3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
3.3.1. Основные задачи маркетинга и сущность маркетинговых исследований в условиях рынка
Для того чтобы представленные в бизнес-плане показатели эффективности инвестиций были верными, необходимо на стадии предварительны исследований четко определить характер сложившейся ситуации на рын ке, оценить емкость рынка данного вида услуг. То есть требуется опреде лить количество потенциальных потребителей предлагаемой услуги уровень спроса на нее. Спрос на любой товар (услугу) можно подразде лить на платежеспособный и скрытый.
К платежеспособному спросу относятся платежеспособные потреби тели, которые в настоящий момент времени могут и желают приобрести вашу услугу.
В скрытый спрос включаются перспективные потребители, которые сейчас имеют потребность, но не имеют возможности ее удовлетворить, а; также те, которые в настоящее время не нуждаются в вашей услуге, но в будущем она может им понадобиться.
Далее необходимо перейти к анализу того, что будет влиять на производство и реализацию услуг, предлагаемых предприятием. Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на производство и реализацию услуг. К внутренним факторам относятся те, которые способно изменить само предприятие, внешние факторы изменяются независимо от действий руководства фирмы.
Для того чтобы максимально полно охарактеризовать факторы, влияющие на коммерческую деятельность предприятия, необходимо воспользоваться методами маркетинга.
Маркетинг — это регулирование производства и сбыта товаров и уел; для достижения целей компании на основе учета требований потребите лей и условий, сложившихся на рынке.
Маркетинг превратился в эффективный инструмент рынка, благодаря использованию системного подхода и принципа обратной связи. Системный подход основан на изучении взаимосвязанных частей, когда любое воздействие приводит к изменениям различных параметров исследуемого объекта. Маркетинг представляет собой систему управления произвол ством и торговлей в рамках поставленных целей с учетом воздействия вне шних факторов:
поведение потребителей;
конкуренция;
действия государственных и местных органов власти;
достижения и изменения в технологии производства товаров (услуг);
воздействие средств массовой информации;
макроэкономическая ситуация (прогнозы развития экономики, издержки производства и обращения, уровень инфляции, состояние рынка труда).
Эти факторы формируют конъюнктуру рынка. Свойство маркетинга как системы управления с обратной связью в том, что решения принимаются с учетом информации о фактическом состоянии всей системы. Деятельность по управлению и регулированию положения товаров (услуг) на рынке выражается в воздействии на следующие основные характеристики:
облик продукции (потребительские параметры, особенности и т.п.);
цена продукции (уровень, динамика);
параметры, характеризующие производство и сбыт (место продажи, каналы сбыта, транспорт, объем продаж при максимальной загрузке, поставщики, посредники и т.п.);
условия продвижения товара (реклама, паблисити, персональные продажи, стимулирование сбыта и т.п.).
Особую роль в процессе внутрифирменного планирования, в том числе разработке и реализации бизнес-плана, играют маркетинговые исследования [22, с. 151-152].
Маркетинговое исследование — целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации. Как правило, потребность в его проведении возникает в следующих случаях:
имеющийся объем информации недостаточен для принятия эффективных маркетинговых решений;
на предприятии существуют разногласия относительно стратегии маркетинга и механизмов достижения целей;
ухудшается рыночная ситуация (потеря доли рынка, снижение объема продаж и т.д.);
формируются новые стратегические и тактические планы, а также бизнес-планы;
менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагаются значительные инвестиции в проведение маркетинговых мероприятий.
Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает предприятие с рынками, потребителями, конкурентами Другими элементами среды его функционирования. Процесс получения кой информации представляет собой исследование в полном смысле, и °н организован и проведен в соответствии с определенными формальными требованиями. Предметом исследования является маркетин-| говая деятельность, а также процессы и явления, тем или иным образом с| ней связанные.
Маркетинговые исследования должны быть комплексными, то есть должны включать такие направления, как маркетинговая среда, рынок, конкуренты, потребители. Очевидно, что чрезвычайно сложно отделить друг or друга указанные направления исследований: рынок не существует без кон-* куренции, поведение потребителей формируется в определенной рыноч-' ной среде. А при опросе потребителей изучаются также мнения, суждения и оценки, характеризующие состояние рынка, уровень конкурентоспособности услуг, эффективность рекламы и т.д. Следовательно, маркетинговое исследование может проводиться одновременно по нескольким направлениям.
На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по ряду признаков (см.' табл. 3.1).
Таблица 3.1
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
- 1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- 1.2. Особенности внутрифирменного планирования в сфереуслуг
- 1.3. Подходы к бизнес-планированию в индустрии гостеприимства
- 1.4. Показатели бизнес-планирования
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса
- 3.2. План маркетинга
- О 43 ф to я я » Привлекательность рынка
- 3.3. Организационный план
- Информация о руководителе фирмы
- И нформация о главном бухгалтере
- Менеджер ресторана — 1 чел.
- Служба безопасности
- Предприятием
- 3.6. Финансовый план
- Прибыль — Выручка - Себестоимость,
- . , ' Вклад на покрытие
- Долгосрочные кредиты банка
- 1.1. Понятие, основные задачи и методика бизнес-планирования инвестиционных проектов
- 1.2. Последовательность разработки и структура бизнес-плана
- Отчет о прибылях и убытках.
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о движении денежных средств.
- 2.1. Понятие экономической эффективности инвестиционных проектов
- Любой ресурс ограничен;
- Каждый вид ресурса имеет хотя бы два альтернативных способа при менения.
- 1. Формирование цены по составляющим элементам туристского про- дукта: транспорт, проживание, питание, досуг.
- 2. Расчет цены по этапам продвижения туристского продукта на рынок. 3- Определение цены на основе стратегии развития туристского пред- приятия [16, с. 204].
- 3.3. Значение маркетинговых исследований в процессе бизнес планирования
- Классификация маркетинговых исследований Признаки классификации Виды исследований
- 4 . Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланирован и должны включать ряд последовательных действий (этапов) [щ с. 54-57].
- Наименование метода Классификация методов сбора первичной маркетинговой информации
- 3.4. Значение личных качеств, опыта и способностей руководителей (менеджеров) в реализации бизнес-плана
- 9. Интеллектуальный потенциал — образовательный уровень населе- ния.
- 10. Локационный потенциал представляет собой характеристику эко- номико-географического положения региона.
- Современные условия для иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса
- 1. Понятие иностранного инвестора. В соответствии с законодатель- ством иностранными инвесторами являются:
- 2. Инвестиционные проекты в гостиничной сфере.
- 4.4. Организация производства
- 2. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля осуществляется при строгом соблюдении гост и сНиП.
- 4. Освещение номерного фонда и мест общего пользования современ- ных гостиниц имеет особую важность. Искусственное освещение гостиниц условно делят на три части:
- 6. Программное обеспечение. Особенности автоматизированной системы управления учитываются еще при строительстве гостиницы.
- 4.5. Выбор структуры управления
- Контроль за работой оборудования
- Подбор и обучение кадров, охрана
- 4.6. Методы подбора персонала
- 1. Планирование потребности в персонале и наем персонала. Эффективность гостиничной деятельности в большей степени зави сит от работы прямых исполнителей, в связи с чем повышается требова
- 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация.
- I Длительности и тем самым повысит его собственную самооценку.
- 5. Оценка производственной деятельности.
- 6. Повышение, понижение, перевод, увольнение.
- 4.8. Определение возможных рисков
- Понятие и классификация рисков