1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
Работа по бизнес-планированию — очень трудоемкий и длительный процесс. Существует большое разнообразие моделей разработки бизнес-планов, а конкретное их содержание различно. Это сложилось исторически и не только не усложняет процесс взаимодействия предприятий друг с другом, но и наоборот, способствует развитию и распространению идей, положенных в основу процесса разработки бизнес-планов. Как показывает практика, успех составления бизнес-плана и конечный результат его реализации во многом зависят от некоторых действий администрации фирмы.
Руководству необходимо, во-первых, уточнить для себя и информировать других участников предприятия о необходимости разработки плана и принять решение о его составлении. Часто это само собой разумеющееся Дело останавливается на полпути, и работа легко превращается в пустые хлопоты.
Во-вторых, нужно назначить ответственных (руководящих) работников, которые должны принимать участие в плановом процессе. Это значит, что необходимо определить также:
кто участвует в работе, и кто осуществляет руководство со стороны (обычно заместитель директора и администрация);
систему организации работ и их рамки;
вклад каждого участника работ;
контроль за участием.
В-третьих, определить ответственных за составление и написание бизнес-плана.
В-четвертых, составить график работ и определить сроки их окончания [20, с. 182-186].
Планировать деятельность предприятия, производящего нематериальный продукт, довольно непросто. Услугу нельзя охарактеризовать такими категориями, как прочность, надежность, срок службы, то есть всеми теми, которые можно применить любого материального товара. Услуги индустрии гостеприимства обладают определенными особенностями. Их практически невозможно складировать, производство и потребление неразделимы во времени, оказанную услугу нельзя вернуть или обменять. Поэтому при планировании деятельности гостиничных и ресторанных предприятий вопрос разработки бизнес-плана встает наиболее остро. Существовавшие в период плановой экономики стандарты развития гостиниц и предприятий общественного питания сегодня морально устарели. А международные стандарты не всегда полностью подходят для российских условий. В связи с увеличением количества потенциальных инвесторов, готовых вложить свои капиталы в быстроразвивающийся сектор гостиничных и ресторанных услуг, следует особо серьезно отнестись к написанию бизнес-плана.
Современное бизнес-планирование — это искусство, доступное немногим профессионалам, поскольку по-настоящему качественный бизнес-план должен содержать всю необходимую и достаточную информацию и в то же время не иметь ничего лишнего.
Большое значение имеет как структура, так и содержание бизнес-плана. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной ни в России, ни за рубежом. Принципы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в отечественной и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей. В данном учебном пособии рекомендуется наиболее распространенная и универсальная структура бизнес-плана.
Следует обратить особое внимание на титульный лист и оглавление.
Титульный лист содержит следующее:
полное наименование и адрес предприятия — инициатора проекта;
название проекта;
имя и фамилия автора;
время и место составления бизнес-плана.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация.
Оглавление призвано дать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана. Оно не должно быть перенасыщено второстепенными деталями. Важно выделить подзаголовки наиболее существенных разделов и пронумеровать страницы бизнес-плана.
Резюме подготавливается в последнюю очередь, после того как весь бизнес-план в целом составлен. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые позволяют лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. С этой целью в резюме указываются следующие данные:
полное название, адрес и телефон предприятия — инициатора проекта;
описание предприятия (фирмы) и его (ее) специфики;
краткие сведения об управленческом персонале и его доле капитале предприятия (фирмы);
цель составления бизнес-плана;
цели предприятия (фирмы);
краткая характеристика конъюнктуры рынка;
суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);
результаты реализации проекта;
факторы риска проекта;
совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.
Описание предприятия (фирмы) имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о фирме как объекте финансовых вложений или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта. Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
полное наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
местонахождение предприятия, занимаемая площадь, дата образования (регистрации), сведения о развитии бизнеса;
уставный капитал предприятия;
I I
1. Специфика бизнес-планирования в современных социально-экономических условиях
учредители и распределение капитала между ними;
организационная структура предприятия;
персонал предприятия и его структура;
структура активов (основные и оборотные средства), характеристика материальных ресурсов предприятия;
• сведения о государственной регистрации, лицензиях, патентах. Если предприятие действует более года, и уже прошло определенный
путь развития, то данный раздел можно дополнить информацией о реальных успехах бизнеса, достижениях работников фирмы. Здесь указывается дата основания фирмы, характеризуются основные этапы ее развития, приводятся данные об услугах, предлагаемых потребителям, обозначается роль высшего руководства в развитии бизнеса.
Результаты деятельности и достигнутые успехи связываются с предполагаемыми целями и ориентирами расширяемого и обновляемого бизнеса.
Описание продукции (услуг), предлагаемых потребителям занимает важное место в бизнес-плане. Оно включает содержательное описание потребительских свойств предлагаемых товаров (услуг), а также результаты сравнительного анализа с аналогичными товарами или услугами, имеющимися на рынке. Зачастую инвесторы хотят получить не просто общее представление о товаре, но и располагать данными об упаковке продукта, его дизайне, конкретных свойствах товара, степени его защиты, обосновании цены и т.д. Важно представить материалы о качестве, а, следовательно, о конкурентном потенциале товара (услуги) и тенденциях его потребления на рынке. Рекомендуется следующая схема описания товара (услуги):
• наименование услуги;
область применения (для каких потребителей предназначена услу-га);
основные характеристики услуги;
соответствие стандартам и другим требованиям;
стоимостная характеристика;
возможности дальнейшего расширения предлагаемых услуг;
основные конкурентные преимущества предлагаемой услуги перед аналогичными услугами
информация о патентах, авторских правах, зарегистрированных торговых марках и т.п.
Маркетинговый план представляет собой оценку рыночных возможностей предприятия. Объем реализации услуг с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика стимулирования спроса на продукцию (услуги) определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Маркетинговый раздел бизнес-плана необходим для того, чтобы предприниматель оценил основные цели и задачи, а также определил основную маркетинговую стратегию фирмы. В свою очередь работники, отвечающие за маркетинг, должны использовать план как руководство к действию по освоению рынка своего товара (услуги). А инвесторы должны иметь возможность убедиться в достаточной емкости и перспективности рынка.
Данный раздел охватывает все элементы маркетинга и состоит из анализа существующей ситуации и тенденций развития рынка по следующим показателям:
структура рынка (потребность в услугах и степень удовлетворения спроса с учетом демографических, пространственных, экономических факторов, сезонные колебания спроса);
емкость рынка (количество потенциальных потребителей услуг, объем продаж продукции (услуг) за отчетный период и др.);
эластичность спроса на данные услуги, темпы роста потребления;
уровень конкуренции, описание основных конкурентов;
тип конкуренции (по ассортименту услуг или по сегменту рынка;
конкурентные преимущества предприятия (способность наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов, репутация, финансовые возможности и т.д.);
ценовая стратегия в соответствии с типом рынка и целями предприятия;
препятствия при освоении рынка (затраты, технология, консерватизм потребителей и т.п.);
способы эффективного продвижения услуг (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личные продажи и т.д.);
законодательные и иные неценовые ограничения деятельности предприятия;
основные тенденции и ожидаемые изменения на рынке.
На основе описанных выше показателей формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.
Инвестиционный план отражает этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Инвестиционная стадия проекта включает организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, проведение научно-исследовательских работ, разработку технической документации и др.
Одновременно планируются работы по формированию рынка сбыта услуг, заключению договоров на поставку сырья, материалов и других товаров, необходимых для основной деятельности фирмы.
Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу.
Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции (услуг) и расчета производственных возможностей предприятия с уче
том всех издержек. Для описания структуры процесса производства и реализации услуг необходимы следующие данные:
структура производства услуг;
используемые технологии;
схема производственных потоков и ее основные преимущества;
трудоемкость выполнения производственных операций;
квалификация персонала, тарифы по оплате труда;
перечень необходимого оборудования, сырья, материалов и других изделий с указанием стоимости;
характеристика основных поставщиков и контрагентов фирмы;
коммунальные платежи и другие текущие затраты;
• механизм контроля качества предоставляемых услуг.
Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу.
Организационный план играет существенную роль в структуре бизнес-плана. Он должен ознакомить с формой собственности, концепцией управления предприятием, распределением полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры. При составлении организационного плана предприятия необходимо описать:
Устав предприятия;
Учредительный договор;
организационную структуру предприятия;
перечень основных подразделений предприятия и их функции;
сведения о внутреннем устройстве предприятия, взаимодействии различных его частей, направлении информационных потоков;
распределение обязанностей в группе управления;
подробные сведения о членах группы управления;
способы мотивации персонала фирмы.
Финансовый план и показатели эффективности проекта. Данный раздел бизнес-плана является итоговым и рассчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции (услуг).
При разработке финансового плана должны быть учтены следующие характеристики внешней среды:
налоговая среда (виды налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения налоговой политики);
изменение курса валют;
дифференцированная инфляционная характеристика среды;
горизонт расчета проекта.
Для уже действующих предприятий в финансовый план необходимо включить следующие документы:
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков