5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
Организация деятельности обеспечивает создание единой организационной структуры и устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Эффективность управление коллективом заключается в том, чтобы заставить исполнителей чувствовать, что все их нужды и потребности при добросовестном отношении к делу выполняются.
Чтобы добиться этого, руководитель организации должен, ориентируясь на задачу, быть способным организовать выполнение работы в соответствии с эффективной технологией процесса и концентрироваться на создании здоровых межчеловеческих отношений в коллективе.
Во всех организациях руководители должны относиться к людям достойно, создавая у них успешную мотивацию, чтобы добиться от них хороших результатов в работе. Одного не бывает без другого.
Эффективная организация деятельности – это совокупность, по крайней мере, трех взаимосвязанных факторов – лидер, последователи, условия окружающей среды (используемые ресурсы).
Для организации эффективной деятельности руководитель должен быть лидером коллектива. Лидерство в обобщающем смысле может быть определено как способность влиять на поведение других. Лидер – это тот, кто влияет на мотивацию, делегирует ответственность и полномочия добровольцам. Он подталкивает их к выполнению работ, решению проблем и принятию решений для достижения целей и выполнению задач. Его уважают за преданность делу, за работу, за его мудрость, а также за справедливость и достойное отношение к другим.
Первичная ответственность руководителя – управлять человеческими ресурсами коллектива в различных ограниченных ситуациях. Это требует дружеского общения, здорового климата и доверия в коллективе. Руководитель также должен осознавать личностные качества – свои и членов коллектива. Люди сохраняют мотивацию благодаря удовлетворению и ощущению достижения результатов, которое приходит в процессе деятельности. Осознание того, какие люди будут лучше всего работать в каждой ситуации, и соответственное их назначение – это самый простой путь к эффективному руководству.
Полное понимание и реализация замыслов лидера требует наличия последователей. Определенным фактом является то, что наличие, размещение и поведение последователей сильно влияет на то, насколько эффективным будет лидер. Вот некоторые характеристики последователей, считающиеся важными:
– потребность присоединиться;
– потребность добиться;
– предпочитаемые преимущества;
– потребность в независимости;
– принятие руководства;
– терпимость к неопределенности.
Связь между характеристиками последователей и эффективностью лидера частично обязана своим существованием тому факту, что определенные типы индивидуумов реагируют на определенные стили руководства.
Вопрос важности последователей для лидера хорошо раскрыт в следующем афоризме: «Из-за недостатка преданных последователей развитие выдающихся лидеров приостановилось».
Условия окружающей среды (используемые ресурсы), с которыми сталкивается потенциальный лидер, – это третий фактор, влияющий на эффективность организации деятельности в коллективе. Ресурс – это помощь или поддержка, которую вы можете привлечь, чтобы добиться чего-либо. Понятно, что одним из наиболее важных факторов спортивного администрирования является способность определить потребности, идентифицировать ресурсы, которые могут удовлетворить данные потребности, а затем привлечь их. К числу ресурсов, необходимых для реализации определенной идеи, относят: человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, материально-технические ресурсы.
Человеческие ресурсы. Эффективность работы спортивных организаций находится в большой зависимости от людей, исполняющих обязанности организаторов, администраторов, чиновников, тренеров, спортсменов и других специалистов. Пожалуй, самый ценный ресурс в распоряжении спортивной организации – это спортсмены, их квалификация и настроенность на победу.
Финансовые ресурсы. Каждая спортивная организация нуждается в финансовой поддержке, чтобы осуществлять свои программы и проекты. Адекватная финансовая поддержка гарантирует, что спортивный коллектив сможет осуществить свои стремления. Многие спортивные организации получают основное финансирование от государства, а дополнительные средства привлекаются от реализации спортивных лотерей, от продажи билетов, от рекламы, спонсорства, меценатства, от предпринимательской деятельности, от депозитных операций, от сдачи собственности в аренду и от многих других видов деятельности.
Материально-технические ресурсы. Для обеспечения эффективной и продуктивной деятельности спортивной организации необходимо иметь в собственности или арендовать спортивные сооружения, оборудование и инвентарь, которые позволят обеспечить оптимальную подготовку спортсменов и проведение спортивных соревнований. Кроме того, это могут быть вещи, которые организация приобретает, чтобы обеспечить эффективную и продуктивную деятельность своих сотрудников: здания, мебель, компьютеры, ксероксы, факсы, спортивное и медицинское оборудование, и т.д. При приобретении материально-технических ресурсов важно обращать пристальное внимание администраторов на нужды спортсменов и тренеров.
Агентская деятельность и управление карьерой спортсмена. Современный спорт требует от спортсмена концентрации всех сил и внимания на учебно-тренировочном процессе, на повседневной подготовке к важным стартам и ответственным соревнованиям. Спортсмены высокого уровня большую часть своего времени проводят на сборах и в зарубежном турне. Много времени поглощает анализ выступления соперников, применяемых ими тактических схем, выстраивание перспективного плана тренировок с использованием новых методик и способов подготовки к грядущим соревнованиям.
Постоянная занятость и концентрация на повышении своих результатов практически не оставляют спортсмену возможности для квалифицированного занятия личными делами и собственным бизнесом, вопросами правового, финансового и бытового характера. По многим жизненно важным вопросам – трудоустройства, взаимодействия со спонсорами и деловыми партнерами, инвестирования заработанных средств, организации нового бизнеса – спортсменам необходимы опытные и квалифицированные специалисты с обширными деловыми связями и глубоким знанием дела. Такую роль осуществляют представители спортсменов – агенты, или менеджеры.
Обычно представители спортсменов (агенты) планируют и организуют участие элитных спортсменов в крупных соревнованиях по приглашению. Они также прорабатывают коммерческие вопросы со спонсорами и другими организациями от имени спортсменов. В некоторых случаях они заботятся об организации условий для тренировок спортсменов и оказания им медицинской помощи. Эти услуги предоставляются за плату, обычно за процент от любых сумм, которые спортсмен выигрывает или зарабатывает.
Однако важно, чтобы спортивные федерации, спортивные клубы тщательно контролировали представителей спортсменов (агентов). Только когда спортивная федерация удовлетворена выполнением агентом спортсмена всех правил и положений, если у него подписан контракт со спортсменом, если он служил интересам развития спорта, федерация может разрешить агенту работать со спортсменом в дальнейшем.
Не существует проверенного списка приемлемых действий администрации спортивных организации при организации деятельности в определенных ситуациях. Чтобы организация деятельности была по-настоящему эффективной, нужно пытаться найти некоторые условия, обстоятельства и переменные факторы, которые, при сочетании в любой ситуации, приносят успех или, в крайнем случае, не приводят к неудаче.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением