1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
Современные условия функционирования предприятий предполагают, что в основу их деятельности должны быть положены потребности человека в социально-экономическом развитии общества.
В связи с этим целью любой организации является удовлетворение этих потребностей, запросов, и, безусловно, извлечение при этом прибыли.
Особую значимость в решении этих проблем имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и дух потребностей населения, создания наиболее благопри условий жизнедеятельности. Ее особенность состоит в то она не просто часть общественного производства, но эл( непосредственно формирующий социально-экономическ ловия. Именно в сфере услуг, пропорциональности и уро развития находит отражение качество жизни население пень его благосостояния и жизнеустройства.
Рынок услуг является одной из разновидностей товг рынка, развивающейся в рамках общих законов рыночно номики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он ряд специфических черт, обуславливающих особый под предпринимательской деятельности, призванной обесп удовлетворение спроса на услуги. К основным особенн рынка услуг, как правило, относятся:
высокая динамичность рыночных процессов, 063 ленная характером спроса на услуги;
территориальная сегментация, которая выражае том, что формы предоставления услуг, спрос, условия фу онирования предприятий зависят от характеристик тер рии, охваченной конкретным рынком;
локальный характер услуг, т. е. рынок услуг имее кую пространственную очерченность, в рамках которой мируются отличные от других, сходные между собой соц но-экономические характеристики;
высокая скорость оборота капитала, которая явл следствием более короткого производственного цикла и в пает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере у
высокая чувствительность к изменениям рыночнс нъюнктуры, которая обусловлена невозможностью храи складирования и транспортировки услуг;
специфика процесса оказания услуг, которая обусл на наличием личного контакта производителя и потребит
высокая степень дифференциации услуг, которая с на с диверсификацией, персонификацией и индивидуали, ей спроса на услуги;
• неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества предоставления услуги возможна только после ее потребления.
Как известно, одной из особенностей сферы сервиса является различная классность предоставляемых услуг. В настоящее время классификация предприятий сервиса по классности услуг осуществляется довольно широко, т. е. охватывает практически все отраслевые виды услуг, и, кроме того, предусматривается различная классность услуг не только в зависимости от разряда предприятия, но и внутри этих организаций осуществляется также деление услуг по качеству их выполнения. Так, например, дома моделей, дома мод по изготовлению одежды высшего разряда, гостиницы могут быть как пяти- и четырехзвездочными, так и трехзведочными.
Градация предприятий сферы сервиса по классности предоставляемых услуг прежде всего обуславливает различные требования к оформлению контактной зоны. Безусловно, что какова бы ни была классность оказываемых услуг, контактная зона должна обеспечивать нормальные благоприятные условия для оформления заказов, проведения консультаций клиентов, проведения примерок (там, где это необходимо) и т. д. Вместе с тем на предприятиях высокого класса обслуживания к эстетическому и функциональному оформлению контактной зоны предъявляются и соответствующие требования, поскольку она является визитной карточкой фирмы. Организации высокого класса предоставляют и дополнительный набор консультационных услуг.
Еще одной особенностью деятельности предприятий сферы услуг является сезонность их предоставления, которая оказывает влияние на организацию процессов выполнения услуг. В связи с этим при планировании деятельности организации необходимо предусматривать ряд мер, позволяющих сгладить неравномерность оказания услуг.
Следует учитывать и индивидуальный характер предоставления услуг, который основан на особых требованиях потребителей.
Особую роль при планировании деятельности предприятий сферы сервиса играет обязательная комплексность услуг. Так, например, при организации и планировании деятельности гостиничных предприятий необходимо уделить внимание услугам общественного питания (их наличие, формы предоставления и т. п.), экскурсионному обслуживанию, наличию бытовых и других сопутствующих услуг.
Знание этих и ряда других особенностей выполнения услуг поможет руководителям предприятий быстрее адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке товаров и услуг, обеспечивать устойчивую работу предприятий.
Особенности сферы сервиса оказывают влияние и на производственную структуру предприятия. Под производственной структурой предприятия понимают расчленение его на отдельные производственные подразделения (цехи, участки, рабочие места), их размещение и взаимосвязи между ними.
При формировании структуры предприятия сферы сервиса важно не только ориентироваться на имеющиеся производственные площади, материально-техническую базу, а обязательно на имеющийся спрос населения на услуги, на возможности наиболее полного учета специфики данной сферы деятельности. Рациональной может считаться такая структура, при которой наиболее полно удовлетворяется спрос населения данного региона на услуги, создаются максимальные удобства клиентам при пользовании услугами. При этом обеспечивается эффективное использование производственного потенциала предприятия, соответственно достигаются лучшие показатели деятельности (высокие объемы реализации работ, услуг и продукции, наименьшие в данных производственных условиях издержки, обеспечивается прибыльность работы предприятия, минимальные сроки исполнения заказов при высоком их качестве).
Важной отличительной чертой деятельности предприятий сферы сервиса является непосредственное потребление услуг в процессе их оказания (т. е. услуги нельзя складировать и хранить).
В связи с этим сфере сервиса нужны люди особые, имеющие соответствующие навыки работы с клиентурой, поэтому при подборе персонала нужно проводить хороший кадровый маркетинг. Кроме того, особенности труда работников должны учитываться при выборе форм и систем стимулирования труда. К таким особенностям можно отнести:
повышенное нервно-эмоциональное напряжение труда, поскольку обязательным является наличие контакта с клиентами;
совмещение различных видов деятельности (например, у приемщика заказов — оформление заказа, расчеты с клиентом, учет выручки, оформление салона и др.; у закройщика — консультации клиента по выбору модели, фурнитуры, операции раскроя, проведение примерок, консультации портных по изготовлению одежды и др.);
различная степень интенсивности труда по временным периодам вследствие сезонного характера оказания услуг.
Отдельные отрасли сферы сервиса имеют свои специфические особенности.
Например, туристское потребление имеет "кредитный" характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделкой при купле-продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента.
К особенностям деятельности гостиничных предприятий можно отнести:
• существенную зависимость результатов хозяйственной деятельности гостиницы от колебаний спроса на услуги. В структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит их постоянной части, а не переменной. Величина последних при нормальном режиме работы составляет 50-70% от постоянных затрат. В связи с этим увеличение загрузки номерного фонда резко снижает себестоимость место-дней. В экономической литературе отмечается, что рост заполняемости на 10% ведет к снижению себестоимости на 6~7%.
низкую эластичность предложения. Это связано с тем, что гостиничная индустрия характеризуется высокой фондоемкостью. В структуре фондов преобладают основные — здания, оборудование, мебель. Поэтому инвестиции в гостиничный бизнес окупаются медленно, а в случае резкого изменения конъюнктуры возможности диверсификации крайне ограничены, так как преобладающая часть средств, инвестированных в этот бизнес, вложена в узкоспециализированные постройки и сооружения, которые сложно использовать в других целях.
непрерывность предоставления гостиничных услуг (гостиница работает 24 часа в сутки, 365 дней в году) и ряд других.
Все вышесказанное будет оказывать непосредственное влияние на планирование деятельности предприятий и в первую очередь на разработку целей функционирования.
Целями предприятия сферы сервиса как экономической организации являются удовлетворение потребностей клиентов в различного рода услугах, работах, продукции, изготовленной по индивидуальным заказам, и извлечение прибыли. Кроме названных, предприятие сферы сервиса может ставить и другие, более конкретные цели: увеличение объема реализации услуг; расширение доли предприятия на региональном рынке товаров и услуг; расширение ассортимента предлагаемых клиенту услуг, работ, продукции; увеличение объема услуг, выполненных с использованием прогрессивных форм обслуживания; увеличение доли постоянных клиентов и др.
Для реализации поставленных предприятием целей используются различные способы, к числу которых относится рациональная организация процессов выполнения услуг и процессов обслуживания клиентов; использование прогрессивных форм организации и мотивации труда персонала, занятого оказанием услуг, организация систем управления качеством услуг и продукции; обеспечение повышения технического уровня выполнения услуг и т. п.
О
« о>
н § я .S
о 2
СО
я
s я >S b 2 ° * о о Q, о-
дной из составляющих планирования деятельности предприятия является ресурсное обеспечение. Сюда относится обеспечение предприятия персоналом соответствующего профессионального и квалификационного уровня, материально-энергетическими ресурсами, технологическим и другими видами оборудования, производственными площадями, соответствующей информацией. Понятно, что все эти компоненты составляют, в конечном счете, издержки предприятия по выполнению услуг. Поэтому задача планирования заключается в формировании рациональных потребностей во всех видах ресурсов и поиске путей их эффективного использования при выполнении услуг, работ, производстве продукции по заказам населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков