращение мышц опорной ноги, разгибание в КС и ТБС при сгибании в ГСС в сочетании с активными маховыми движениями свободной ноги и рук создает динамические усилия на опору и вектор скорости вылета ОЦМ тела спортсмена.
Важной характеристикой отталкивания являются горизонтальная и вертикальная составляющие скорости вылета прыгуна (табл. 6). При этом горизонтальная составляющая скорости вылета ОЦМТ в основном обеспечивается спринтерской подготовленностью спортсменов и техникой выполнения разбега, а вертикальная составляющая – усилиями и техникой выполнения отталкивания.
Таблица 6
Горизонтальная и вертикальная составляющие скорости в прыжках в длину (среднестатистические показатели финалистов Чемпионата мира 1997 г.)
№ п/п | Показатели | Мужчины | Женщины |
1 | Соревновательный результат, м | 8,12 | 6,81 |
2 | Скорость разбега перед отталкиванием, м/с | 10,66 | 9,52 |
3 | Горизонтальная скорость вылета, м/с | 8,83 | 8,03 |
4 | Вертикальная скорость вылета, м/с | 3,41 | 3,11 |
Угловые характеристики отталкивания приведены на рис. 31. .
Полет
Двигательной задачей полетной части прыжка считается создание удобного положения тела для эффективного выполнения приземления. В полете ОЦМ тела прыгуна перемещается по параболе, согласно законам механики. В этот момент на него действуют только сила тяжести и сила сопротивления среды (воздух). Никакие действия прыгуна в воздухе не могут отклонить движение ОЦМ тела прыгуна от траектории параболы, однако определенными действиями можно создать более удобное положение для выполнения эффективного приземления и максимально далекого выноса ног в этой фазе прыжка. Для этого в воздухе выполняются либо беговые вращательные движения ногами и руками (способ «ножницы»), либо прогиб назад (способ «прогнувшись»). Первый способ благодаря вращательному движению ног в воздухе создает момент инерции вращения туловища назад, предотвращая его опрокидывание вперед. Это создает более удобное вертикальное положение туловища перед приземлением, создавая условия для выноса ног вперед и повышая таким образом эффективность этой фазы. Второй способ («прогнувшись») благодаря натяжению упругих компонентов передней части туловища при прогибе назад создает условия для активной группировки и выноса ног вперед при приземлении. Поэтому данные способы прыжка эффективнее, чем простейший способ прыжка «согнув ноги» (рис.32), и используются квалифицированными прыгунами (см. рис.33). При этом существуют две разновидности прыжка способом «ножницы» – «2,5 шага» и «3,5 шага» (в зависимости от числа беговых движений спортсмена в полетной фазе).
Рис. 32
Рис. 33. Прыжок в длину способами «ножницы» и «прогнувшись»
На кинограмме 9 представлен прыжок в длину способом «ножницы - 3,5 шага» в исполнении чемпиона мира кубинца И. Педросо.
Кинограмма 9. Прыжок в длину способом «ножницы» (И. Педросо, Куба)
- Легкая атлетика
- Оглавление
- Часть 1. Методика преподавания легкой атлетики ……………………………………………….
- Часть 2. Тренировка в легкой атлетике.......... 210
- Часть 3. Система подготовки спортсменов высших разрядов....................... 388
- Введение
- Часть 1 методика преподавания легкой атлетики
- 1.1. Введение в специализацию
- 1.2. История легкой атлетики
- 1.3. Основы техники легкоатлетических упражнений
- 1.4. Основы техники ходьбы и бега
- 1.5. Основы техники прыжков
- 1.6. Основы техники метаний
- 1.7. Организация соревнований по легкой атлетике
- Уровни и виды соревнований
- Организация, проводящая соревнования (опс)
- Спортивная база
- Особенности организации соревнований в беге
- Особенности организации соревнований в прыжках и метаниях
- Особенности организации соревнований по многоборью
- 1.8. Судейство соревнований по бегу и ходьбе
- 1.9. Судейство соревнований по прыжкам и метаниям
- 1.10. Урок легкой атлетики и тренировочные занятия в нем
- 1.11. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
- 1.12. Общеразвивающие и специальные упражнения в легкой атлетике
- 1.13. Основы обучения легкоатлетическим упражнениям
- 1.14. Учет возрастных особенностей при занятиях легкой атлетикой
- 1.15. Легкоатлетические упражнения в программе дошкольных учреждений
- 1.16. Легкая атлетика в учебных программах общеобразовательных школ, высших и средних специальных заведений
- 1.17. Техника спортивной ходьбы
- Методика обучения
- 1.18. Техника бега на короткие дистанции
- Особенности бега на различных спринтерских дистанциях
- Методика обучения
- 1.19. Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Общая характеристика дистанций
- Техника бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
- Методика обучения технике бега на средние, длинные и марафонские дистанции
- 1.20. Техника эстафетного бега
- Методика обучения
- 1.21. Техника барьерного бега
- Методика обучения
- 1.22. Техника прыжка в высоту
- Варианты разбега
- Характеристики отталкивания
- Методика обучения прыжку «Фосбери-флоп»
- 1.23. Техника прыжка с шестом
- Методика обучения
- Техники прыжка в длину
- Отталкивание
- Приземление
- Методика обучения прыжку в длину с разбега
- Техника тройного прыжка
- Отталкивание
- Полетные фазы
- Ритмическая структура тройного прыжка
- Приземление
- Методика обучения тройному прыжку с разбега
- 1.26. Техника метания копья
- Методика обучения
- 1.27. Техника метания диска
- Методика обучения
- 1.28. Техника толкания ядра
- Методика обучения
- 1.29. Техника метания молота
- Методика обучения
- Часть 2 тренировка в легкой атлетике
- 2.1. Основы тренировки и содержание тренировочного процесса в легкой атлетике
- Средства тренировки
- Методы тренировки
- 2.2. Планирование многолетней тренировки
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта
- Этап спортивного совершенствования
- 2.3. Планирование годичного цикла тренировки
- 2.4. Этапное и недельное планирование
- Учет тренировочной нагрузки
- 2.5. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах
- 2.7. Управление процессом подготовки легкоатлета
- 2.8. Организация и применение методик нир в практике учебно-тренировочного процесса
- 2.9. Развитие силы легкоатлета
- 2.10. Развитие быстроты
- 2.11. Воспитание (развитие) выносливости легкоатлетов
- 2.12. Развитие гибкости и координации
- 2.13. Проблемы утомления и восстановления работоспособности легкоатлетов
- Методические приемы тренировки как средство восстановления
- Психологические средства восстановления
- Медико-биологические средства восстановления
- 2.14. Особенности подготовки женщин
- Влияние систематических занятий легкой атлетикой на женский организм
- 2.15. Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
- 2.16. Тренировка в спринтерском беге
- 2.17. Тренировка в барьерном беге
- 2.18. Спортивная тренировка в беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции, 3000 м с препятствиями и спортивной ходьбе
- Тренировка в спортивной ходьбе
- Тренировка в прыжках в высоту
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- 2.20. Тренировка в прыжках с шестом
- Многолетняя подготовка в прыжках с шестом
- Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Ориентировочные контрольные нормативы для этапа начальной специализации
- Этап углублённой тренировки
- Распределение средств в комплексно-блоковой системе по этапам подготовки прыгунов с шестом в годичном цикле
- Тренировка в прыжках в длину Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Модельные характеристики специальной физической подготовленности прыгуний в длину на этапе высшего спортивного мастерства
- Тренировка в тройном прыжке Этап предварительной подготовки
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Особенности подготовки многоборцев
- Этап начальной спортивной специализации
- Этап углубленной тренировки
- Этап спортивного совершенствования
- Этап высшего спортивного мастерства
- Часть 3 система подготовки спортсменов высших разрядов
- 3.1. Проблемы спорта высших достижений
- Спорт высших достижений и Олимпийские игры
- 3.2. Международная деятельность и история
- Время основания (1912-1914 гг.)
- Сотрудники и структура
- Континенты
- Международный Олимпийский комитет
- Соревнования иааф
- Мировые рекорды
- Медицинский и антидопинговый контроль
- Любительство
- Женская легкая атлетика
- Мировой рейтинг иааф
- Программа развития
- 3.3. Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
- 3.4. Средства и методы тренировки легкоатлета на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
- 3.5. Контроль в тренировке высококвалифицированных легкоатлетов
- Обследования соревновательной деятельности
- Контроль специальной физической подготовленности
- Медико-биологический контроль
- Психологический контроль
- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок
- 3.6. Особенности прогнозирования, моделирования и
- 3.7. Проблемы психической (психологической) подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- 3.7.1. Содержание психической подготовки
- 3.7.2. Планирование психической подготовки
- 3.7.3. Мотивация к достижению высоких результатов
- 3.7.4. Средства и методы психической подготовки
- 3.8. Особенности структурирования тренировочного процесса у высококвалифицированных легкоатлетов
- Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте высших достижений в легкой атлетике
- Особенности методики подготовки легкоатлетов высокой квалификации
- Легкая атлетика
- 129110, Москва, ул. Гиляровского, д. 6