logo
Орг

21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования

Физическая культура студентов средних специальных и высших учеб­ных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организаци­онных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дис­циплина, обязательная для всех направлений подготовки и специальностей, она служит целям ук­репления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совер­шенствования студентов, является средством формирования их общей и профессиональной культуры.

В основу учебно-воспитательного процесса заложен системный харак­тер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования миро­воззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и дру­гих видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодежи, предусматривающим оптимизацию режи­ма труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма.

Содержание Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет программное и нормативно-пра­вовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и выс­ших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, твор­ческого долголетия и продления жизни человека». Ст. 14 данного Закона дает право обра­зовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий, определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе Федеральных государ­ственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физи­ческого воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обес­печить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами. В новом Федеральном государственном стандарте ВПО пре­дусмотрено в Общих образовательных программах по всем направлениям и специальностям выс­шего образования в вариативной части цикла профессиональных дисциплин выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвер­том курсах – по 2 часа в неделю. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осу­ществляется при проведении дополнительных элективных и факультатив­ных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.

Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Фи­зическая культура», а также инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания вузов, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 от 26.07.1994 г., определяют требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников, и предус­матривают формирование устойчивой мотивации и потребности в здоро­вом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физи­ческой культуры, достижение и поддержание психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса по физической культуре отражена во всех разделах учебной программы, вы­полняя таким образом интегративную функцию.

Нормативное и программно-мето­дическое обеспечение физкультурного образования студентов формирует­ся с учетом требований Федерального государственного образо­вательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культу­ре, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке со­держания учебных планов и программ физкультурного образования.

Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету «Физическая культура», а также управление спортивно-массовой работой в вузе и раз­витие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой мо­лодежи в форме активного досуга. Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комп­лекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, на­учных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в образовательном учреждении по следующим приоритетным направлениям:

– патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студента;

– формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;

– формирование спортивно-технического мастерства студентов, за­нимающихся в отделении спортивного совершенствования;

– организация научных исследований по решению прикладных задач физической культуры студентов;

– материально-техническое, финансовое, кадровое и информацион­ное обеспечение учебно-тренировочного процесса;

– оказание оздоровительных услуг студентам на коммерческой основе.

В организации активного досуга студенческой молодежи использу­ется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими уп­ражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражне­ния в течение учебного дня (проводимые в перерывах между учебными занятиями) и самостоятельные тренировочные занятия. Важное место в организации спортивно-массовой работы занимают факультетские и общевузовские универсиады, дни здоровья, массовые кроссы, физ­культурные праздники, вечера и конкурсы, соревнования по популярным видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов, и т.д. Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями, расширяя, таким образом, участие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Далеко не последнее место в этой работе занимают физкультурно- оз­доровительные мероприятия, проводимые в студенческом общежитии, где зачастую проживает от 30 до 60% студентов вуза. Они носят массовый характер и проводятся в доступных формах, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия отдельными видами спорта, спортивными играми с целью активного отдыха. Организация этой рабо­ты предусматривает создание необходимых материально-технических усло­вий, а также стимулирование работы студенческого самоуправления, вклю­чая подготовку волонтеров и физкультурного актива (совета физкультуры общежития). Как правило, подобные физкультурно-спортивные мероприя­тия проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях, или на спортивных сооружениях вуза.

Во время летних и зимних каникул особое значение приобретает орга­низация физкультурно-спортивной работы в оздоровительных лагерях и студенческих строительных отрядах. Содержание данной работы включает проведение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих проце­дур, проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по раз­личным видам спорта; организацию спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсме­нов). Возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных фак­торов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и зака­ливающий эффект.

Наряду с работой кафедры физического воспитания, активную работу в вузе осуществляет спортивный клуб, являющийся первичной общественной спортивной организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспи­рантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания. Деятельность спортивного клуба связана с консолидацией усилий администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необ­ходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи.

Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию сле­дующих направлений работы:

– внедрение различных форм физкультурно-спортивной работы в быт студентов;

– обеспечение социальной поддержки и повышения уровня спортив­но-технического мастерства студентов-спортсменов;

– участие в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (фестивалей, спортивных праздников, соревнований);

– организацию спортивно-массовой работы в студенческих обще­житиях;

– подготовку общественных физкультурных кадров;

– проведение агитационно-пропагандистской работы по привлечению к занятиям физической культурой и спортом;

– организация физкультурно-массовой и спортивной работы с деть­ми сотрудников и преподавателей вуза.

Указанная деятельность осуществляются на принципах демокра­тии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы сту­дентов, выборности руководящих органов спортивного клуба и их отчетности перед коллек­тивом. Спортивный клуб создает, таким образом, необходимые организационно-методические условия для занятий различными форма­ми и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, тради­ций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присва­ивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровитель­ные лагеря.

Спортивный клуб вуза координирует дея­тельность его членов по совершенствованию организации спортивно-мас­совой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, нала­живает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропа­ганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни.

Коммерциализация физической культуры оказала существенное влия­ние на правовые и экономические механизмы развития физкультурного образования студентов, связанное с расширением сферы деятельности спортивного клуба. Результатом социально-экономических перемен яви­лось создание межвузовских физкультурно-оздоровительных (МФОЦ) и физкультурно-спортивных (МФСЦ) центров.

Физкультурно-оздоровительные центры, с учетом профиля их деятель­ности подразделяются на 3 вида: 1) физкультурно-спортивные, деятель­ность которых связана с реализацией преимущественно задач повышения спортивного мастерства студентов; 2) центры общефизической подготов­ки, работа которых связана с решением оздоровительных задач; 3) комби­нированные центры, реализующие все известные формы спортивной и оздоровительной работы со студентами.

Деятельность межвузовского физкультурно-спортивного центра значи­тельно расширяют границы физкультурно-спортивной работы вузов. Он является структурным подразделением нескольких ву­зов, объединенных по территориальному признаку, и включает наряду с кафедрами физического воспитания спортивные клубы этих вузов, их ме­дико-профилактические и лечебные службы, инфраструктуру физической культуры, научно-исследовательскую лабораторию.

МФСЦ организует свою деятельность в соответствии с Законодатель­ством Российской Федерации, своим Положением и другими регламентирующи­ми документами. Являясь юридическим лицом, МФСЦ активно занима­ется предпринимательской деятельностью в данной культурной сфере. Основные направления работы МФСЦ:

– удовлетворение потребностей студентов, аспирантов и препода­вателей в занятиях различными видами спорта, оздоровительными сис­темами;

– внедрение в практику двигательных режимов, способствующих про­филактике заболеваемости и укреплению здоровья студентов;

– целенаправленные мероприятия по поддержке и развитию студенческого спорта;

– планирование, организация и проведение прикладных научно- ис­следовательских работ, направленных на повышение эффективности учеб­но-тренировочного процесса;

– организация учебно-методических семинаров по проблемам физи­ческой культуры;

– издательская и маркетинговая деятельность;

– организация межвузовских, всероссийских и международных сту­денческих спортивных соревнований;

– коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровитель­ных услуг студентам и населению;

– финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расхо­дов на проведение соревнований;

– приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, технических средств обучения, автоматизированных систем педагогичес­кого контроля, спортивной экипировки.

Резервами повышения эффективности работы МФСЦ являются: рас­ширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность. С целью расширения источников финанси­рования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оз­доровительных услуг населению, издательской деятельности, организации выставок-продаж спортивного оборудования.