logo search
Орг

Глава 2

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

2.1. Классификационные подходы к оценке структуры

физической культуры

Физическая культура представляет собой относительно самостоятельную, целостную, многофункциональную социальную систему. Для поддержания успешного функционирования и развития любой системы совершенно необходимо уяснение ее структуры. В противном случае будет сложно осуществлять организационно-управленческие действия по совершенствованию элементов системы.

Ю.Ф. Курамшин (2007) отмечает, что структура физической культуры – это сложное многофункциональное явление, отражающее ее форму и содержание, а также собственное специфическое проявление. Как вид культуры, она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности, как научной, так и практической. Ее компоненты удовлетворяют потребности общества и личности в физической подготовке к жизни и деятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

В основу структуризации системы физической культуры целесообразно положить функциональную роль различных выполняемых ею целевых установок и задач. Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих ее содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи воспитания личности, обучения и физического развития. Соответственно в структуре физической культуры выделяют: физическое воспитание, физкультурное образование и физическое развитие (рис. 2.1).

Физическое воспитание – это процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей. Этим не ограничивается все содержание физиче­ского воспитания, но это более всего характеризует его специ­фику.

Физкультурное образованиепроцесс овладения целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья, повышения дееспособности.

Физическое развитиепроцесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Компоненты физической культуры

Физкультурное образование

Физическое развитие

Физическое

воспитание

Виды физкультурной деятельности

физкультурно-образовательная

физкультурно-спортивная

физкультурно-рекреационная

физкультурно-реабилитационная

физкультурно-адаптивная

Виды физической культуры

образовательная

физическая

культура

спортивная физическая

культура

рекреационная физическая

культура

реабилитационная физическая

культура

адаптивная физическая

культура

Рис. 2.1. Структура физической культуры

Реализация общих задач физической культуры осуществляется через физическую подготовку, естественно-средовые и гигиенические факторы. При этом главным фактором воздействия на индивидуальное физическое развитие в процессе физического воспитания являются физические упражнения как элементы культуры двигательной деятельности. Они представлены определенным составом двигательных действий, способов их проведения и форм воспроизводства, а также сопряженных с ними отношений между функционированием организма и движением.

Физическая подготовкапроцесс целенаправленного формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств) на основе использования специальных физических упражнений. По мнению Ю.Ф. Курамшина (2007), Ю.М.Николаев (2002) и др. физическая подготовка включает в себя следующие виды физкультурно-спортивной деятельности: физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, профессионально-прикладную физическую подготовку, адаптивную физическую культуру, спорт.

Физическая рекреация (базовое физическое воспитание) использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз­влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической куль­туры и спорта, представляет собой базовые формы физического воспитания.

Двигательная реабилитация целе­направленный процесс использования физических упражнений для восстанов­ления или компенсации частично или временно утраченных двигательных спо­собностей, лечения травм и их последствий. Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специ­ально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиоте­рапевтических процедур и некоторых других средств. По своей сути, это восстановитель­ная деятельность.

Профессионально-прикладная физическая подготовка процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидность. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями здоровья к жизни; оптимизация его состояния и развития, гармонизация всех свойств (физических, интеллектуальных, эстетических, этических и т.д.) в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Спортотносительно автономная часть физической культуры, осуществляемая в процессе использования физических упражнений, направленных на достижение наивысших результатов в процессе соревновательной деятельности и подготовке к ней.

Наряду с этим, Л.П. Матвеев (1984, 1991, 2010) считает целесообразным выделить такую категорию физической культуры, как «базовая физическая культура» в основу которой заложена фундаментальная сторона физической культуры, благодаря которой обеспечивается общее физическое (физкультурное) образование индивида, формирующее и поддерживающее в порядке основные жизненно важные двигательные умения, навыки и связанные с ними знания, а также всестороннее воспитание физических и тесно сопряженных с ними способностей, гарантирующие необходимый для жизни уровень развития общей двигательной дееспособности и сопротивляемости функциональных систем организма неблагоприятным воздействиям. Этот основополагающий раздел физической культуры, который представлен в первую очередь в общей системе образования и воспитания подрастающего поколения, затем пролонгируется в иных формах.

Г.Г. Наталов (1998) полагает, что содержание физического воспитания в общей системе образования и воспитания подрастающего поколения составляет деятельность трех ее субъектов:

– деятельность занимающихся, связанная с выполнением физических упражнений и непосредственным развитием способностей и свойств организма;

– деятельность преподавателя по разработке системы упражняющих воздействий и управлению деятельностью ученика;

– деятельность общества по созданию условий оптимизации деятельности преподавателя и ученика.

В норме физическое воспитание, использующее физическую подготовку для активизации физического развития – многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онтогенеза (индивидуального развития) индивида. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, меня­ются в зависимости от закономерностей возрастного развития, динамики условий жизни и деятельности, а также логики развертывания самого процесса. Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что в первой стадии это в основе своей общий базовый курс физического воспитания подрастающего поколения, проводимый в дошкольных учреждениях и школах, в семье, физкультурно-спортивных и других организациях. В следующих многолетних стадиях процесс физического воспитания существенно видоизменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста. Однако и в этих стадиях физическое воспитание не должно терять определенных черт педагогически направленного процесса в том смысле, что деятельность по физическому воспитанию, в том числе и самовоспитанию, всегда дол­жна быть нацелена на реализацию задач, значимых с образова­тельно-воспитательных позиций, и строиться в соответствии с педа­гогическими принципами, правилами, положениями.

Л.П. Матвеев (1991) считает, что для уяснения сути дела принципиально важно пред­ставлять влияние физического воспитания и физической подготовки на физическое раз­витие индивида (рис. 2.2). Физическое развитие как процесс из­менения природных морфофункциональных свойств организма в он­тогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (возрастной по­следовательности и неравномерности развития, взаимодействия ге­нетических и средовых факторов развития, и другие). В силу этих зако­номерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения. Развертываясь

Рис. 2.2 Схема соотношения возрастных периодов индивидуального физического развития и доминирующих форм многолетнего процесса физического воспитания (Л.П. Матвеев, 1991)

по естественным законам, про­цесс физического развития человека одновременно во многом обус­ловлен конкретными общественными условиями жизни, деятель­ностью и особенно физическим воспитанием.

Зная и умело используя объективные закономерности физического воспитания, можно так воздействовать на динамику физического развития, чтобы при­дать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увели­чение функциональных возможностей организма, повышение обще­го уровня работоспособности, необходимой для созидательного тру­да и других общественно полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возраст­ной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций ор­ганизма, естественно наступающей по мере старения.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенство­вания индивида, реализуется при определенных условиях в физи­ческом воспитании. Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма служит актив­ная двигательная деятельность (физическая подготовка) воспитываемого (либо воспитыва­ющегося самостоятельно). Она должна быть упорядочена так, чтобы обеспечить формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, а вместе с тем и активизиро­вать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей индивида. Естественно, они осуществляются не спонтанно, а по принципам и нормам, установившимся в сфере физической культуры в типичных для нее формах (физических упражнениях строго регламентированного характера, физкультурно-игровых и спортивных разновидностях двигательной деятельности).