3.2. План маркетинга
Составление плана маркетинга — важный элемент процесса планирования на предприятии. Этот план должен давать предпринимателю надежный инструмент контроля за всеми показателями, связанными с реализацией работ, услуг, товаров — за объемами реализации услуг по отдельным видам, за ценами, формами предоставления услуг и сбора заказов от клиентов, каналами сбыта товаров, формами гарантийного обслуживания заказчиков, режимами предоставления услуг,
с ервисное™ обслуживания клиентов в приемном салоне и т. План маркетинга определяет цикл жизнедеятельности предприятия, и поэтому составление его должно стать правилом для любого предпринимателя, независимо от размеров или отраслевой принадлежности его фирмы. За выполнением плана маркетинга нужно следить и регулярно (например, ежемесячно) проверять, соблюдается план или нет. Если нет, необходимо вносить соответствующие коррективы в программы, стратегию, а иногда и в цели, стоящие перед предприятием.
План маркетинга должен удовлетворять определенным требованиям:
он должен излагать стратегию, ведущую к реализации целей и задач предприятия;
в его основе должны лежать реальные факты и реалистические допущения;
он должен предусматривать рациональное использование всех наличных ресурсов;
он должен строиться с расчетом на перспективу так, чтобы каждый последующий план маркетинга вытекал из предыдущего;
все формулировки должны быть краткими и ясными;
план должен быть гибким, поскольку от этого может зависеть его успешная реализация;
он должен давать количественные ориентиры, по которым можно будет отслеживать его выполнение.
Учитывая требования, предъявляемые к плану маркетинга, его структуру, можно предложить соответствующую форму (табл. 3.1).
В современной теории маркетинга описано множество подходов к формированию стратегии. Например, анализ цели для объема продаж и/или прибыли, на основе которого строится матрица Анзоффа (товар/рынок), предлагающая следующие стратегические рекомендации:
Р азработка рынка. Усиление мероприятий маркетинга для имеющихся услуг (товаров) на имеющихся рынках с целью стабилизации или увеличения доли рынка или увеличения объема рынка. Возможные пути достижения — увеличение потребления (снижение цен, увеличение объема упаковки и т. д.); привлечение покупателей конкурирующих услуг (товаров), активизация скрытой потребности (реклама, предложение проб, снижение цен).
Расширение рынка. Выход со старыми услугами (товарами) на новые рынки. Возможны варианты:
- сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках (интернационализация и глобализация);
расширение функций товаров, комплексности услуги;
новые области применения для старого товара;
- вариация товара с целью его приспособления к требованию определенных потребителей (сегментация рынка).
Развитие товара (инновации). Продажа новых услуг (товаров) на старых рынках.
Диверсификация. Предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым. Причины: желание уменьшить риск, финансовые выгоды, страхование снабженческой или сбытовой базы. Производственная программа включает продукты, не имеющие никакой прямой связи с прежними товарами фирмы. Различают три формы диверсификации:
- диверсификация на том же уровне (горизонтальная);
диверсификация на сбытовые или снабженческие рынки (вертикальная);
побочная диверсификация (без различимой вещественной взаимосвязи).
Главная опасность диверсификации — распыление сил. Рассмотрим величину риска и расходов в зависимости от реализуемой стратегии Анзоффа (табл. 3.2):
Для выбора действий фирмы на конкретном рынке используют также матрицу конкуренции Портера. Любая организация должна не только учитывать удовлетворение потребностей покупателей, но и постоянно изучать так называемые конкурентные силы на рынке. На рынке действуют пять основных сил, являющимися движущимися силами конкуренции (по Портеру) (см. раздел 2.1.3, рис. 2.18).
По Портеру, для получения прибыли выше средней фирма должна иметь конкурентное преимущество. В результате проведенных исследований Портер показал, что связь между долей рынка и рентабельностью имеет следующий вид (рис. 3.1).
Рентабельность(%)
А |
| |
1 | / Относительная | |
\ | / доля рынка | |
Обработка |
| Обработка всего рынка |
целевой |
| через лидерство |
рыночной |
| в затратах или |
ниши |
| дифференцирование |
|
| продукта |
| Критическая область |
|
Рис. 3.1. Взаимосвязь рентабельности и доли рынка.
Средняя позиция опасна. Предприятия, не имеющие средств достижения лидерства на рынке, должны сконцентрировать свою работу на определенном сегменте и наращивать
н а нем преимущество по отношению к конкурентам. Матрица конкуренции по Портеру представлена на рис. 3.2. Характеристика конкурентных стратегий, вытекающих из матрицы Портера, дана в табл. 3.3.
Стратегическое преимущество
Неповторимость товара с точки зрения Преимущества
Вся
отрасль
Дифференцирование
покупателя в себестоимости
■А и о
g
S и
о
я о. н
и
Один
сегмент
рынка
Лидерство в области затрат
|
|
| ||
| Концентрация |
| в сегменте |
|
|
|
|
Рис. 3.2. Матрица конкуренции по Портеру Для принятия стратегических решений используются и другие подходы, например матричные модели анализа портфеля:
концепция жизненного цикла продукта;
эффект опыта.
Обе эти модели основаны на анализе жизненного цикла продукта и его отнесении к различным группам услуг, находящихся на стадиях внедрения, роста, зрелости, упадка. Продукты, находящиеся на стадии внедрения1, именуют "знаки вопроса". Они имеют высокую скорость рынка, низкую долю рынка и формируют большой отрицательный денежный поток. Продукты, находящиеся на стадии роста, условно называют "звезды". Эти товары образуют небольшой положительный денежный поток, высокую скорость рынка и среднюю его долю. "Дойные коровы" — стадия зрелости, характеризуется большой положительной денежной массой, средним ростом рынка, высокой
s
S о.
В
S s
3 и
1 5
5 3
П и
о о
У. с
ю «
О о
4> о.
4>
н я о.
'S =S
ю -
a
«
M
к
1
S О.
41
S S
5 в
Л и
£ Щ
й" 1
О) ю
a a
ш о ю >s о я
ч s
н о я)
а
CU
1
о
I s
I а
га
л S a
I
И. я
1 -
я
. - о ш
Я) И о
и s я 8 В 3 й с s, я a ° а X -о S о ч
ь а и
я § й вше Л о д ю о
ч S Н 3 а о Д а о с о ь
>-. л
о
в
О) и 2 2 II 8 I О) о О. н Л V
О)
Р
0)
СО a
I §
га
3 я s ! к
К ft О
s а га •&
и К
* S
01 Я
св
а _ н
О я!
и га г ^
я -S* Ь I S « о «
ев
я 3 a >s s
X nj Ш О
9 ft я S-
и " о S и a
jj с
•в" -
■в- &
g а
s I
0 С a S
1 I
т о
н я
а га
a s
га о с щ
о <и
3 Й v ft
га 5
о Я Н h
a a
s е
О) ш
S <и
я ч
0) я
л „
га ai
о о
с га
г
со to
Окончание табл. 3.3
Стратегия дифференцирования
Услуга фирмы должна отличаться от услуги конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Затраты играют второстепенную роль
Отрыв в цене лидера может быть настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем верность марке; характеристика услуги, на которой основывается дифференцирование, может потерять свое значение в результате изменения системы ценностей у потребителя; подражание уменьшает преимущества, связанные с дифференцированием
Особая известность предприятия, обширные исследования, соответствующий дизайн; применение материалов высокого качества; интенсивная работа с покупателями
У потребителей вырабатывается приверженность марке, которая снижает их чувствительность к цене и создает дополнительные барьеры для входа конкурентов на рынок; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками
Концентрация на сегменте
Обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там или лидерства по за- тратам, или особого положения, или того и другого вместе. Возможные сег- менты: избранные группы клиентов; географически огра- ничены рынки
Отрыв в цене лидеров по затратам, работающих на всем рынке, может стать настолько большим, что перевесит в восприятии потребителей преимущества специализированных товаров для данного сегмента; опасность сближения потребностей отдельного сегмента и всего рынка; риск дальнейшей специализации конкурентов на подсегментах внутри сегмента
Фирма должна работать на сегменте рынка эффективнее, чем конкуренты, охватывающие весь рынок
Преимущества предыдущих стратегий по отношению к пяти конкурирующим силам могут быть реализованы и на отдельном сегменте рынка
го
43 С
Я
ft
я р
я to S р
о to
43 Р Ы
со со
W о п> м СГ
р HI го -) Я 3
g 1=1
&э Я
я э
н 43
Я
я
ft S
о За Я
Ч 43
и
я о р S
ГО и 43 о
S со
сг ш ft о А я сг
"в
S
п
я о
о
•8-
s3
к
Ц о
со со
а
43
Я _
В 43
U Я
ф s3
Я Я
Р 43
я s
о л
<3
А &з
V Я
93
я to
Я 9
«г
о" S
i
03 сп S со
я ф о
03
о
43 s3
ф
g Я S
га п
g <2 S
Я 43 О
а я
Я s3
а я
я В
я о н
43 га
s3 Я
2 s3
я ы
Я S3
га
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков