6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники. Это позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой – использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений.
Бюджетное финансирование. В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием. Кроме этого проводится косвенное бюджетное финансирование по другим статьям государственного бюджета. Речь идёт о тех отраслях народного хозяйства и ведомствах (МВД, МЧС, армия, система образования ), которые используют часть выделенных на их нужды бюджетных средств для покрытия расходов на проведение физкультурно-массовой работы, спортивных мероприятий и строительство спортивных сооружений.
В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Министерству спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, которое является учредителем учебных заведений высшего и среднего (колледжей) профессионального образования в области физической культуры и спорта. По смeтaм Министерства образования и науки финансируется физкультурно-массовая работа в общеобразовательных школах, высших и средних учебных заведениях, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.
Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.
Имеющиеся у Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации бюджетные средства вместе со средствами от производства и реализации продукции предприятий Спортпрома, доходов от издательств «Советский спорт», «Физкультура и спорт» и других периодических спортивных издательств, проведения спортивных мероприятий, эксплуатации спортивных сооружений, частично от реализации карточек «Спортлото» идут на осуществление его деятельности.
В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства государственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.
Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования и, в частности, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Часть средств из этих фондов направляется на строительство различных спортивных сооружений, баз отдыха, спортивных и туристических лагерей, на их эксплуатацию и спортивно-массовую работу.
В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных научно-исследовательских работ, сдачи в аренду своих площадей и спортивных сооружений, также других дополнительных источников финансирования.
Агропромышленный комплекс переводит определенную часть производимого валового дохода (он включает фонд оплаты по труду и чистый доход) в бюджеты сельских ФСО в виде членских взносов в размере 0,1% валового дохода предыдущего года.
В последние годы появился и такой источник финансирования физкультурно-спортивной деятельности, как отчисления органов коммунального хозяйства. Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартирной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства населения. Средства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных площадок, приобретение инвентаря.
Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.
За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы.
Кооперирование средств позволяет осуществлять более высокие темпы спортивного строительства, мобилизацию средств нескольких организаций, что важно в малых городах и на селе, где использование других источников финансирования затруднено.
Повышение роли децентрализованных источников финансирования физической культуры и спорта отражает процессы демократизации нашего общества, рост автономии производственных коллективов. Значимость таких источников проявляется еще и в том, что они усиливают заинтересованность физкультурных организаций, производственных коллективов в обеспечении выполнения плана выпуска продукции, в осуществлении режима экономии, так как, чем выше показатели работы предприятий, тем больше ассигнования на спортивно-массовую работу.
И, наконец, децентрализованные источники финансирования позволяют увеличивать размеры выделяемых на физическую культуру средств, стимулируют развертывание инициативы и активности физкультурных организаций.
Суммы, предназначенные для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа – расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).
Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают полностью потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований, финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных промышленных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% от фонда заработной платы.
Таковы источники бюджетного финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода. Наряду с этим часть финансирования осуществляется из собственных доходов физкультурных организаций.
Эмиссия собственных ценных бумаг. С целью привлечения финансовых ресурсов из внешних источников спортивная организация может эмитировать собственные ценные бумаги. Полученные от продажи ценных бумаг денежные средства могут быть использованы спортивной организацией на научные исследования, на реконструкцию спортивных сооружений, на покупку новых игроков, осуществления оплаты труда тренеров, спортсменов и других сотрудников, на рефинансирование долга и другие нужды.
Эмиссию собственных акций осуществили такие известные футбольные клубы, как «Лацио», «Рома», «Интер» и многие другие. Акции этих известных спортивных организаций котируются на Миланской фондовой бирже. При этом как достижения, так и неуспехи перечисленных клубов отражаются на курсе их акций. Так, уход из «Манчестер Юнайтед» исполнительного директора П. Кеньона сразу негативно отразился на курсе акций клуба, котирующихся на Лондонской фондовой бирже, – котировки всего за одну торговую сессию упали на 4,5%. В то же время после победы в 2000 г. в Лиге чемпионов стоимость акций «Манчестер Юнайтед» увеличилась вдвое, а общая капитализация клуба превысила 1 млрд. долларов США. Подобный рост акций «Манчестер Юнайтед» весьма выгоден их владельцам, так как увеличивается стоимость принадлежащего им актива, и в случае необходимости его можно выгодно продать.
Инвестиции в смежный бизнес. Одним из вариантов инвестиций для спортивных клубов и организаций является покупка долей в смежном бизнесе посредством приобретения акций или паев соответствующих предприятий. Спортклубами приобретаются более или менее значительные доли в торговых предприятиях, магазинах сувениров и спортивной атрибутики, билетном и туроператорском бизнесе. В последние годы спортивные клубы целенаправленно инвестируют денежные средства в модельный и рекламный бизнес, в издательскую деятельность, в компании мобильной связи и даже в сети бензоколонок. Таким образом, спортивные клубы и организации диверсифицируют свой бизнес, делают его более стабильным и устойчивым.
Инвестиции в интернет-проекты. Без преувеличения можно сказать, что все современные спортивные клубы и федерации имеют собственные веб-сайты, которые активно используются в коммерческих целях. Так, с помощью интернет-ресурсов спортклубы осуществляют с болельщиками двустороннюю связь – спортсмены и тренеры дают интервью и отвечают на вопросы в онлайн- и оффлайн-режимах, на сайтах клубов проводятся интернет-аукционы по продаже товаров и личных вещей игроков, осуществляется подписка на интернет-трансляции матчей (в том числе на мобильные телефоны), и т.д. Веб-сайты клубов выполняют также важные рекламные и презентационные функции, представляют сведения о величине контрактов игроков и тренеров, принимают от болельщиков замечания и предложения, сообщают о пресс-конференциях и благотворительных акциях клуба.
Инвестирование в спортивные сооружения и дочерние фирмы. Часто спортивные клубы, лиги, федерации инвестируют заработанные денежные средства в строительство новых или реконструкцию существующих спортивных сооружений. Такое размещение денежных средств бывает весьма выгодно спортивной организации – со временем спортивное сооружение окупается и начинает приносить инвестору чистый доход. Так, например, футбольный клуб «Спартак» является одной из самых посещаемых команд российского футбольного чемпионата в высшей лиге. Однако клуб до настоящего времени не имеет собственного стадиона и вынужден постоянно арендовать спортивные арены у сторонних организаций. Естественно, такое положение, при котором из-за отсутствия собственного стадиона теряются доходы, не может устраивать руководство спортклуба. Поэтому уже в течение нескольких лет «Спартак» инвестирует часть заработанных им денежных средств в строительство собственного стадиона со всей необходимой инфраструктурой.
Немало средств спортивные организации направляют на реконструкцию существующих стадионов и спорткомплексов. Реконструкция проводится с целью увеличения количества мест для болельщиков, создания безопасных условий для зрителей, спортсменов и арбитров, для предотвращения несчастных случаев, и т.д. Без соответствующего переустройства стадионов и спорткомплексов международные спортивные комитеты и федерации не допускают данные спортсооружения к престижным соревнованиям, что ведет к потере значительных доходов.
Конечно, спортивные организации размещают денежные ресурсы не только в строительство и реконструкцию спортсооружений. Деньги вкладываются в любые коммерческие проекты, способные приносить спортивной организации доходы. В настоящее время многие спортивные клубы и организации имеют в собственности телевизионные каналы, радиостанции, отели, туристические фирмы, магазины, бары и рестораны. В орбиту интересов современного спортивного бизнеса включаются все коммерческие проекты, способные приносить прибыль.
Инвестиции в спортсменов и тренеров. Основной группой потребителей в спортивных мероприятиях являются болельщики. Безусловно, болельщики во всем мире лучше посещают те соревнования и выступления спортивного клуба, где спортсмены демонстрируют высокий уровень спортивного мастерства, ведут борьбу с полной отдачей сил. Если же мастерства у спортсменов недостаточно, а их выступления невыразительны, то болельщики в большинстве своем перестают посещать такие соревнования. Это обстоятельство, естественно, ведет к снижению доходов спортивной организации.
Для того чтобы исправить положение, необходимо изменить к лучшему уровень спортивной и психологической подготовки спортсменов, например, ввести в состав команды новых перспективных игроков. Другими словами, появляется необходимость в инвестициях в спортсменов и тренеров. Обычно инвестиции такого типа осуществляются спортивной организацией в двух направлениях:
– в создание собственной школы подготовки кадров, то есть сети детско-юношеских спортивных школ и системы селекции перспективных спортсменов и тренеров;
– в приобретение высококлассных спортсменов и тренеров в других клубах, как внутри страны, так и за рубежом.
Осуществляя подобные инвестиции, спортивные организации в большинстве случаев выправляют ситуацию: уровень мастерства и самоотдачи спортсменов и тренеров повышается, возрастает классность команды, и болельщики возвращаются на трибуны. В свою очередь увеличение численности зрителей на спортивных соревнованиях ведет к увеличению количества рекламодателей, а также повышению расценок на рекламу, размещаемую на форме спортсменов и в местах проведения соревнований. Все это приносит дополнительные доходы спортивной организации, которая окупает сделанные в спортсменов и тренеров инвестиции и со временем улучшает свое финансовое положение.
Следует также отметить, что некоторые спортивные клубы строят свой бизнес на инвестициях в подготовку перспективных молодых спортсменов. Учитывая то обстоятельство, что рыночная стоимость спортсмена быстро растет параллельно с повышением его класса, спортивная организация в течение короткого промежутка времени зарабатывает хорошую прибыль.
Так, если спортклуб привлекает юношу-футболиста, подающего надежды в возрасте 14-15 лет, то по истечении двух лет интенсивной подготовки рыночная стоимость такого спортсмена может вырасти в несколько раз (иногда в десятки раз). В итоге, инвестировав в спортсмена 50 тыс. долларов, спортклуб при продаже его может получить 250-300 тыс. долларов.
Например, значительные инвестиции в будущих звезд большого тенниса делает бывший глава Госкомспорта России Ш. Тарпищев. Благодаря его капиталовложениям, профессиональным знаниям и деловым качествам в Москве создано несколько теннисных школ разного уровня, которые работают в различных рыночных нишах: в сфере подготовки теннисистов экстра-класса, в сфере подготовки качественных тренерских кадров и в сегменте любителей активного отдыха.
Налогообложение в области физической культуры и спорта. Одной из центральных задач финансового менеджера в спортивных организациях является максимизация прибыли и минимизация расходов. Налоговые выплаты, то есть обязательные платежи в бюджеты всех уровней, как в своей стране, так и за рубежом, безусловно, относятся к расходам и, по возможности, подлежат всемерному сокращению.
Финансовый менеджер должен четко разбираться в том, что свод налоговых норм и правил представляет собой довольно объемные документы, в которых прописаны не только размеры уплачиваемых налогов, но и определенные льготы для налогоплательщиков, которые иногда существенно облегчают налоговое бремя или даже полностью избавляют от него. То же самое можно сказать и о таможенных пошлинах. Безусловно, выплаты по кредитам и налоговые отчисления должны выплачиваться спортивной организацией не огульно и бессистемно, а с учетом всех положенных льгот и специфики налогового законодательства в той или иной стране или регионе.
Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Отчисления организаций, спонсоров, меценатов на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.
Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:
– стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
– премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований.
В связи с отмеченными обстоятельствами, финансовому менеджеру при уплате налогов в бюджеты всех уровней следует принимать в расчет следующие факторы.
1. Особенности федерального налогового и таможенного законодательства.
Во многих государствах, в том числе и в России, федеральное налоговое законодательство предусматривает для спортивных организаций и отдельных спортсменов определенные налоговые и таможенные льготы. Такие льготы выражаются в зачетах сделанных инвестиций, в уменьшении ставок налога на прибыль, на добавленную стоимость, в отмене или снижении таможенных пошлин. Такая мера позволяет существенно снизить цены на спортивные товары и услуги, которые являются социально значимыми для всех слоев населения. Немаловажным моментом являются также льготы в части подоходного налогообложения, так как многие спортсмены, выезжая за рубеж, выигрывают значительные премиальные, а также ценные призы (например, в виде престижных автомобилей). Нередко призерам крупнейших соревнований премии выплачивает и Национальный олимпийский комитет. Безусловно, спортсменов интересует, должны ли они уплачивать налоги, и если да, то в каком размере? Естественно, что обо всех законодательных льготах в налоговой сфере должен знать финансовый менеджер и эти знания уметь применять на практике. Таким образом, компетентные действия финансового менеджера могут сберечь спортивной организации, а также отдельным спортсменам и тренерам значительные суммы.
2. Особенности иностранного налогового законодательства.
Выступая или работая по контракту за пределами России, отечественные спортсмены и тренеры обязаны выплачивать налоги в тех государствах, где заработаны доходы. Возникает вопрос: должны ли они по возвращении на Родину снова платить налоги или нет? По существу, речь идет о двойном налогообложении. Во избежание двойного налогообложения Россия заключила с рядом государств соответствующие соглашения. Смысл подобных соглашений заключается в попытке упорядочения налоговых сборов и справедливого их раздела.
Существуют 2 основных способа разрешения проблемы двойного налогообложения. Первый способ предполагает полное освобождение от налогов спортсмена или спортивной организации, которые уже заплатили налоги в одном из государств-участников договора об устранении двойного налогообложения. Система освобождения от налогов при наличии соответствующего соглашения используется в Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Франции, Норвегии и России. Второй подход в упорядочении налогов и сборов состоит в том, что если спортсмен (или спортивная организация) уплатил (уплатила) налог за рубежом, то он засчитывается ему (ей) при выплате внутренних налогов. Таким образом, если за рубежом спортсмен уплатил сумму, превышающую внутренние платежи, то он полностью освобождается от налогов; если внешние платежи меньше внутренних, то в своей стране спортсменом доплачивается разница. Данная система получила название налогового кредита и практикуется в США, Японии, Ирландии, Греции и ряде других государств.
3. Особенности местного налогового законодательства.
Многим краям, областям, автономным округам и муниципалитетам в нашей стране и за рубежом предоставлено право вводить, на своей территории, местные налоги и сборы, а также устанавливать льготы по этим платежам для отдельных категорий юридических и физических лиц. Финансовому менеджеру желательно знать о нюансах местного налогового законодательства, с тем чтобы, с одной стороны, не нарушать его, а с другой, – не производить излишних платежей из-за отсутствия информации о тех или иных льготах и преференциях. Так, во Франции муниципальные власти практикуют освобождение организаторов спортивно-зрелищных мероприятий от уплаты налогов, предоставляют спортивным организациям право на бесплатную установку буфетов и рекламы на стадионах. В отдельных субъектах Российской Федерации спортивным организациям предоставляется рассрочка в выплате налогов, а также иные налоговые льготы по платежам в местные бюджеты.
4. Специфика оффшорного бизнеса.
Законодательства некоторых стран предусматривают создание на отдельных своих территориях благоприятного режима работы, который предполагает полное или частичное освобождение от уплаты налогов субъектов, зарегистрированных на этих территориях. Такие районы с налоговыми льготами получили название оффшорных зон (от англ. offshore – находиться на удалении от берега) в связи с тем, что последние представляют собой, как правило, островные территории. Зарегистрированные в оффшорной зоне компании могут вообще не облагаться налогом (в частности, в Ирландии и Либерии), либо облагаться небольшим паушальным (общим) налогом (Лихтенштейн, Швейцария, остров Мэн и др.).
Спортивной организации может быть выгодно открыть свой филиал (или банковский счет) в оффшорной зоне. Выгоды состоят в следующем:
– уменьшаются налоговые платежи, что позволяет обеспечить большую прибыль спортивной организации;
– упрощается или полностью упраздняется бухгалтерская отчетность;
– допускается возможность не указывать имена владельцев оффшорной компании.
Такие условия работы оффшорных компаний в последние годы привлекают к себе все большее количество участников. В настоящее время около половины объема миграции международного капитала в той или иной форме проходит через оффшорные компании.
Швейцарскими оффшорными банками, например, широко пользовался московский футбольный клуб «Спартак». Валютные средства, полученные от выступлений в Лиге чемпионов, «Спартак» не переводил в Россию, а направлял на счета банков Швейцарии. При этом суммы призовых денег за период 1993-2003 гг. составили 41 млн. 750 тыс. швейцарских франков.
Очевидно, что использование оффшорных схем для минимизации налогов может быть целесообразно для спортивных организаций, особенно если они работают со значительными рублевыми и валютными активами в своей стране и за рубежом.
Реализации билетов и прав трансляции в спорте. В системе финансирования спорта значительное место занимают такие экономические инструменты, как купля-продажа входных билетов, абонементов и прав на телевизионную, радио и интернет-трансляции спортивных соревнований и событий. Для профессионального спорта, в котором главным производимым продуктом является шоу, существует ограниченное число способов его продажи.
Во-первых, продать спортивный продукт (услугу) можно реально присутствующим на соревновании зрителям, которые специально пришли на стадионы и в спорткомплексы за зрелищем. Эти люди приобретают входные билеты и абонементы на соревнования, образуя первый источник финансирования спорта (так называемый ticketing), оплачивая право «вживую» наблюдать спортивное соперничество.
Однако часто бывает так, что поклонников спорта, желающих наблюдать соревнования гораздо больше, чем может вместить стадион или спортсооружение. Многие любители спорта в силу различных обстоятельств (причин финансового характера, занятости на работе, командировок и т.д.) не могут лично присутствовать на месте про ведения игр и состязаний. И тогда для удовлетворения спроса этой обширной группы потребителей используются технические средства: радио, телевидение, Интернет.
Таким образом, вторым значимым инструментом продажи спортивного продукта служат электронные средства массовой информации (СМИ), которые, с одной стороны, удовлетворяют спрос болельщиков на спортивные услуги, с другой стороны, получают доходы от трансляции соревнований и спортивных событий путем включения в репортажи рекламных роликов. В этом качестве электронные СМИ выступают коммерческим посредником между спортом и широкой зрительской аудиторией, объединяя имеющееся предложение и спрос.
Самостоятельная реализация услуги.
Небольшие спортивные организации, имеющие локальное значение, чаще всего реализуют производимые ими услуги самостоятельно, используя для этого продажу билетов и абонементов как титулов собственности на приобретенный продукт. Работа по схеме В2С в данном случае наиболее целесообразна, так как спортивные организации работают с небольшими контингентами потребителей.
Необходимо отметить, что самостоятельное ведение билетного бизнеса требует от специалистов спортивной организации высокой квалификации, хороших практических навыков и наличия творческих идей, которые бы позволяли иметь наибольшую зрительскую загрузку стадиона при максимальной прибыльности спортивных соревнований и шоу.
Спортивные менеджеры из Европы и США отработали в тиккетинге следующие схемы. Около половины билетов болельщики покупают непосредственно перед соревнованиями (за 2-3 дня до спортивного события или в день его проведения). Около 40% зрительской аудитории составляют владельцы сезонных абонементов, которые начинают продаваться болельщикам за несколько месяцев до начала чемпионатов. Ценовая политика, используемая при реализации абонементов, заключается в постепенном увеличении цены по мере приближения спортивного сезона. Купившие абонемент заблаговременно получают возможность выбора сектора и места на трибуне. Учитывая величину скидки в 8-10%, абонементы приобретаются болельщиками весьма активно, а спортивные клубы получают в свое распоряжение значительные авансовые платежи и гарантированное заполнение части трибун.
В последние годы творческие идеи спортивных менеджеров позволили существенно развить билетный бизнес. Стремясь заинтересовать болельщиков к приобретению сезонных абонементов, руководство спортивных организаций стало использовать абонементы как клубную или дисконтную карту. Владелец абонемента может теперь стать членом фан-клуба, получать скидки в магазинах и ресторанах клуба, бесплатно посещать матчи дублирующих составов. Все большее число спортивных клубов вовлекается в процесс продажи сезонных абонементов в рассрочку, так как не все болельщики имеют возможность единовременно оплачивать стоимость всех матчей сразу. Лицам, уже приобретавшим сезонный абонемент, при покупке нового абонемента предоставляется скидка. Некоторые клубы торгуют абонементами, дающими право посещения матчей на много лет вперед и даже пожизненно. Предусматривается право наследования мест и лож на стадионах. Владельцам таких абонементов позволяется передавать свои места в пользование третьим лицам.
Используются новые подходы и в продажах разовых билетов. Для любителей статистики и коллекционеров изготавливают специально оформленные билеты (особенно к юбилейным и памятным датам), по номерам и сериям билетов разыгрываются призы для зрителей, оформляется интернет-рассылка клубных новостей. Постоянным покупателям билетов предоставляется право овербукинга – бронирования определенного количества мест на предстоящие спортивные события.
Самостоятельная реализация билетов ставит перед спортивным клубом ряд непростых вопросов:
– о спекуляции входными билетами;
– об адекватном ценообразовании;
– о защите билетов и абонементов от подделки;
– о создании розничной и интернет-сети (билетного ретейла).
Следует отметить, что предложение зрительских мест на стадионах жестко ограничено физическими параметрами – такими, как размеры и емкость трибун. В то же время интерес болельщиков к матчам с участием различных команд в значительной степени варьируется, что находит свое отражение в больших колебаниях спроса на входные билеты. Эта особенность билетного бизнеса в спорте порождает сразу 2 серьезные проблемы: адекватного ценообразования и спекуляции билетами. При завышенной цене на билеты многие места на трибунах остаются незанятыми и спортклуб лишается части своих доходов; при заниженной цене в процессы купли-продажи билетов включаются посредники-спекулянты, которые скупают «недооцененные» билеты и далее перепродают их со значительной наценкой. Так же, как и в первом случае, спортклуб лишается части своих доходов. В связи с отмеченными обстоятельствами ценообразование на билеты должно быть весьма гибким, а ценовую политику должны осуществлять высококвалифицированные специалисты.
Имеется и еще целый ряд особенностей билетного бизнеса, которые составляют для спортклубов весьма непростую проблему. Речь, в частности, идет о подделках билетов, об удобстве приобретения билетов болельщиками, о совмещении продажи билетов на спортивные соревнования с туристическими поездками при выездных матчах клуба, резервировании билетов на самолеты, поезда, гостиницы и т.д. Таким образом, перед спортклубом встает дилемма: или вести весь билетный бизнес самостоятельно, имея большой штат специалистов в этой области, или делегировать свои полномочия профессиональной организации, занимающейся тиккетингом.
Передача билетного бизнеса сторонним организациям.
В зависимости от конкретных условий и возможностей спортклуба (наличия собственного стадиона, возможностей создания билетного ретейла), билетный бизнес может быть передан дочерним или независимым компаниям на обоюдовыгодных условиях. Передавая билетный бизнес третьим лицам, спортклуб снимает с себя множество проблем по поддержанию и развитию этого специфического вида предпринимательской деятельности, а также затрат, с ним связанных. При этом, однако, клуб потенциально теряет часть прибыли в обмен на стабильность и снижение коммерческих рисков.
В последние годы спортивными клубами и операторами, работающими в билетном бизнесе, стал активно использоваться Интернет. Идеальной в этом бизнесе является схема, по которой болельщик на сайте клуба или билетного ретейлера заказывает себе билет на желаемое место, оплачивает его электронными деньгами и распечатывает на своем принтере входной билет. По времени подобная операция не должна занимать более 1-2 минут. Пока, правда, данная схема не может быть в полной мере реализована из-за ряда технических трудностей. На практике повсеместно используется иной вариант, когда заказавшему билет болельщику его доставляют на дом или в офис курьер. Такой способ хотя и менее технологичен (требует большего времени на исполнение, включает в себя оплату труда курьера), но куда более надежен.
Интеграция в билетный бизнес электронных платежей и системы заказов позволяет спортклубам получать с помощью тиккетинга важные маркетинговые данные о своих болельщиках – об их вкусах, потребительских предпочтениях, ценностях, доходах. С помощью информационных технологий клубы формируют подробные базы данных о своих болельщиках, осуществляют посредством электронной почты двустороннюю связь с ними, осуществляют электронную рассылку новостей, предоставляют статистические, визуальные и рекламные материалы.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением