18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
Физическая культура и спорт являются одной из многочисленных отраслей народно-хозяйственного комплекса и представляют собой сложную и специфичную социально-экономическую систему, функционирование которой характеризуют разнообразные и разнохарактерные общественно-государственные отношения. В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов (2003) считают, что при изучении модели организационной структуры управления такой социальной системой необходимо рассматривать совокупность взаимосвязанных подразделений (звеньев управления), совместно принимающих решения по управлению. При этом следует учитывать, что организационная структура управления любой социально-экономической отраслью в государстве во многом обусловлены, прежде всего, государственной политикой, укладом и устройством самого государства, а также она должна быть органически встроенной в международную систему управления физкультурно-спортивным движением. Кроме того, каждая исторически определенная общественная формация создает соответствующие формы управления социально-экономическими процессами.
Анализ документов и материалов публикаций, посвященных проблемам государственного управления сферой физической культурой и спортом в Российской Федерации подтверждает, что в течение всего периода современной истории России шел активный поиск оптимальной модели организационной структуры управления. Изучение пути формирования модели управления отечественным физкультурно-спортивным движением, анализ изменений ее организационной структуры, уточнение соподчиненности ее подсистем позволяют понять и оценить сильные и слабые стороны ее структурных элементов, характер и эффективность функционирования системы в целом.
С первых дней своего зарождения отечественное физкультурно-спортивное движение развивается как значимая социально-общественная структура. Структурными образованиями в нем были общества, кружки и клубы по интересам. Однако уже во времена Российской империи оно приобрело достаточно большой размах и значение. Это потребовало формирования и государственных органов управления физической культурой и спортом.
Первой государственной организацией царской России, на которую были возложены обязанности по руководству развитием в сфере физической культуры и спорта стала (1813 г.) Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, а затем – Военно-спортивный комитет, который работал под патронажем двух министерств: Министерства народного образования и Министерства военных дел. Кроме того допризывная подготовка молодежи, включающая физическую подготовку, проводилась во взаимодействии с министерствами торговли и промышленности, путей сообщения, а также духовным ведомством (В.Н. Зуев, 2004).
События, связанные с Октябрьской социалистической революцией и приход к власти Коммунистической партии, привели к коренному изменению системы управления государством. Прежде всего, это связано с попыткой перевести управление страной на общественно-государстенные органы – Советы. При этом первые годы формирования управленческих структур Советского государства ознаменовались жестокой борьбой за власть с внутренней и внешней интервенцией, поэтому в апреле 1918 г. главный государственный орган управления – Исполнительный Комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Одной из основных сторон в подготовке воина определялась его физическая подготовка. Поэтому в тот период руководство спортивными клубами, обществами и физическим воспитанием молодежи было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), находящееся в структуре Наркомата военных дел. Всевобуч стал первым советским органом, осуществлявшим государственное руководство физической культурой и спортом.
Учитывая возрастающие масштабы работы по физической культуре и спорту, а также рекомендации I Всероссийского съезда по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, в августе 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан Высший совет физической культуры (ВСФК). В его задачи входили разработка программ по физическому воспитанию, организация спортивных соревнований, врачебный контроль, и т.д.
Завершение гражданской войны и мирное строительство Советского государства поставило вопрос о необходимости выведения управления физкультурно-спортивным движением за рамки военного ведомства. В июне 1923 г. Высший совет физический культуры стал иметь статус постоянной комиссии при ВЦИК РСФСР. Это был первый самостоятельный орган управления сферой физической культуры и спора в Советской России. На него возлагалось обязанности объединения научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию всего населения.
В этом же году в Москве учреждена и общественная спортивная структура – спортивное общество «Динамо». Вскоре его филиалы возникли и в других городах. Члены общества активно занимались и проводили соревнования по многим видам спорта, что в то время считалось новым направлением в спортивной работе.
ЦК ВКП(б) постоянно осуществлял наблюдение и контроль за развитием физической культуры и спорта в стране и в своих постановлениях периодически указывал на ошибки в управлении и определял основные направления развития физкультурно-спортивного движения. Так, в его постановлении «О физкультурном движении» (сентябрь 1929 г.) отмечалось неудовлетворительное состояние физкультурной работы и то, что «…без усиления государственного централизованного руководства, с одной стороны, и без участия в физкультурном движении широкой рабочей общественности – с другой, сдвинуть дело развития физкультурного движения нельзя».
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановил:
«– в связи с образованием СССР создать при ЦИК СССР Всесоюзный совет физической культуры (ВСФК) с функциями государственного руководящего органа, которому подчинить все СФК при ЦИК союзных республик, соответственно реорганизовав и их местные органы из согласительных комиссий, которыми они до сих пор являются, в государственные органы руководства физкультурным движением.
– поручить ЦК ВЛКСМ и фракции ВЦСПС усилить свою работу по физической культуре, по втягиванию в нее широких рабочих масс, особенно рабочей молодежи. Особое внимание должно быть уделено усилению работы всех профсоюзных и комсомольских организаций снизу до верху к развитию физкультурного движения …».
Всесоюзный СФК стал центральным органом руководства и контроля всей работой в области физической культуры, как по линии государственных, так и по линии общественных физкультурных спортивных организаций. Была установлена четкая вертикаль власти. При этом он стал иметь достаточно мощную финансовую базу для своей работы. Кроме того, для развития физической культуры и спорта стали привлекаться средства комсомола и профсоюзов.
В 1930 г. был решен вопрос о переходе от кружков физкультуры к коллективам, созданным на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Руководство коллективами стали осуществлять выборные органы – бюро коллектива. При такой организации деятельности стало возможным привлечение к развитию физической культуры и спорта ресурсных возможностей промышленных предприятий и организаций, особенно материально-технических и финансовых.
В 1935 г. по принципу спортивного общества «Динамо» были организованы профсоюзные добровольные спортивные общества («Спартак», «Локомотив», «Красное знамя» и др.). Исходя из закрепленного Конституцией СССР (1936 г.) права трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе спортивных обществ, решением ВЦСПС было создано 64 добровольных общества, которые организовывали и проводили физкультурно-спортивную работу по производственному принципу. Наряду с ними создавались и сельские спортивные общества. ДСО приняли свои уставы, ввели спортивные формы, знамена, значки, членские билеты. Таким образом, в систему управления сферой физической культурой и спорта были привлечены широкие возможности общественных организаций, которые стали работать в тесном взаимодействии с государственными органами управления.
Однако такое большое количество спортивных обществ привело к разноплановости их работы. Поэтому в 1956 г. проведено объединение сельских ДСО в единое сельское спортивное общество «Урожай», а 1958 г. объединены и часть спортивных обществ при центральных комитетах профсоюзов.
С целью усиления государственных начал в управлении физкультурно-спортивным движением ЦИК и СНК СССР в июне 1936 г. приняли постановление «Об образовании Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР» (вместо Всесоюзного совета физический культуры при ЦИК СССР). На местах были созданы республиканские, краевые, областные, городские и районные комитеты. Впоследствии, в связи с принятием новой конституции и реорганизацией правительственных структур, главный орган управления был переименован во Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
В связи с наступившей оттепелью в политической жизни страны, а также учитывая то обстоятельство, что спорт во всем мире является общественным движением, в 1959 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О руководстве физической культурой и спортом в стране», в котором было принято решение о передаче их управления общественным организациям. Было решено: «В целях направления и координации физкультурного движения в стране создать Союз спортивных обществ и организаций СССР, работающий под руководством партийных органов, при повседневном и активном участии профсоюзов и комсомола, на основе творческих инициатив и самостоятельности широких масс физкультурников …».
Однако перевод физкультурно-спортивного движения на общественные рельсы привел к существенному замедлению его развития, образовав целый ряд трудностей в управлении. Поэтому уже в 1968 г. было принято решение к возврату общего руководства в отрасли через систему государственных организаций – союзно-республиканских комитетов по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
Первые секции по отдельным видами спорта с федеральным уровнем руководства, у нас в стране были созданы в 1924 г. (шахматы, стрелковый спорт). Однако организация подобной работы (общественные органы управления отдельными видами спорта) в других видах спорта шла достаточно медленно. По ряду видов спорта всесоюзные секции были созданы лишь в 50-х гг. (секция настольного тенниса и др.).
В 1959 г. на базе существующих тогда всесоюзных секций по видам спорта при Центральном совете Союза спортивных обществ и организаций СССР были созданы спортивные федерации СССР. Вновь возрожденный федеральный государственный орган управления – Комитет по физической культуре и спорту при совете министров СССР в феврале 1969 г. утвердил положение «О федерациях по видам спорта». Как указывалось в нем «… всесоюзные (республиканские и городов Москвы и Ленинграда) федерации по видам спорта созданы в целях развития общественной инициативы и привлечения широкого актива к руководству развития спортом в стране».
В положении указывалось, что Всесоюзные федерации являлись общественными организациями, призванными оказывать соответствующим отделам Комитета по физической культуре и спорту помощь по развитию тех или иных видов спорта и направлять работу в республиканских федерациях и секциях спортивных обществ.
В этот период активную роль в развитии физкультурно-спортивного движения в стране стал играть Олимпийский комитет. Первый Национальный Олимпийский комитет России был создан в 1911 г., а после 1917г. был упразднен «за ненадобностью». И только в апреле 1951 г. Национальный Олимпийский комитет СССР (ВОК) был образован снова и был признан МОК. Ныне существующий Олимпийский комитет России (ОКР) был образован 1 декабря 1989 г. После распада СССР он стал самостоятельной неправительственной организацией, входящей в состав МОК, работающей в строгом соответствии с Олимпийской хартией, занимающейся пропагандой олимпийского движения и развитием его во всех регионах России, содействующей развитию массового спорта и спорта высших достижений в стране, способствующей укреплению позиций и повышению престижа российского спорта на международной арене.
Превалирующая роль КПСС в руководстве государственными органами не всегда способствовала профессиональному решению вопросов, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 80-е гг. послужили положительным примером системы государственного управления, они методично воздействовали на улучшение производственной, социальной и духовной жизни населения страны. Однако отдельные решения наносили урон социальной жизни. Так, большой урон спортивному движению в стране был нанесен решением об упразднении всех профсоюзных ДСО и создании единого Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества – «ВДФСО профсоюзов» (Постановление Президиума ВЦСПС от 20.02.1987 г. «О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов»). Этот эксперимент нанес большой урон спортивному движению страны: вскоре закрылись ряд ДЮСШ, перестали работать отдельные спортивные сооружения, вынуждены были уйти в другие отрасли многие ведущие специалисты.
Таким образом, как показывает анализ формирования организационной структуры управления отечественным физкультурно-спортивным движением, на протяжении продолжительного периода шел поиск оптимальной модели управления на основе варьирования соотношения двух взаимосвязанных ветвей управления – государственной и общественной. Причем еще совсем недавно (до 1992 г.), она основывалась на централизованной административно-командной системе планового государственного управления физической культурой и спортом. Управление велось сверху вниз с жестким государственным контролем, как над государственными, так и над общественными организациями.
Основные черты этой управленческой схемы – наличие централизованной системы государственных органов управления физической культурой и спортом и подчиненных им учреждений по подготовке спортивного резерва. Ключевое место занимал Госкомспорт СССР как высший государственный орган специальной компетенции со строгой подчиненностью ему всех государственных и общественных спортивных организаций. Имелась в наличии общественная система управления физкультурно-спортивным движением по видам спорта (спортивные федерации) и по производственному принципу (ДСО). Характерным было централизованное финансирование и лимитированное обеспечение спортивных организаций спортивным инвентарем и спортивными товарами. При этом необходимо отметить, что органы государственной власти (во главе с ЦК КПСС) являлись основной направляющей и организующей силой, которая играла как созидательную так и, напротив, разрушительную роль в создании социальной сферы существования общества, в том числе и физкультурно-спортивного движения.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением