logo
Андрюха в библиотеке

2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов

При расчете экономической эффективности инвестиционных проектов сле­дует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффектив­ности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [6]. Дан­ный документ предусматривает три вида эффективности проектов:

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта опре­деляется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчи­тываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.

Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществ­ления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, ре­гионального или местного) бюджета.

Экономическая эффективность может быть рассчитана в зависимости от объекта исследования, как:

Приведенная здесь последовательность экспресс-анализа не являете' строго регламентированной и требует более детальной проработки и при­вязки к разделам бизнес-плана. Тем не менее, подобный подход вполне до­статочен, для того, чтобы отбросить заведомо убыточные проекты.

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА

Сущность туристских услуг и оценка их качества

Специфической особенностью туристской деятельности является торгов­ля как услугами (по оценкам специалистов 75%), так и товарами (25%), а также особенность потребления туристских услуг и товаров в месте их про­изводства в определенной ситуации. Результатом туристской деятельности является туристский продукт, который представляет собой услугу, удовлет­воряющую те или иные потребности туристов и подлежащую оплате с их стороны. К таким услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурси­онные, бытовые, коммунальные, посреднические и др.

В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии.

В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующих туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается класси­ческое определение:

Туристский продукт — это совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных сто­имостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, воз­никающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием [24, с. 32-33].

В Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности в Рос­сийской Федерации» даны следующие определения:

тУристский продукт — это право на тур, предназначенное для реали­зации туристу;

тУР — это комплекс услуг по размещению перевозке питанию турис-°в, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие Услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия [3]. Туристскому продукту присущи свои специфические особенности: 1 • Туристский продукт — это комплекс осязаемых и неосязаемых услуг и

товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между

различными компонентами. - • Спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению

к Уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и

социальных условий.

' 3. Как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его | потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществля- i ется непосредственно на месте производства туристской услуги. Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к| появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специ-i ализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристско­го назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс туристско-сервисных предприятий. Турист-] екая индустрия характеризуется наличием субъектов (организаторы и про! давцы туристского продукта) и их контрагентов (производители туристс-j ких услуг). Современная система туризма включает в себя следующие хозяйствующие субъекты:

Проблема оценки качества продукции имеет универсальный характер 1 экономике. Применительно к любому продукту понятие качества опреде­ляется как мера полезности, совокупность свойств продукта, его способ­ность удовлетворять определенные общественные и личные потребности Понятие качества определяется стандартами.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе со| глашения большинства заинтересованных сторон и принятый соответствуй ющим ведомством или утвержденный предприятием. Стандарты устанаВ' ливают для всеобщего и многократного использования правила, общие прин­ципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента каче­ства» качество туристского продукта — это степень соответствия при­сущих продукции характеристик, обусловливающих ее пригодность удов­летворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

На государственном уровне устанавливаются требования, обеспечива­ющие:

3.2. Себестоимость и ценообразование в процессе бизнес планирования

В процессе бизнес-планирования необходимо определить все затраты на производство и реализацию туристского продукта. Часть из них состав­ляет себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженная в денежной форме сумма затрат на используемые в процессе производства природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематери­альные активы, трудовые ресурсы, а также другие затраты на ее производ-; ство и реализацию.

1 Себестоимость — это качественный показатель, характеризующий уро­вень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристс-°го предприятия. Как экономическая категория себестоимость служит

основой для:

формирования отпускной цены на туристский продукт и определе­ния прибыли и рентабельности; определения оптимальных размеров предприятия; экономического обоснования и принятия управленческих решений [24, с. 211].

кЛас я Чедей оперативного управленческого учета используется система казат ИКаЦИИ затРат' позволяющая прогнозировать и анализировать по-Клнен ЛИ Продаж и чистого Дохода по отдельным видам продукции (услуг), ХодИцТам И пР°ДавЦам, каналам распределения и иным категориям, необ-ым менеджерам. Такое разбиение данных применяется в управлении сбытом, при планировании прибыли, оценке качества работы, для контроля] затрат. Данная информация также необходима в процессе разработки биз нес-плана.

Система классификации затрат осуществляется по нескольким ба зовым принципам.

Определение издержек производства и формирования услуг основыва­ются на двух положениях:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4