15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
Несомненно, на определенном этапе Международный олимпийский комитет и другие международные спортивные организации сыграли положительную роль в развитии движения «Спорт для всех». Однако, вполне естественно, что организационная структура МОК, МСФ и национальных олимпийских комитетов, задачи, которые они решают, тенденции развития олимпийского спорта не отвечают потребностям массового спорта.
По мнению Л.П. Матвеева (2000), пока сложно с определенностью ответить на вопрос, какое типологическое «местоположение» действительно занимает движение «Спорт для всех» в общем комплексе явлений физической культуры и спорта. По его мнению, решению этого вопроса будет способствовать представленная ниже схема (рис. 15.1), где условно обозначены различные типы и направления физкультурной и спортивной практики, сложившихся в свое время, а также зоны «состыковки» и взаимопроникновения, где происходило и происходит новообразование комбинированных форм физкультурно-спортивной реальности.
Рис. 15.1 Сфера возникновения движения «Спорт для всех»
(заштрихованные области рисунка) (Л.П. Матвеев 2000, 2010)
«Базовой физической культурой» названа та фундаментальная сторона физической культуры, благодаря которой обеспечивается физическое (физкультурное) образование индивида, формирующее и поддерживающее в порядке основные жизненно важные двигательные умения, навыки и связанные с ними знания, а также всестороннее воспитание физических и тесно сопряженных с ними способностей, гарантирующее необходимый для жизни уровень развития общей двигательной дееспособности и сопротивляемости функциональных систем организма неблагоприятным воздействиям. В отличие от этого под «избирательно-профилированными разделами физической культуры», имеющими более узкую и не сводимую к спорту ориентацию, подразумеваются такие ее градации, как рекреативно-оздоровительные, реабилитационно-оздоровительные, производственно-прикладные, повседневно-бытовые гигиенические компоненты физической культуры, и т.д. Категория спорта фигурирует в схеме преимущественно как система спортивных соревнований и подготовки ним.
Если принять логику модели, заложенной в представленной схеме, и принять во внимание более или менее сформировавшиеся варианты практики движения, названного «Спорт для всех», а также аналогичных физкультурно-спортивных движений, то, по мнению Л.П. Матвеева, логично считать их комбинационными («гибридными») явлениями в сфере физической культуры и спорта, возникающими при взаимопроникновении смежных, но не сводимых друг к другу типов физкультурной и спортивной реальности.
Поскольку движение «Спорт для всех» находится только в начале своего развития, Л.П. Матвеев предлагает рассмотреть 2 сценария его дальнейшего развития.
Первый сценарий предусматривает оптимизированное сочетание пролонгированных компонентов базовой физической культуры (в виде общефизкультурно-кондиционной тренировки, в качестве которой, по всей вероятности, пригодны некоторые из практикуемых вариантов триммерской тренировки, фитнес-тренинга, аэробного тренинга, и т.д.) с профилированными компонентами избирательно-оздоровительной физической культуры (рекреативно-оздоровительной, а при необходимости – и реабилитационно-оздоровительной) и с регламентированной спортивно-соревновательной деятельностью (включая ее спортивно-игровые разновидности). Этот сценарий предполагает интегративное использование общедоступных факторов физической культуры в целях сбережения здоровья (либо восстановления его уровня, сниженного по каким-либо причинам), гарантирования того состояния функциональных и адаптационных возможностей индивида, которое способствует полноценной жизнедеятельности и нормированному развитию двигательных способностей. Условия реализации такого сценария обязывают к тщательной разработке адекватных программ, нормативных, контрольных, методических и других установочных положений, дифференцированных применительно к особенностям различных контингентов (возрастным, половым, связанным с различиями уровней физической подготовленности, состояния здоровья и условий жизнедеятельности). Реальные предпосылки к этому имеются. В последние десятилетия они существенно пополнены благодаря свежим исследовательским разработкам по теории и методике физической культуры и общедоступного спорта, физкультурно-прикладным разделам биологических, валеологических и медицинских дисциплин. Если потребуется девиз для обозначения сценария, то одним из его вариантов может стать следующий: «Физкультурный образ жизни (ФОЖ) для всех».
Второй сценарий предусматривает развертывание действительно спортивного движения применительно к особенностям общедоступного спорта. К этому сценарию может подойти существующий уже девиз «Спорт для всех», но с необходимыми уточнениями его содержания. Намечаемый сценарий ориентирован на преимущественное использование соревновательной деятельности и профилированной системы подготовки к достижениям в ней как факторов выявления и увеличения достиженческих возможностей индивида ради незаурядного развития его физических и психических способностей.
Реализация такой ориентации объективно связана с воплощением специфических черт и неотъемлемых условий собственно спортивной деятельности. В том числе таких, как системность соревновательной практики; унификация состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения, распорядка состязания и способов оценки достижений; регламентация поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу; системное поощрение за спортивные достижения, последовательно возрастающее пропорционально уровню достижений; непрерывность тренировочного процесса, его структурная упорядоченность, планомерное возрастание в нем параметров, обеспечивающих тренирующие и развивающие воздействия на достиженческие способности спортсмена. Разумеется, проявление этих специфических свойств спортивной деятельности и ее условия подлежат в общедоступном спорте иной регламентации и регулируются в иных пределах, чем в спорте высших достижений. В частности, это касается достиженческих установок, которые в рамках общедоступного спорта довольно жестко лимитированы, режимов тренировки и параметров спортивных нагрузок, которые здесь существенно отличаются от практикуемых в спорте высших достижений, соотношений общей и специальной подготовки спортсмена, которые в общедоступном спорте характеризуются повышенным «удельным весом» общей подготовки, и многого другого.
Не означает ли сказанное, что применительно к общедоступному спорту справедлива так называемая мягкая модель спорта, пропагандируемая в последнее время некоторыми авторами? Нет, не означает, и вот почему.
Сторонники упомянутой модели предлагают, по сути, устранить из спорта ряд его неотъемлемых свойств, которые формировались и «шлифовались» исторически в качестве его специфических коренных признаков и условий функционирования, в том числе – борьбу за первенство или возможно высокое достижение в условиях активно выраженного соперничества, беспристрастное, объективизированное ранжирование спортсменов по уровню достигнутых результатов, всякую спортивную специализацию, и т.д. В действительности, пойти на это – значит допустить деструкцию спорта и тем самым утратить один из наиболее действенных факторов выявления и развития определенных человеческих способностей, формирования активно-деятельностной личности, неординарного межчеловеческого общения. Иначе говоря, упомянутая «мягкая модель» моделирует, по сути, не спорт, а нечто совсем иное, может быть, подобное тому, что некоторые авторы предлагают называть «неспортивным спортом».
В пользу выбора подлинно спортивного сценария для массовой физкультурной практики существует ряд аргументов. Прежде всего – на деле многократно доказанная и признанная незаурядная ценность спорта в сфере культуры, воспитания, межчеловеческого общения и в иных сферах жизни индивида и общества, несомненная престижность спортивной деятельности, а также и то, что современное спортивное достижение имеет отлаженное научно-прикладное, технолого-методическое, организационное и материально-техническое обеспечение. Есть, однако, и потенциальные опасности, которые могут проявиться при известных обстоятельствах на пути «спортизации» физкультурного движения. Это – опасность неадекватного переноса на общедоступный спорт установок, тенденций и технологий, характерных для спорта высших достижений. Это может обусловить в практике общедоступного спорта, в принципе, не типичные для него и недопустимые в нем явления: завышенные затраты времени и сил на спортивные занятия в общем режиме жизни ординарного спортсмена, чрезмерно суженную спортивную специализацию, отсеивание из числа приобщенных к спортивным занятиям тех, у кого не складываются устойчивые спортивно-достиженческие установки, или тех, у кого не выявляются заметные достиженческие способности, и т.д.
Специалисты знают, что такого рода опасности, в принципе, не являются непреодолимыми, но для их преодоления требуется немалая тренерско-педагогическая квалификация и умелые настойчивые усилия всех занимающихся управлением массовым спортивным движением.
Вообще говоря, представленные два сценария не вполне альтернативны. Не исключено, что оба они могут оказаться пригодны в различных конкретных условиях. Чтобы детально установить условия предпочтения того или иного сценария или последовательного воплощения их как ступеней развертывания физкультурно-спортивной деятельности, нужны исследования. По результатам их можно будет детализировать и содержание сценариев.
Решение затронутых проблем в современном мире все больше выходит за рамки национальных границ. Сегодня необходима самостоятельная международная организация (со своей научно-технической базой и специалистами), способная разрешить сложные, прежде всего социальные, проблемы, с которыми сталкивается это движение, взять на себя управленческие и координационные функции, задачи руководства, финансирования и оказания практической помощи странам и организациям, нуждающимся в этом. Эта организация должна помочь реализовать не на словах, а на деле главный принцип «спорта для всех» – доступность занятий спортом и физическими упражнениями для всех социальных слоев и групп населения независимо от их расовой и этнической принадлежности, от занимаемого ими места в системе производства и в обществе в целом. Здоровье населения – стратегический потенциал, фактор национальной безопасности, трудовой ресурс, основа стабильности и благополучия общества. Обеспечение физического здоровья и социального статус-кво граждан России – безальтернативный государственный приоритет.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением