Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
Массовый
Специализированный
Признаки классификации
Точечные (разовые) Повторные
Источник первичной информации
Опрос
Сплошной Выборочный
Частота проведения
Анкетирование Интервьюирование
Степень охвата
Полевое Лабораторное Скрытое Открытое
Форма
Наблюдение
Характер окружающей обстановки
Стандартизированное Свободное
Способ осуществления
Степень стандартизации
Наиболее распространенным методом сбора данных в маркетинге гостиниц и ресторанов является опрос. Он используется примерно в 90% исследований.
Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации путем устного или письменного обращения к опрашиваемым с вопросами, направленными на выяснение их субъективных мнений, предпочтений, установок в отношении какого-либо объекта.
Опросы классифицируются по ряду признаков.
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые и специализированные.
В .массовое опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования, — этим обусловлено существование еще одного названия таких опросов — экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений и основные тенденции их изменения с течением времени для своевременного принятия маркетинговых решений.
По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными.
Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетите-еи стенда компании на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных клиентов фирмы, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов.
В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросьш суть которых заключается в том, что опрашивается часть изучаемой сово-И купности потребителей, отобранная в результате применения специаль* ных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаИ точно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной).
Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу тая называемых фокус-групп.
Метод фокус-группы представляет собой тщательно спланированную дискуссию, нацеленную на сбор мнений по определенной тематике в ни принужденной обстановке. Он используется, главным образом, для:
генерации идей (например, для обоснования направлений совершен^ ствования предлагаемых продуктов);
изучения «разговорного словаря» потребителей, что может быть чрея вычайно полезным при проведении рекламных мероприятий, осуще-i ствлении личной продажи и т.п.;
ознакомления с запросами потребителей, с их отношением к гости! ничному продукту, его структуре, методам коммуникаций, что явля-j ется чрезвычайно важным для повышения эффективности маркетин-j говой деятельности;
изучения эмоциональной и поведенческой реакции потребителей на определенные виды и средства распространения рекламы;
сбора информации, которая может оказаться полезной при разрабоя ке анкет.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: аи кетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый письменно отвечает на вопросы 1 присутствии сотрудника, проводящего опрос, или без него. По форме про ведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем, случае за короткое время можно опросить большое количество респондент тов (например, участников проводимой в гостинице конференции). Анке тирование бывает также очными заочным.
Очное анкетирование, при котором опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии сотрудника компании, проводящей опрос, Н один из наиболее часто используемых методов сбора первичной маркетинговой информации. При очном анкетировании обеспечить представители ность информации легче, чем при других видах опроса.
Достоинством этого метода является то, что имеется возможность:
• разъяснить респонденту все формулировки и содержание вопро| сов;
• непосредственно контролировать возврат заполненных анкет и noJiJ ноту ответов.
Очное анкетирование может осуществляться путем посещения респон-ов на дому или по месту работы (учебы), а также путем опроса в обще-" енных местах (в магазинах, торговых центрах, кафе, ресторанах). Пос-
пНий подход наиболее популярен, так как чрезвычайно экономичен и позволяет обеспечить быстрый сбор первичной маркетинговой информа-ии При подобном опросе за одно и то же время может быть охвачено в пять раз больше респондентов, чем при анкетировании на дому.
Наиболее распространенные формы заочного анкетирования в гостиничном бизнесе — размещение анкет в номерах гостиниц и почтовый опрос. Суть последнего заключается в рассылке анкет и получении ответов на них по почте.
Достоинства почтового опроса:
возможность охвата большой территории, в том числе и труднодоступных районов;
отсутствие психологического барьера и влияния сотрудника компании, проводящей опрос, на ответы;
отсутствие жестких временных ограничений на заполнение анкет. Недостатки почтового опроса:
длительные сроки ожидания ответов;
неполный возврат анкет (иногда количество невозвращенных анкет
достигает 90%);
• трудности с определением достоверности получаемой информации. Одной из разновидностей почтового опроса является размещение анкет в
прессе, однако, в этом случае процент возврата заполненных анкет крайне низок. Кроме того, на анкету, как правило, отвечают наиболее активные читатели, поэтому интерпретировать полученные результаты следует с осторожностью.
Существенно повысить количество возвращаемых заполненных анкет при проведении почтового опроса могут такие стимулирующие меры, как предоставление респонденту конверта с маркой и обратным адресом, проведение розыгрыша призов среди респондентов и т.д.
Перспективным направлением заочного анкетирования является проведение опросов через Интернет. Это предполагает размещение анкет или Рекламных объявлений (баннеров) на тематических или поисковых странах (сайтах). Посетителям данных сайтов предлагается ответить на ин-ТеРесующие исследователя вопросы. Активные участники опросов могут пройти процедуру регистрации и получить дисконтную карту постоянно-клиентакомпании (гостиницы, ресторана, турфирмы).
НтеРвъюирование, как форма опроса, предполагает личное общение с Рашиваемым. Во время этого общения интервьюер сам задает вопросы и ирует ответы. В контексте маркетингового исследования основной осо-°стью интервью является то, что оно включает личный обмен инфор
мацией между интервьюером и лицами, дающими интервью. При этом ин тервьюер стремится получить специфическую информацию по исследуе мой проблеме, которая обычно связана как с оценкой качества предлагаемых услуг, так и с ценами на них, а также с рекламой.
Преимущество интервью перед другими методами сбора первичных данных заключается в том, что имеется возможность раскрыть социально-психологические механизмы исследуемых явлений — мотиваций, интересов и предрасположенности потребителей к предлагаемым услугам, их ассортименту и качеству.
По форме проведения интервью может быть прямым и опосредованным (например, по телефону).
Прямые интервью позволяют реализовать гибкую тактику опроса, до* полнять ответы наблюдениями интервьюера. Достоверность получаемо при этом информации достаточно велика. К недостаткам можно отнесг большую стоимость, вероятность влияния опрашивающего на мнения рес пондентов, необходимость специальной подготовки интервьюеров.
Опосредованные интервью применяются, когда необходимо получить кратчайшие сроки ответы на немногочисленные и несложные вопросы. Ин тервью по телефону часто применяется при осуществлении предварительеш ных исследований, его достоинствами являются оперативность и высокая результативность. В то же время отсутствие личного контакта с опрашивав емым часто затрудняет работу интервьюера.
В зависимости от цели проведения и направленности интервью подразИ деляют на клинические (длительные, глубокие) и фокусированные (крат-1 ковременные).
Цель клинического интервью — получение максимально полной ин<1 формации о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях, характерис-1 тиках опрашиваемого.
Фокусированное же интервью направлено на получение информации of конкретной проблеме, ситуации или явлении.
По технике проведения интервью может быть структурированным, поШ луструктурированным, неструктурированным.
Структурированное (стандартизированное) интервью предполдИ гает детальную разработку всей процедуры опроса, то есть включает| общий план беседы, последовательность вопросов и варианты ответов. При этом интервьюеру отводится преимущественно исполнительски роль. Респондент же должен, внимательно выслушав вопрос, выбрав» наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее предложен** ных. В этом случае влияние интервьюера на качество получаемых све-; дений может быть сведено к минимуму. Надежность собираемой инфоЯ мации зависит в первую очередь от добросовестности и пунктуальности интервьюера.
цолуструктурированное интервью предполагает детальную разработку процедуры опроса, предусматривающую строго обязательную последовательность вопросов. Однако в отличие от структурированного интервью респонденту не предлагаются варианты ответов. Задача интервьюера состоит в полной и четкой фиксации ответов в форме, предусмотренной ин-сТруКцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики опрашиваемого или непосредственная кодировка ответов в ходе опроса.
Неструктурированное (свободное) интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленных вопросов или разработанного плана беседы. Определяется только тема, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, последовательность вопросов, их формулировки — все это зависит от индивидуальных способностей интервьюера, его представлений о предмете обсуждения и умения адаптироваться в конкретной ситуации. В отличие от результатов массовых опросов получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для последующей статистической обработки. Ее ценность определяется именно своей уникальностью.
Следует подчеркнуть, что оптимальной формой интервью является спокойная, непринужденная беседа. Достоверность информации напрямую зависит от тактичности интервьюера, который должен вызвать респондента на откровенный и содержательный разговор.
Таким образом, опрос как метод получения первичной маркетинговой информации может быть проведен в различных формах и разновидностях.
Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланка интервью).
Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. Каждый исследователь в зависимости от целей, объекта исследования и собственных возможностей предлагает свой набор и формулировки вопросов. В то же время существу-т определенные правила и рекомендации, следования которым обеспечи-I Вает Учет психологии респондента, прогнозирование его реакции на ту или нУю Форму вопроса, степени его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ:
эффективность анкетирования зависит от того, какие вопросы заданы
и в какой последовательности, какие варианты ответов в них заключены;
% Ф0Рма вопросов в значительной степени влияет на ответ;
вопросы должны быть сформулированы корректно, недвусмысленно и таким образом, чтобы не оказывать влияния на характер ответов;
• в построении анкеты должна просматриваться внутренняя логика.
Анкета всегда начинается с вводнойчасти (преамбулы). В ней указыва-' ется, кто и с какой целью проводит опрос, дается инструкция заполнения анкеты, указывается способ возврата анкет. Вводная часть должна подчерк кивать уважительное отношение к опрашиваемым и порождать у них жела-i ние отвечать на вопросы.
Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача — заинтересовать респондентов, ввести их в курс изучаемых проблем. Эти вопросы должны быть простыми, легкими для ответов — они должны показать^ респонденту, что он в состоянии ответить на вопросы анкеты.
Каждой поставленной задаче исследования должен соответствовать блок, основных вопросов, которые могут быть закрытыми, открытыми и полузак рытыми.
Открытые вопросы, в отличие от закрытых, не содержат подсказок, рассчитаны на получение нестандартных ответов. Обработка результате здесь более сложна. Однако постановка открытых вопросов иногда оказы вается предпочтительной, поскольку возможная находка неожиданного ре шения может сполна компенсировать все затраты.
Полузакрытые вопросы кроме определенного числа вариантов ответов содержат позицию «другое — укажите, что именно». Это дает респонденту возможность дополнять ответ вариантом, который не был заранее предусмотрен в анкете.
Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам. Их назначение — проверка достоверности данных. Сопоставление ответов на основной и контрольный вопрос дает информацию об искренности опрашиваемого. Следует помнить, что контрольный вопрос никогда не должен следовать за вопросом, ответ на который он контролирует, так как ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием ответа на предыдущий.
Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель — снятие психологического напряжения у респондента. В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов. В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.
Наблюдение — метод сбора первичной маркетинговой информации путем регистрации определенных процессов, событий, ситуаций, действий! и поступков людей. Это процесс, который служит определенной исследовательской цели; проходит планомерно и систематически; предназначен не тодько для сбора интересных фактов, но и для выработки обобщающих суждений; позволяет постоянно контролировать надежность и точность ре' зультатов.
По сравнению с опросом преимущества метода таковы:
простота и низкие затраты на реализацию;
независимость от готовности объекта к сотрудничеству и его способности к словесному выражению сути дела;
возможность обеспечить более высокую эффективность;
возможность восприятия неосознанного поведения;
• естественность обстановки исследования. Недостатки наблюдения по сравнению с опросом:
трудно обеспечить репрезентативность (например, можно наблюдать только тех, кто пришел в зал ресторана, случайная выборка объектов невозможна);
субъективность восприятия наблюдателя;
не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их интересы и факторы, определяющие поведение;
невозможность однозначного объяснения поведения наблюдаемых
объектов;
• поведения объектов может отличаться от естественного, если наблюдение ведется открытым способом.
В практике маркетинга используются различные формы наблюдения, которые классифицируются:
по характеру окружающей обстановки — наблюдение может быть полевым (в естественной обстановке) и лабораторным (в искусственно созданной ситуации). Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и использовать технические средства;
по способу осуществления — наблюдение может быть скрытым (например, незаметное наблюдение за посетителями ресторана) и открытым, при котором люди знают, что за ними наблюдают;
по степени стандартизации — различают стандартизированное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает задание определенных категорий поведения, схем, поступков: наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения не учитываются. В процессе же свободного наблюдения исследователь фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения;
но форме восприятия объекта — выделяют персональное наблюдение (осуществляется непосредственно наблюдателем) и неперсональное (осуществляется с помощью приборов или путем регистрации следов поведения);
По месту наблюдающего — различают наблюдение с непосред-сгпвенным участием исследователя (включенное наблюдение) и наблюдение со стороны.
Наблюдение проводится в соответствии с заранее разработанной про-граммой, где указывается место, время, объект наблюдения, способы уста-новления характеристик объекта наблюдения, фиксирования результатов и др.
Решения в маркетинге принимаются на основе оценки и выбора альтер! натив с точки зрения их вклада в достижение целей. Для этого необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных аль тернатив. Такую информацию можно получить в результате эксперимен. та.
Эксперимент — метод сбора первичной маркетинговой информаци путем манипулирования независимыми переменными. Целью эксперимен та является определение влияния независимых переменных на зависимы переменные при сохранении контроля за влиянием других (неизучаемых) параметров.
Независимые переменные (например, цены, затраты на рекламу и т.п.: могут меняться по усмотрению экспериментатора. Зависимые переменные (например, объем продаж, изменение доли рынка) практически находятся вне сферы его непосредственного управления.
Достоинствами эксперимента как метода сбора маркетинговой инфор мации являются:
возможность изучать причинно-следственные связи между событиями;
высокая объективность;
возможность проверки маркетинговых решений, особенно касающих ся новых продуктов (пробный маркетинг).
Недостатки эксперимента:
высокая трудоемкость, сложность организации;
опасность ошибки в трактовке результатов (отнесение изменения о ной переменной на счет другой) ;
сложность распространения результата на другие ситуации и условия;
наличие временного лага между экспериментом и принятием марк: тинговых решений.
Выделяют эксперименты с одной или несколькими переменными.
Эксперименты с одной переменной предполагают изучения влияния изменения одного маркетингового фактора на сбытовую, рекламную и другую деятельность. Так, ресторан может оценить, как повлияет снижение цены определенного блюда на объем продаж.
Эксперименты с несколькими переменными предполагают изучение зависимости результатов деятельности фирмы от изменения нескольких маркетинговых факторов. Подобные исследования отличаются большой сложностью, но позволяют измерить и оценить воздействие на те или иные процессы явления не только отдельных факторов, но и их комплекса.
5 8
ц/Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров). Эксперименты подразделяются на две группы:
лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, различные формы тестирования рекламы);
полевые, протекающие в реальных условиях (например, тестирование рынка).
формы организации маркетинговых исследований могут быть различении. Их можно осуществлять собственными силами предприятия, а также с помощью других организаций, специализирующихся в данной области. На практике выбор формы организации маркетингового исследования обусловливается:
опытом работы предприятия на рынке;
наличием собственного персонала исследователей;
профессиональным потенциалом сотрудников;
положением предприятия на рынке и его намерениями;
стратегией и тактикой рыночной деятельности.
Кроме того, обязательно принимаются во внимание экономическая целесообразность и необходимость сохранения коммерческой тайны. Предприятия обычно сами изучают вопросы, связанные с разработкой и оценкой тактики конкурентной борьбы, выбором методов сбыта продукции, ценовой политики и т.п. Массовые опросы потребителей, фундаментальные исследования рынка, мониторинги, а также разовые исследования, выполняемые под конкретную задачу заказчика, часто поручаются сторонним организациям — профессионалам в области маркетинговых и социально-экономических исследований [13; с. 58-93].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков