logo
Орг

5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту

Любая экономика по своему содержанию является плановой. Это связано с тем, что традиционный рыночный механизм сам по себе перестал надёжно функционировать при разбалансированности объемов различной продукции и услуг. Развитие техники и сопутствующий ему характер использования времени и капитала привели к тому, что запросы потребителя должны быть определены заранее на месяцы и даже годы вперёд (Р. Дамари, 1991).

Планирование – это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности, в том числе и в отрасли физической культуры и спорта. Пренебрежение им может очень дорого стоить руководителю производства. Дело в том, что окружающая его среда в лице поставщиков, потребителей, конкурентов, банков имеют свои планы. Предприниматель обязан их учитывать и, следовательно, планировать свою деятельность. Это необходимо также для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах своего предприятия, о предъявляемых лично к ним требованиях на обозримую перспективу. Многие начинающие предприниматели не применяют планирование. Для них составление планов скучное и обременительное занятие (А.Н. Попов, 1999). Однако такой подход часто не приводит к успеху.

Планирование является необходимой частью управления отраслью физической культуры и спорта. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2008), органы государственной власти, образовательные учреждения, и иные организации, независимо от форм собственности, должны рассматривать физическое воспитание граждан как важнейшее направление социальной политики государства; при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций, реализовывать федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывать совместно с органами местного самоуправления свои программы, в которых предусматриваются:

– повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

– вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

– пропаганда знаний об эффективности использования упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом;

– расширение, реконструкция и строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль выполнения таких соглашений и программ развития физической культуры и спорта.

Эти вопросы решаются с помощью разработки планов, направленных на обеспечение взаимодействия структурных подразделений физической культуры и спорта с другими отраслями народного хозяйства в рамках единого народнохозяйственного комплекса.

В зависимости от объекта планирования различают следующие виды планов:

– план развития физической культуры и спорта, являющийся составной частью общих планов экономического и социального развития всей страны, республики, края, области, района, города, населенного пункта, объединения и предприятия;

– общий план развития физической культуры и спорта, составленный на основе общего плана экономического и социального развития;

– планы работы различных подразделений физической культуры и спорта (комитетов по физической культуре и спорту, ФСО, спортивных клубов и т.д.);

– планы спортивно-массовых мероприятий, соревнований по видам спорта и т.д.

Планы представляют собой комплекс показателей и мер по развитию физической культуры и спорта. Система показателей отражает цели и задачи, основные направления и особенности развития физической культуры и спорта на планируемый период, материально-техническое и финансовое обеспечение, а также результаты работы физкультурных организаций. Основными показателями физической культуры и спорта, включаемыми в систему государственных планов экономического и социального развития страны, являются: численность систематически занимающихся физической культурой и спортом, подготовка специалистов физического воспитания, строительство и развитие сети физкультурных сооружений круглогодичного использования, производство спортивных товаров.

Улучшение качества планирования работы в отрасли физической культуры и спорта определяется рядом обстоятельств объективного и субъективного порядка, и в частности:

– повышением уровня обобществления производства, преодолением ведомственной разобщенности в использовании и формировании ресурсов физкультурного движения;

– совершенствованием технической базы планирования физической культуры и спорта, внедрением вычислительной техники и математических методов;

– ростом квалификации плановых работников, их умением эффективно использовать имеющийся опыт, принцип и методы планирования физической культуры и спорта.

Разработка системных показателей по физической культуре и спорту сопряжена с рядом трудностей, основная из которых связана с разбросанностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов между различными ведомствами, министерствами, производственными объединениями.

Принципы и методы планирования.

Принципы планирования выражают суть планирования как форму воздействия общества на развитие физической культуры и спорта с учетом объективных экономических законов. Существуют следующие виды планирования:

1. Перспективное: а) долгосрочное (5-10 лет и более); б) среднесрочное (4 года).

2. Текущее: а) годовое; б) квартальное; в) месячное.

3. Оперативное: а) на месяц; б) на неделю; в) на проведение конкретного мероприятия.

Перспективное, текущее и оперативное планирование разрабатываются физкультурными и спортивными организациями разных уровней (федеральный, территориальный, местный). При составлении вышеназванных планов физкультурные и спортивные организации должны руководствоваться следующими принципами:

Принцип государственности. Означает, что в основу планирования заложены требования директивных документов по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которые правительство выдвигает перед физкультурным движением на определенный промежуток времени.

Принцип научности. Предполагает учет объективных законов и закономерностей развития физкультуры и спорта, использование достижений отечественной и зарубежной науки, доступных сведений, фактов, показателей, достижений науки и передовой практики.

Принцип демократизма. Учитывает не только интересы общества, но и интересы коллектива и личности. Сочетание этих интересов повышает эффективность планов и их выполнение. Поэтому практикуется коллективное составление и коллективное обсуждение планов.

Принцип перспективности. Позволяет при планировании решения ближайших задач и достижения нужных показателей обязательно видеть цель и влияние достигнутых результатов на дальнейшее развитие физической культуры и спорта.

Принцип конкретности. Конкретизирует, что нужно сделать, каких показателей достичь, в какие сроки и кто будет выполнять.

Принцип систематического контроля. Предусматривает планирование и проведение объективного, действенного, эффективного, систематического контроля.

Принцип оптимальности. Предусматривает разработку планов, обеспечивающих наиболее эффективное достижение главной цели, выбор наиболее рациональных форм организации спортивной или физкультурно-оздоровительной работы.

В практике физической культуры и спорта для составления планов широко используется комплекс методов. Среди них метод массового наблюдения с применением анкетного опроса для выявления потребностей физкультурников и спортсменов, физкультурных коллективов в занятиях теми или иными видами спорта, в материальном обеспечении занятий. Наряду с этим используются балансовый метод, программно-целевой и нормативный методы, а также методы прогнозирования на основе экспертных оценок, экстраполирования, моделирования и ряда других методов..

Проведение анкетирования важно для разработки плана не на основе достигнутого уровня или же простого перенесения показателей прошлого и настоящего на будущее, а с учетом насущных потребностей. При разработке такого плана рекомендуется использовать балансовый метод. Планирование с его помощью позволяет определить на будущее соответствие уровня развития физической культуры и спорта наличию материальных и трудовых ресурсов.

Важное место в планировании развития физической культуры и спорта занимает программно-целевой метод, включающий систему мероприятий, направленный на решение конкретных проблем. Использование этого метода позволяет выделить главную цель, определить важные направления, ключевые проблемы.

При разработке плановых показателей используется также нормативный метод, натуральные и стоимостные нормативы. С помощью этого метода плановые задания соизмеряются с материальными, трудовыми и денежными ресурсами. Это позволяет уточнить ряд показателей, характеризующих рациональное потребление спортивной одежды и обуви, исчисленные в среднем на душу населения.

Организация плановой работы. При разработке долгосрочного планирования используют данные научного прогнозирования. Прогноз – это научное предвидение наиболее вероятных и важнейших направлений развития физической культуры и спорта, отдельных его видов, массовой спортивной работы и спорта высших достижений. Одно из назначений прогнозирования в сфере физической культуры и спорта определение перспективных изменений рациональных потребностей в физическом развитии и степени их удовлетворения.

Рациональные потребности в физических упражнениях или видах спорта это такие потребности, которые могут быть удовлетворены при существующих в стране социально-экономических условиях и перспективной динамики их развития в целях всестороннего развития личности. Например, в настоящее время основой перспективного планирования спортивных организаций всех уровней является «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Потребности в занятиях спортом и физическими упражнениями, физкультурные и спортивные интересы формируются не стихийно. При выборе вида спорта существенное влияние на человека оказывают уровень его развития в мире, стране, регионе, массовая пропаганда спортивных достижений, направленное формирование физкультурных и спортивных интересов населения.

Главной формой среднесрочного планирования спортивной деятельности является четырехлетний план с распределением заданий на каждый год. При его разработке берут за основу перспективные программы, составленные на олимпийский цикл Олимпийским комитетом России, а также Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. Годовые планы составляются ежегодно на основе заданий и нормативов.

Непрерывность планирования, отражающего динамику экономического и социального развития страны, стабильность плановых заданий и нормативов позволяют видеть перспективы роста и обеспечивать заинтересованность коллективов в мобилизации внутренних резервов.

Четырехлетние и годовые планы ОКР и Минспорттуризма России составляются при активном участии региональных органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации, коллективов физкультурных и спортивных организаций. При разработке таких планов определяются общие задания по развитию массового физкультурно-оздоровительного движения, отдельных видов спорта, по созданию крупных спортивных баз, и т.д.

В задачи оперативное планирование физической культуры и спорта входит разработка конкретных плановых заданий на короткие сроки (месяц, неделя, конкретное физкультурно-спортивное мероприятие). Ценность оперативного планирования многократно возрастает при регулярном контроле за ходом выполнения плановых заданий.

В работе передовых физкультурных организаций все большее распространение получает практика принятия решений в форме целевых комплексных программ.

Целевая комплексная программа развития физической культуры это директивный адресный документ, содержащий комплекс плановых заданий, а также программно-методических, организационно-воспитатель-ных и социально-экономических мероприятий по подъему массовости физической культуры и спорта, осуществление которых обеспечивает эффективное достижение поставленных целей в установленные сроки. Целевые комплексные программы, разрабатываемые в физкультурных организациях, по содержанию подразделяются на следующие направления:

– комплексное развитие физической культуры, спорта и туризма;

– подготовка квалифицированных кадров, спортсменов;

– научные исследования по важнейшим проблемам физической культуры и спорта;

– физическое воспитание учащейся молодежи (например, студентов высших учебных заведений или школьников);

– совершенствование подготовки, подбор, расстановка и воспитание физкультурных кадров.

По объектам целевого направления программы подразделяются на общероссийские, территориально-ведомственные, ведомственные, республиканские, областные (краевые), городские, районные, трудового коллектива.

По срокам действия целевые комплексные программы развития физической культуры и спорта могут быть долгосрочными и краткосрочными.

Целевая программа имеет четко выраженный целевой характер, то есть характеризуется определенными конечными целевыми результатами (показателями). Каждый вид программы содержит 3 части: аналитико-целевую, плановую, перечень программно-целевых мероприятий.

Аналитико-целевой раздел включает комплексную характеристику состояния физкультурно-оздоровительной или спортивной работы, анализ нерешенных проблем, цели и конкретные задачи дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта, роста спортивного мастерства.

В плановые задания входят основные показатели развития физической культуры (спорта), а также ряд других показателей, обеспечивающих их развитие.

Программно-целевые мероприятия формируются на основе всестороннего комплексного анализа объекта программного управления. Обобщение опыта разработки и реализации целевых программ показывает, что для разработки целевой комплексной программы развития физической культуры (спорта) целесообразно использовать типовую унифицированную структуру, включающую следующие разделы:

– общая характеристика исходного состояния физической культуры (спорта), удовлетворение потребностей в физической культуре (спорте) населения, цели и задачи дальнейшего развития физкультуры и спорта;

– основные показатели развития физической культуры (спорта);

– развитие физической культуры (спорта) в образовательных учреждениях;

– организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и молодежью;

– физическое воспитание в организациях по месту жительства;

– организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами;

– физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах.

Все разделы мероприятий целевой программы необходимо составлять по единой унифицированной форме, предусматривающей наименование мероприятий, величину нормативно-целевых итоговых показателей на конечный год, сроки начала и окончания выполнения мероприятий программы, ответственных исполнителей по каждому мероприятию, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Внедрение программно-целевого метода планирования существенно повышает качество и эффективность управленческой деятельности физкультурных организаций.

Наряду с общими планами физкультурные организации разрабатывают планы проведения спортивных соревнований и других физкультурно-спортивных мероприятий, которые согласуются с общероссийским планом спортивных мероприятий и планом официальных международных и товарищеских встреч.

Спорткомитеты республик, краев и областей составляют и утверждают свои календарные планы спортивных мероприятий с учетом мероприятий, указанных в общероссийском календарном плане, и планов местных спортивных организаций.

Утвержденные до начала года планы спортивных мероприятий должны предусматривать максимальное привлечение коллективов физической культуры к участию в спортивных соревнованиях и других физкультурно-спортивных мероприятиях.

Разработка плановых показателей. Общий подход к разработке плановых показателей. Разработка плановых показателей в коллективе физкультуры начинается с анализа существующего состояния и выработки путей дальнейшего развития физической культуры и спорта.

Для всестороннего анализа состояния физкультурно-спортивной работы, например, в районе необходимы следующие материалы:

– прогноз и план социально-экономического развития;

– социально-демографический состав населения и его прогноз;

– статистические отчеты коллективов физкультуры;

– данные социологических исследований о потребностях, интересах населения в занятиях физической культурой и бюджете свободного времени;

На основе этих данных формируются цели и задачи на определённый период, разрабатывается развернутый план развития физической культуры и спорта, выделяются главные направления, например:

– кадры по физической культуре и спорту;

– платные услуги, оказываемые населению;

– укрепление материально-технической спортивной базы.

Определение потребности в кадрах. При определении потребности в кадрах различают общую и дополнительную потребность в них. Общая потребность представляет собой всю численность штатных работников, необходимых всем организациям, осуществляющим физическое воспитание и спортивную подготовку.

Общая потребность в учителях физкультуры общеобразовательных школ, преподавателях физического воспитания высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, а также детско-юношеских спортивных школ определяется нормативным методом на основе двух показателей: числа учебных (тренировочных) часов занятий и установленной нормы учебно-педагогической нагрузки на штатную должность. Потребность в штатных работниках коллективов физкультуры и спортивных клубов учреждений, ФСО, а также спортивных учреждений определяется штатно-номенклатурным методом на основе утвержденных штатных расписаний и других нормативных документов.

При разработке плана, наряду с общей, определяется дополнительная потребность в специалистах. Она включает в себя прирост количества должностей, частичную замену специалистов и их естественное выбытие.

Дополнительная потребность в специалистах исчисляется как разница между количеством должностей, необходимых на конец планируемого года, и количеством должностей, числящихся на конец предыдущего года.

Определение потребности в кадрах проводится по однородным группам организаций, осуществляющих физическое воспитание: общеобразовательным школам, высшим учебным заведениям, средним специальным учебным заведениям, профессионально-техническим училищам, спортивным школам, спортивным клубам, коллективам физкультуры ФСО.

Укрепление материально-спортивной базы. Сбалансированность показателей сети спортсооружений и числа лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется по усреднённым нормам пропускной способности сооружений. Строительство спортсооружений обычно ведется за счет государственных средств. Однако на практике нередко эти средства пополняются за счет других законных источников: частных капиталовложений, спонсорской и меценатской помощи, различных субсидий, и т.д.

Объем финансирования капитального строительства и ремонта спортивных сооружений определяется на основе сметной стоимости производимых работ. Объём финансирования всех видов текущих расходов определяется с учетом особенностей организации и проводимой физкультурно-спортивной работы. Рекомендуется определять величину расходов в расчете на одного занимающегося за прошлые 3-5 лет и на основе рассчитанных среднегодовых нормативов и планируемой численности занимающихся рассчитывать общий объем финансовых затрат на планируемый период.

Планирование показателей подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта производится на основе научно-обоснованных нормативов, сопоставляемых с условиями, сложившимися в каждой конкретной организации. Анализ тренерами и руководителями состава занимающихся по возрасту, срокам занятий и спортивной квалификации позволяет рассчитывать реальные показатели роста спортивного мастерства.

План подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта в городе (районе) координируется городским (районным) спорткомитетом.

Предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на самостоятельном балансе, имеющим необходимую материальную базу и квалифицированные кадры тренеров и преподавателей физической культуры, разрешена организация различных видов платных физкультурно-спортивных услуг для населения.

Объем и нормативы платных услуг определяются на основе планово-финансовых расчетов, в основе которых лежат самоокупаемость и получение доходов (заработная плата специалистов, налоги, ремонт спортивных сооружений, приобретение инвентаря и т.д.), устанавливаемых государственными плановыми органами. К платным физкультурно-спортивным услугам, оказываемым населению, относятся:

а) занятия в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях по видам спорта, работающим на самоокупаемости за счет средств, поступающих от занимающихся.

Работающие на самоокупаемости физкультурно-оздоровительные группы создаются советами ФСО или администрацией спортсооружений на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, по месту жительства населения, в оздоровительно-спортивных лагерях и других организациях;

б) прокат населению спортивного инвентаря, осуществляемый спортивными сооружениями, коллективами физкультуры и другими предприятиями;

в) доходы от продажи билетов населению на посещение спортивно-зрелищных мероприятий.