logo
Орг

21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6–7 до 17–18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.

Основой научно обоснованной системы физического воспитания, рассчитанной на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения, является обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной про­грамме. Он сочетается с многообразными формами использования физи­ческой культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодичес­кими массовыми физкультурными мероприятиями, а также регулярными занятиями по личному выбору самих учащихся в своем коллективе физи­ческой культуры, в коллективах физической культуры спортивных обществ, в детско-юношеских спортивных школах и многих других внешкольных уч­реждениях. Функционирование этой системы обеспечено материально-техническими средствами, квалифицированными педагоги­ческими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей общества, передового опыта практической работы и дос­тижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте особенно велико. В основном оно заключается в следующем:

– создается прочный фундамент гармонического физического разви­тия, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и вос­питания, накапливаются надежные предпосылки для успешного овладе­ния производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;

– постоянно поддерживается хорошая физическая и умственная рабо­тоспособность, обеспечивающая успеваемость на учебных занятиях, а впос­ледствии – эффективность практически любой общественно полезной деятельности;

– рационально организуется досуг детей, элементы физической куль­туры внедряются в быт, и учащиеся постепенно приобщаются к спортивной деятельности;

– последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эс­тетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Физическое воспитание детей школьного возраста осуществляется: в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; в организациях дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; в семье.

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» устанавливается, что образова­тельные учреждения самостоятельно, с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, ме­тоды и продолжительность учебных занятий на основе Федеральных государ­ственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовлен­ности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образова­ния детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта.

Организация физического воспитания и образования в образователь­ных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государствен­ными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультатив­ных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнитель­ных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для во­влечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заме­няющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

6) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

7) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

В системе образования исторически сложились следующие формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста:

– учебные занятия (классно-урочные).

– занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.

– внеклассные занятия физическими упражнениями.

– внешкольные занятия физическими упражнениями.

Учебные занятия (классно-урочные).

Это основная форма реализации базовой физической культуры (физичес­кого воспитания). На нее опираются остальные формы, которые строятся с учетом физической подготовленности занимающихся, полученной в процессе уроков.

Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую под­готовленность ко всякой деятельности и отличаются наиболее широким составом средств. В процессе классно-урочных занятий учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами тех­ники их выполнения, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта.

В процессе сдачи контрольных нормативов накапливается опыт соревнова­тельной борьбы, определяются интересы, возникает потребность совер­шенствоваться и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки физической культуры включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

Важными факторами, определяющими специфику уроков физическо­й культуры в школе, являются:

– основная направленность и конкретные задачи;

– возрастные особенности и возможности детей;

– многочисленность и неоднородность состава классов;

– предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь, др.);

– продолжительность урока (максимум – 45 мин.);

– положение урока в расписании.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.

Назначение – создание предпосылок оптимальной умственной рабо­тоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:

– гимнастика до учебных занятий;

– физкультурные минутки во время уроков;

– занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах;

– ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня весьма ограничены по содержанию, так как подчинены решению узких гигиени­ческих задач. Будучи ежедневными, они существенно дополняют уроки, внося вклад в гармоничное физическое развитие школьников.

Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.

Назначение – организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего фи­зического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Основные признаки:

– временный коллектив;

– добровольный характер;

– проводятся на базе общеобразовательной школы или вне ее.

Выделяют 2 вида внеклассных и внешкольных занятий:

систематические (занятия в кружках физической культуры для млад­ших школьников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки);

эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, туристические походы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, и др.).

При общеобразовательных школах создаются также группы начальной подготовки ДЮСШ для учащихся, желающих заниматься избранным ви­дом спорта, со следующей спецификой решаемых задач:

  1. Удовлетворение личных интересов, потребностей в области физи­ческой культуры.

  2. Постепенный переход к спортивной специализации и последова­тельное совершенствование в избранном виде спорта.

  3. Обучение элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, необходимым для самостоятельных занятий и для осуществле­ния общественно полезной деятельности в области физической культуры.

  4. Воспитание потребности систематически выполнять физические упражнения.

В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательным является соблюдение общих и методических принципов, а также принципов спортивной тренировки.

Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления:

– участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствуют их привлечению к систематическим заня­тиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодежи, осуще­ствляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями прово­дят массовые спортивные соревнования и спартакиады;

– создают с участием молодежных, детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клу­бы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нор­мативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;

– выделяют на проведение массовых, физкультурных и спортивных ме­роприятий необходимые средства в соответствии с законодательством.

Государство оказывает материальную и иную поддержку физкультурно-спортивным клубам в образовательных учреждениях, а также создаваемых по месту жительства.