14.2. Международное юношеское спортивное движение
Наряду со студенческим спортом, приоритет в работе международного спортивного движения, организуемого по возрастному признаку, отдается также физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ и дошкольников. МОК, Ассоциация европейских НОК (АЕНОК) и другие региональные спортивные объединения совместно с организацией, отвечающей за развитие школьного спорта (ISF), организуют соревнования, проводимые в различных регионах мира для детей, подростков, учащейся молодежи.
МСФ ежегодно проводят юниорские и юношеские первенства мира, континентальные первенства по разным видам спорта. В 1990 г. по инициативе нынешнего президента МОК Жака Рогге, возглавлявшего в то время ЕОК, было принято решение о проведении 1 раз в 2 года комплексных соревнований – зимних и летних Европейских юношеских олимпийских дней (ЕЮОД). Именно так первоначально назывались соревнования молодых атлетов. В 1991 г. в Брюсселе были проведены I летние ЕЮОД, а через 2 года в итальянском городе Аосте – I зимние.
В настоящее время эти соревнования стали носить название Европейских юношеских олимпийских фестивалей (ЕЮОФ). ЕЮОФ – это комплексные соревнования, проводимые под патронатом Международного олимпийского комитета (МОК) ассоциацией Европейские олимпийские комитеты (ЕОК) с участием всех европейских стран. Соревнования проводятся каждый нечетный год по зимним и летним олимпийским видам спорта и регламентируются Хартией ЕЮОФ, одобренной Генеральной ассамблеей ЕОК 13 декабря 2003 г. Возраст участников в зависимости от вида спорта составляет 13–17 лет.
Следует отметить, что слово «олимпийский» присутствует в названии Фестиваля не случайно. Поскольку именно в юношеском возрасте наиболее легко воспринимаются идеалы олимпизма, все атрибуты и ритуалы проведения этих соревнований полностью соответствуют «взрослым» Олимпийским играм. Участники Фестиваля размещаются в олимпийской деревне, которая должна вмещать 3300 человек (включая официальных лиц) – для летних фестивалей, и 1300 человек – для зимних. Церемония открытия, на которой, как правило, присутствует президент МОК, включает парад участников. Делегации, как и на Олимпийских играх, проходят в алфавитном порядке языка страны-организатора, за исключением Греции, возглавляющей парад, и страны-организатора, замыкающей его. Во время исполнения олимпийского гимна на стадион вносится и поднимается, на установленном на арене флагштоке, развернутый олимпийский флаг. Зажигается олимпийский огонь, который горит на возвышенном месте в течение всего периода Фестиваля, спортсмен-участник и судья страны-организатора принимают олимпийскую клятву. Проводится эстафета олимпийского огня, маршрут которой после зажжения огня в Греции проходит по стране, принимающей Фестиваль.
Во время награждения в честь призеров поднимаются национальные флаги и исполняется гимн страны, чей представитель стоит на высшей ступени пьедестала. На ЕЮОФ проводится допинг-контроль участников. Выдвижение и выбор города-организатора Фестиваля происходит в соответствии с процедурой, установленной для Олимпийских игр. За определенный срок города, желающие принять Фестиваль, подают свои заявки, затем комиссия ЕОК оценивает поданные заявки и совершает визиты в города-претенденты. Окончательное решение принимается на генеральной ассамблее ЕОК за 5 лет до проведения Фестиваля.
Российские спортсмены принимали участие во всех ЕЮОФ и побеждали на Фестивалях, начиная с 2001 г.
По инициативе Олимпийского комитета России в июле 1998 г. в Москве прошли Всемирные юношеские игры (ВЮИ) под патронажем МОК. Оргкомитет ВЮИ возглавил мэр Москвы. Большую помощь в подготовке и проведении ВЮИ оказали Олимпийский комитет России и Госкомспорт России. В соревнованиях участвовали спортивные делегации 131 страны. Через «Олимпийскую солидарность» МОК оказал материальную помощь в размере 100 тыс. долларов США, что позволило обеспечить проезд небольшим делегациям (3–4 чел.) из 30 стран. Были представлены все 5 континентов: Европа – 45 стран, Азия – 35, Африка – 27, Америка – 20, Океания – 4. Самыми представительными были делегации России – 344 чел., Украины – 229, Беларуси – 221, Польши – 208, Бразилии – 205, Египта – 200.
Соревнования прошли по 15 видам спорта: баскетболу, борьбе вольной и греко-римской, волейболу, гандболу, гимнастике спортивной и художественной, дзюдо, легкой атлетике, плаванию и синхронному плаванию, теннису, настольному теннису, фехтованию, футболу. В соревнованиях участвовали 4676 спортсменов (2783 юноши и 1893 девушки). Средний возраст участников – 15,5 лет.
На ВЮИ было разыграно 162 комплекта наград. Медали завоевали 682 спортсмена из 68 стран. В рамках ВЮИ состоялся 1-й Международный форум «Молодежь – наука – олимпизм», в котором приняли участие 250 ученых из 41 страны мира. В рамках форума на научных конференциях было заслушано 96 докладов, представляющих собой итоговые результаты научных исследований по олимпийской тематике.
В период проведения ВЮИ спортивные федерации, ассоциации и клубы участвовали в программе неолимпийских видов спорта. В демонстрационных спортивных программах по 32 видам спорта (боулинг, дартс, кикбоксинг, шахматы и др.) соревновались 3500 спортсменов из России и около 1000 участников из 48 стран.
Успешный опыт проведения Европейских юношеских олимпийских фестивалей и Всемирных юношеских игр, рост их популярности и значимости в спортивной жизни позволил на прошедшей в июле 2007 г. в Гватемале сессии Международного олимпийского комитета (МОК) принять решение поддержать инициативу президента МОК Жака Рогге о проведении Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ). Юношеские Олимпийские игры будут проводиться 1 раз в 4 года: летние ЮОИ – в год проведения Олимпийских зимних игр, а зимние – в год проведения Игр Олимпиад. Проведение летних Юношеских олимпийских игр ограничено 12 днями, зимних – 9 днями. Возраст спортсменов – от 14 до 18 лет в зависимости от вида спорта.
Цели ЮОИ:
– объединить талантливых спортсменов со всех уголков мира для участия в соревнованиях, проводимых на высоком уровне;
– реализовать, наравне со спортивной составляющей этого проекта, ряд образовательных программ, посвященных олимпийским ценностям, ценностям в социальной жизни, пропагандируемым спортом, значению спорта для здорового образа жизни, опасности применения допинга, предотвращению рисков, связанных, как с изнурением организма чрезмерными тренировками, так и ведением пассивного образа жизни;
– использовать последние достижения в сфере коммуникации для пропаганды олимпийских ценностей, а также духа Юношеских Олимпийских игр.
Первые летние Юношеские Олимпийские игры прошли в Сингапуре в августе 2010 г. В них соревновались около 3200 спортсменов в 31 виде спорта, по которым разыгрывалось 184 комплекта медалей. Количество видов спорта в программе идентично программе на Играх XXX Олимпиады 2012 г. в Лондоне. Каждый вид соревнований имеет свою собственную возрастную группу: 15–16 лет (27 дисциплин), 16–17 лет (111 дисциплин) или 17–18 лет (63 дисциплины).
Согласно положению о проведении Юношеских Олимпийских игр, делегация НОК может включить не более чем 70 спортсменов в индивидуальных видах спорта. Возможность участия всех 205 национальных олимпийских комитетов является ключевым фактором в обеспечение универсальности Юношеских Олимпийских игр. При этом для участия в ЮОИ для каждого НОК забронированы как минимум 4 места в индивидуальных видах спорта (так называемые «универсальные места»).
На летних Юношеских Олимпийских играх 4 командных турнира (футбол, гандбол, хоккей на траве и волейбол) включают по одной команде от каждого континента, а также шестую команду, которая будет либо командой страны-организатора, либо командой другой страны (решение принимает МОК по представлению МСФ). НОКу позволяется иметь не более чем 1 мужскую и 1 женскую команду для всех 4 командных видов спорта. Соревнования по баскетболу помимо зала проводятся и по правилу 33 ФИБА (стритбол). Команды по 3 игрока играют по круговой системе, каждая с каждой на половине площадки (в 1 кольцо).
Самая важная особенность Юношеских Олимпийских игр – это участие в отдельных номерах программы смешанных команд (юноши и девушки), проведение комбинированных соревнований, а такжеи участие континентальных сборных команд, укомплектованных из представителей различных НОК. Такие командные соревнования проводятся по стрельбе из лука, легкой атлетике (смешанная эстафета), велосипедному спорту (комбинация BMX – маунтинбайк и шоссейные гонки), конному спорту, фехтованию, дзюдо, современному пятиборью (эстафета), плаванию (эстафета), настольному теннису, теннису и триатлону (эстафета).
Сборная России на первых летних Юношеских Олимпийских играх в Сингапуре стала второй в общекомандном зачете с 49 медалями – 20 золотыми, 17 серебряными и 12 бронзовыми. Победила команда Китая, в активе которой 54 медали – 30 золотых, 18 серебряных и 6 бронзовых. Третье место завоевали украинцы (10–9–16), опередившие команды Южной Кореи (10–5–5) и Кубы (10–3–2). В первую десятку вошли также сборные Японии (9–5–3), Австралии (8–15–9), Италии (8–10–7), Венгрии (7–4–6) и США (6–9–10).
Первые зимние юношеские Олимпийские игры будут проведены в 2012 г. в Австрии (г. Инсбрук). На соревнованиях будет разыграно 64 комплекта наград по 15 видам спорта.
Помимо спортивной программы на ЮОИ, проводятся образовательная и культурная программы, цель которых – ввести молодых спортсменов в мир олимпизма.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением