logo
Орг

5.2. Виды и функции спортивного менеджмента

Физическая культура и спорт в большей части коммерциализированы и значатся в числе наиболее прибыльных сфер деятельности. Достаточно вспомнить, например, зрелищные виды спорта, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные центры и т.д. Большие прибыли приносят производство и реализация спортивных товаров, продажа билетов на спортивные мероприятия, сувенирная промышленность, информационные службы, издательская деятельность, контракты с телекомпаниями и радиостанциями на трансляцию спортивных мероприятий. Происходит переориентация отрасли физической культуры и спорта на новые ценности, обусловленные рыночными отношениями. Специалисты, занимающиеся организацией физкультурно-спортивного движения, и любители спорта привыкают к тому, что спорт, физкультурно-оздоровительные услуги – потребительский товар.

Главное, что осуществляется посредством менеджмента – это управление организацией и техникой работы людей согласно принципам и программам маркетинга.

Имеются различные виды менеджмента:

– финансовый, кадровый, производственный менеджмент;

– транспортный менеджмент, регулирующий поставки товаров;

– административный менеджмент, регулирующий делопроизводство и внутренние связи бизнеса;

– маркетинговый менеджмент, имеющий дело с распространением товаров и услуг;

– внешнеэкономический менеджмент, обеспечивающий внешнеэкономические связи, экспорт, импорт, научно-техническое сотрудничество, предоставление услуг.

Все эти виды менеджмента получили воплощение в создании конкретных управленческих структур в рамках крупных корпораций или самостоятельных фирм, возглавляемых так называемыми специалистами управления – менеджерами. Государственные и общественные организации, наряду с производственными организациями, также используют «менеджмент» для достижения своих целей. С полной уверенностью можно говорить и о целесообразности использования менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.

Создать более полное представление о понятии «спортивный менеджмент» можно посредством рассмотрения функций менеджмента. Зарубежные специалисты по спортивному менеджменту считают, что ему присущи четыре основные функции:

планирование;

организация;

руководство;

анализ.

Планирование определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, оно даёт ответы на вопросы: Что делать? Как делать?

Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. В отличие от планирования, организация, в основном, должна дать ответ на вопрос: Кто будет делать?

Руководство представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.

Функция руководства – наиболее сложная из всех функций менеджера. Это связано с тем, что менеджер должен знать нужды и склонности работников; средства, повышающие и снижающие мотивацию их деятельности; должен направлять свои усилия на установление взаимодействия между работниками или между менеджерами различных уровней для оптимального использования имеющихся ресурсов. Успешно руководить организацией – это искусство, которое приобретается, в основном, через приобретение знаний и практический опыт.

Анализ связывает положение организации в целом, её подразделений, отдельных работников и имеющиеся ресурсы с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании и, таким образом, устанавливается обратная связь между целью и уровнем ее реализации.

Известно, что организации разительно отличаются друг от друга по размерам, структуре, имеющимся ресурсам, выпускаемой продукции или предоставляемым услугам и т.д. В связи с этим возникает вопрос: возможны ли единые подходы к их управлению? Ответ на этот вопрос может быть дан утвердительный. В любой организации менеджмент выполняет одни и те же функции: планирование, организация, руководство и анализ, которые универсальны, вне зависимости от специфических особенностей организаций.

Рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере управления спортивно-оздоровительной работой:

1. Планирование направлено на четкое и целенаправленное проведение спортивно-оздоровительной работы. Основное требование – мобильность планирования, то есть соответствие форм и методов организации активного отдыха духу времени и потребностям общества.

2. Организация обеспечивает создание единой организационной структуры (системы организаций и лиц, обеспечивающих проведение спортивно-оздоровительной работы).

3. Координирование необходимо для взаимосвязи и взаимодействия различных организаций, занимающихся вопросами массовой физической культуры, что обеспечивает наиболее эффективный обмен и использование передового опыта.

4. Финансирование преследует цель создания материальных фондов для развития физической культуры и массового спорта, реконструкции и использования с максимальной отдачей устаревших спортивных сооружений и строительства новых.

5. Подготовка кадров носит целенаправленный характер, учитывает специфику работы с населением.

Для оптимизации руководства необходимо оценить существующий уровень оказания услуг населению. Для оценки уровня спортивно-оздоровительной работы применяется система, предусматривающая:

а) оценку уровня проведения занятий (с помощью наблюдений, анализа обзоров и отчетов);

б) оценку реализации поставленных целей и задач (посредством анкетирования лиц, занимающихся физической культурой и спортом);

в) разработку планов осуществления необходимых услуг (на основе данных двух первых этапов оценки работы составляется конкретный план, включающий систему занятий, проект финансирования, требования к спортивным сооружениям, и т.д.).

В систему управления спортивно-оздоровительной работой с населением входит также широкая пропаганда физической культуры и массового спорта.

Современный спортивный менеджмент осуществляется на основе 4 принципов, позволяющих:

– улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;

– выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;

– оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;

– использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.