. Статус спортсмена, его права и обязанности
Нынешнее состояние и дальнейшее развитие спорта – это итог длительной, кропотливой работы международных спортивных организаций, государственных и общественных деятелей, специалистов в области образования и спортивной науки, тренеров, врачей, представителей средств массовой информации и других специалистов. Однако центральное место в спортивной деятельности занимают спортсмены, т.е. те люди, чье мастерство и достижения, поведение и образ жизни служат основой развития и проявления современного спорта.
Спортсмен – человек, регулярно занимающийся совершенствованием своих возможностей в выбранном виде (видах) спорта или спортивной дисциплине и выступающий на спортивных соревнованиях.
Спортивная деятельность всегда максимизирована, т.е. связана с необходимостью и желанием спортсмена продемонстрировать возможно более высокие результаты в спортивных соревнованиях. Добиться высоких результатов в этой деятельности могут только одаренные люди. Однако даже очень хорошие задатки к тому или иному виду спорта, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой для подготовки к высшим достижениям. Найти людей, предрасположенных к такой деятельности, и воодушевить их развивать свои таланты в полной мере – это зачастую большая проблема.
Необходимые способности могут быть доведены до максимально высокого уровня только в процессе длительного обучения и воспитания спортсмена в условиях рационально построенного процесса спортивной подготовки. В этих условиях особое значение приобретает органическая взаимосвязь использования нагрузок, близких к предельным, с эффективными средствами восстановления и другими условиями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
Характеристики успешного спортсмена: особый талант, сильная мотивация и желание очень усердно работать. В целом считается, что спортсмены обязаны быть образцом поведения, вести себя этично, бороться за достижение мастерства, придерживаться программ тренировок, не использовать запрещенные стимулирующие препараты и методы подготовки.
Поскольку современный спорт развивается по двум разным направлениям (массовый спорт, спорт высших достижений), в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается еще два определения, раскрывающих статус спортсмена, попавшего в спорт высших достижений: спортсмен высокого класса, профессиональный спортсмен.
Спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов.
Профессиональный спортсмен – спортсмен, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, позволяющий ему за участие в соревнованиях и подготовку к ним в качестве своей основной деятельности получать вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на 3 группы.
К первой группе следует отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые, прежде всего, стремятся к достижению рекордных результатов и успешным выступлениям на главных, наиболее престижных «любительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Играх Олимпиад, Олимпийских зимних играх, чемпионатах мира, континентальных чемпионатах и т.д.).
Вторую группу составляют спортсмены-профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настраивающиеся на приоритетное выступление в официальных любительских соревнованиях, поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных турнирах, коммерческих стартах и стартах по приглашению, обеспечивающих им максимальную финансовую прибыль.
К третьей группе относятся спортсмены-ветераны (представители спортивных игр, отдельных видов единоборств, фигурного катания и ряда других видов спорта), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают выступать в профессиональных турнирах и коммерческих стартах ради привлечения зрителей и сохранения тем самым собственных высоких заработков.
Основными правами спортсменов являются: право на справедливость и честность, беспристрастное судейство, право на хороших тренеров и качественные условия подготовки, их здоровье и безопасность должны оберегаться. Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» определяет правовые основы деятельности спортсменов. В нем установлено, что спортсмены имеют права:
– выбора видов спорта;
– участия в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;
– получения спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации;
– заключения трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;
– содействия общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях.
При этом спортсмены обязаны:
– соблюдать правила соревнований, регламентирующие проведение соревнований по соответствующему виду спорта;
– соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований;
– соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, учебно-тренировочных мероприятиях и при нахождении на спортивных объектах;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья;
– не использовать допинговые средства и (или) методы, в установленном порядке соблюдать прохождение обязательного допингового контроля;
– соблюдать этические нормы в области спорта;
– исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За невыполнение правил, норм и регламентов спортсмен может быть подвержен спортивной дисквалификации. Спортивная дисквалификация – отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.
Присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований осуществляется в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией. Положением о Единой всероссийской спортивной классификации определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта.
Спортсменов поддерживают различные структуры, входящие в физкультурно-спортивное движение, в частности - спортивные клубы, национальные и международные спортивные федерации, национальные Олимпийские комитеты и другие организации. Являясь действующей частью общества, спортсмены могут внести значительный вклад в спортивное движение, усиливая значение роли спорта и здорового образа жизни в обществе и становясь образцом для подражания будущим поколениям. Необходимо поощрять спортсменов в их превращении в неотъемлемую часть системы организации и развития спорта в двадцать первом веке.
Защита физического и психологического здоровья спортсменов должна быть основным приоритетом всего спортивного движения. Особое внимание должно уделяться специальным нуждам спортсменов-инвалидов. Для выполнения этих задач спортивные организации должны внедрять образовательные программы, предоставляющие информацию о методах тренировок, специальных гендерных методиках защиты здоровья и профилактике травматизма. Должны создаваться действующие национальные информационные программы, внедряемые через национальные и международные спортивные органы, НОКи, школы и другие образовательные учреждения.
Все правомочные составляющие части спортивного движения должны признавать важность совмещения образования и спорта. Приоритет должен отдаваться развитию программ, нацеленных на создание долгосрочных жизненных навыков у спортсменов, побуждать их к участию в программах профессионального роста в течение всего времени, пока они являются действующими спортсменами, а также после завершения спортивной карьеры в спорте высших достижений. Это даст спортсменам возможность одновременного получения образования и занятий спортом.
Одной из важных проблем управления современным спортом является проблема социальной защищенности спортсменов. Спортивные специалисты, тренеры, ученые, менеджеры, журналисты пользуются сравнительно большей социальной защитой, чем спортсмены, так как карьера в спорте имеет жесткие временные рамки. Учитывая важность проблемы, специалисты предлагают ряд рекомендаций для ее реализации:
– спортсмены нуждаются в особой социальной защищенности, обеспечение, которой является прямой обязанностью различных спортивных организаций и менеджеров;
– руководящие спортивные организации должны признать профессионализацию спортсмена и перестать видеть нечто аморальное в получении им денег за выступления в соревнованиях (при этом доходы спортсмена должны облагаться налогами);
– профессиональные спортивные организации не должны монополизировать права на свой основной товар – спорт высших достижений, чтобы он не потерял полностью своей независимости;
– спортивным менеджерам необходимо иметь в виду, что коммерциализация спорта имеет свои границы, а спортивные достижения – свои пределы;
– спортсменам необходимо объединиться и коллективно отстаивать свои интересы, учредив профессиональный союз спортсменов.
В ряде стран, таких как Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Великобритания, США и других, созданы фонды помощи спортсменам, не входящим в структуру профессионального спорта. Например, программа оказания поддержки спортсменам Олимпийского комитета США включает 3 раздела:
– прямые выплаты спортсменам наличными;
– расширение Программы трудоустройства спортсменов, предусматривающей предоставление им таких рабочих мест, которые позволяли бы сочетать работу с тренировками и участием в соревнованиях;
– присуждение стипендий, имеющих целью помочь спортсменам получить образование.
Уставом фонда помощи немецкому спорту предусмотрены следующие формы денежной помощи спортсменам:
– дополнительные средства на питание;
– возмещение транспортных расходов, связанных с участием в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях;
– внесение платы за пользование Интернетом и различными видами обслуживания (массаж, медицинские процедуры и т.д.);
– возмещение потерь в заработной плате или выплаты стипендий спортсменам-студентам;
– страхование жизни от несчастных случаев в спорте и во всех других областях жизни.
В связи с ростом безработицы в Германии, жизненно важным для спортсменов стала проблема сохранение рабочего места в период активных выступлений и обеспечения им мест в учебном заведении по окончании спортивной карьеры. Поэтому Фонд помощи немецкому споту, наряду с прямой денежной помощью, ищет пути решения этой проблемы, стараясь разработать систему взаимоотношений между спортивными организациями и работодателями, при которой последние были бы заинтересованы в найме действующих и завершивших свою карьеру спортсменов. Однако до настоящего времени эти усилия не увенчались успехом. Несколько лучше обстоят дела с приемом спортсменов в учебные заведения. Ряд учебных заведений подписали с Фондом соглашения о предоставлении спортсменам, в том числе и тем, кто закончил активные выступления, от 10 до 30 мест в каждый семестр.
В последние годы в национальных и международных спортивных организациях обсуждается вопрос о разработке и признании на международном уровне статуса спортсмена высокого класса, в котором были бы определены его права и обязанности в отношениях с федерациями, спортивными организациями, тренерами, врачами, массажистами и другими специалистами, работающими со спортсменами. Это могло бы в значительной мере упорядочить отношения спортсмена с другими участниками, занятыми в отрасли, позволило бы четче определить его место в спортивном движении.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением