2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
При расчете экономической эффективности инвестиционных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [6]. Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:
коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и имеющие стоимостное измерение.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.
Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.
Экономическая эффективность может быть рассчитана в зависимости от объекта исследования, как:
экономическая эффективность предприятия (организации), включающая производственные результаты, прибыль предприятия, социальные результаты в части, относящейся к сотрудникам организации;
экономическая эффективность отрасли, включающая отраслевые производственные результаты, прибыль отрасли, социальные результаты, достигаемые в организациях отрасли, косвенные финансовые результаты, получаемые организациями отрасли;
необходимо установить тип используемых в расчете цен. Весь проект должен быть рассчитан в сопоставимых ценах одного из следующих типов: текущих с учетом НДС, текущих без учета НДС, постоянных с учетом НДС, постоянных без учета НДС и т.д.;
следует определить связь между типом цен и ставкой дисконта. Если используются постоянные цены, то норма дисконта должна быть не более 30-40%. Причем такая величина ставки допустима только для инновационных проектов, реализуемых иностранными инвесторами. Если приняты текущие цены, то в ставках следует учесть инфляцию;
необходимо помнить, что процент за кредит обычно не бывает больше на 5-10%, чем текущая ставка рефинансирования (в настоящее время ставка рефинансирования Центрального Банка РФ составляет 13%). Поэтому кредитный процент больше 25% годовых означает, что либо данные устарели, либо кредитор выбран неудачно;
имеет смысл внимательно проверить данные, если внутренняя норма доходности проекта (IRR) существенно выше кредитной ставки. Если IRR в постоянных ценах больше 100%, то либо в проекте недоучтены затраты, либо завышены цены реализации. Как правило, IRR выше кредитного процента на 10-15%;
следует обратить внимание на принятые в проекте ставки налогов, а также на тип предприятия. Указанный налог на прибыль должен быть равен 13%, а для малого бизнеса при упрощенной системе налогообложения ставка единого налога равна 6% с оборота, либо 15% от разницы между доходами и расходами малого предприятия;
необходимая характеристика хорошего бизнес-плана — подробное описание рынка с особым упором на величину, структуру и обоснованность спроса;
следует рассмотреть перечень переменных для анализа чувствительности и рассчитать точку безубыточности. Причем анализ устойчивости проекта имеет смысл только после правильного выполнения разделов «Маркетинговый план» и «Производственный план»;
если проект предусматривает финансирование из различных источников, необходимо внимательно проверять реальность условий кре дитного договора (объем кредита, сроки, величина процента, гарантии);
для всех проектов, ориентированных на любые формы государствен ной поддержки, необходимы расчеты бюджетной и социально-экономической эффективности. Если таковых нет, проект должен быть отправлен на доработку [19, с. 40-42].
Приведенная здесь последовательность экспресс-анализа не являете' строго регламентированной и требует более детальной проработки и привязки к разделам бизнес-плана. Тем не менее, подобный подход вполне достаточен, для того, чтобы отбросить заведомо убыточные проекты.
СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА
Сущность туристских услуг и оценка их качества
Специфической особенностью туристской деятельности является торговля как услугами (по оценкам специалистов 75%), так и товарами (25%), а также особенность потребления туристских услуг и товаров в месте их производства в определенной ситуации. Результатом туристской деятельности является туристский продукт, который представляет собой услугу, удовлетворяющую те или иные потребности туристов и подлежащую оплате с их стороны. К таким услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, бытовые, коммунальные, посреднические и др.
В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии.
В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующих туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается классическое определение:
Туристский продукт — это совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием [24, с. 32-33].
В Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даны следующие определения:
тУристский продукт — это право на тур, предназначенное для реализации туристу;
тУР — это комплекс услуг по размещению перевозке питанию турис-°в, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие Услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия [3]. Туристскому продукту присущи свои специфические особенности: 1 • Туристский продукт — это комплекс осязаемых и неосязаемых услуг и
товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между
различными компонентами. - • Спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению
к Уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и
социальных условий.
' 3. Как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его | потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществля- i ется непосредственно на месте производства туристской услуги. Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к| появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специ-i ализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс туристско-сервисных предприятий. Турист-] екая индустрия характеризуется наличием субъектов (организаторы и про! давцы туристского продукта) и их контрагентов (производители туристс-j ких услуг). Современная система туризма включает в себя следующие хозяйствующие субъекты:
производители туристских услуг (санатории, здравницы, базы отдыха, горнолыжные и пляжные курорты и т.д.);
туроператоры — фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
турагенты — фирмы, выступающие в качестве продавцов туристско-1 го продукта, сформированного туроператорами;
фирмы, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, виллы, апартаменты, дома отдыха, кемпинги и др.);
предприятия общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого питания и др.);
транспортные предприятия (авиакомпании, автотранспортные предприятия, железнодорожные агентства, предприятия морского и речного транспорта и т.д.);
предприятия торговли, специализирующиеся на товарах для туристов;
предприятия сферы досуга (театры, музеи, концертные залы, галереи, кинотеатры, игорные дома и др.);
рекламно-информационные учреждения (рекламные агентства, информационно-туристские центры и т.д.);
государственные и муниципальные предприятия (учреждения, организации), занимающиеся туризмом на коммерческой основе [24, с. 72-73].
Проблема оценки качества продукции имеет универсальный характер 1 экономике. Применительно к любому продукту понятие качества определяется как мера полезности, совокупность свойств продукта, его способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности Понятие качества определяется стандартами.
Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе со| глашения большинства заинтересованных сторон и принятый соответствуй ющим ведомством или утвержденный предприятием. Стандарты устанаВ' ливают для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества» качество туристского продукта — это степень соответствия присущих продукции характеристик, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
На государственном уровне устанавливаются требования, обеспечивающие:
безопасность жизни, здоровья потребителей туристских услуг;
сохранность имущества туристов;
предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
охрану окружающей среды;
соответствие туристской услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения [24, с. 42-44].
3.2. Себестоимость и ценообразование в процессе бизнес планирования
В процессе бизнес-планирования необходимо определить все затраты на производство и реализацию туристского продукта. Часть из них составляет себестоимость.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженная в денежной форме сумма затрат на используемые в процессе производства природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы, а также другие затраты на ее производ-; ство и реализацию.
1 Себестоимость — это качественный показатель, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристс-°го предприятия. Как экономическая категория себестоимость служит
основой для:
формирования отпускной цены на туристский продукт и определения прибыли и рентабельности; определения оптимальных размеров предприятия; экономического обоснования и принятия управленческих решений [24, с. 211].
кЛас я Чедей оперативного управленческого учета используется система казат ИКаЦИИ затРат' позволяющая прогнозировать и анализировать по-Клнен ЛИ Продаж и чистого Дохода по отдельным видам продукции (услуг), ХодИцТам И пР°ДавЦам, каналам распределения и иным категориям, необ-ым менеджерам. Такое разбиение данных применяется в управлении сбытом, при планировании прибыли, оценке качества работы, для контроля] затрат. Данная информация также необходима в процессе разработки биз нес-плана.
Система классификации затрат осуществляется по нескольким ба зовым принципам.
Определение издержек производства и формирования услуг основываются на двух положениях:
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков