20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
Процесс демократизации российского общества вывел на принципиально новый уровень роль, значение и место всероссийских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта. Речь идет не только о том, что они стали полномочными членами соответствующих международных спортивных организаций. Не менее важен и обретенный ими в период 1991–1992 гг. статус независимых неправительственных общественных объединений, управляющих на федеральном уровне развитием своего вида спорта.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что: «Общероссийская спортивная федерация является общественной организацией, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию, и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд».
Национальные федерации по видам спорта имеют тенденцию следовать основной организационной модели международных спортивных федераций: высшим руководящим органом является общее собрание членов, в период между сессиями общего собрания руководит федерацией избранный совет (президиум) во главе с президентом или председателем, а повседневная работа осуществляется секретариатом под руководством генерального секретаря.
Президиум федерации образует тренерский совет, спортивно-техническую комиссию, коллегию судей, комиссию по детскому и юношескому спорту, комиссию по пропаганде. По мере надобности из актива могут быть образованы и другие комиссии. В частности, в структуре отдельных федераций созданы комитеты и комиссии по паралимпизму, занимающиеся развитием соответствующих видов спорта среди инвалидов.
Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.
По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Олимпийского комитета России. С момента указанной государственной аккредитации общественной организации она приобретает статус общероссийской спортивной федерации. При этом указанная государственная аккредитация осуществляется на четырехлетний срок.
Для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация должна соответствовать следующим условиям:
– официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;
– в числе членов организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации региональные спортивные федерации, аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при этом возможными членами общероссийской спортивной федерации могут быть иные общественные организации).
Наряду с этим, необходимо представить документы, подтверждающие: признание федерации Олимпийским комитетом России (для федераций, входящих в состав международных спортивных объединений, признанных МОК); членство федерации в международном объединении (если она входит в такое объединение); принятые федерацией правила проведения соревнований по виду спорта, который она представляет; положение об отборе и формировании сборных команд для участия в международных соревнованиях.
Общероссийская спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слово «союз» или слово «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.
Как общественная организация, спортивная федерация должна осуществлять свою работу на основе собственного устава. Устав общероссийской спортивной федерации должен предусматривать:
1) наименование общероссийской спортивной федерации и ее организационно-правовую форму;
2) цели и задачи общероссийской спортивной федерации;
3) виды спорта, развитие которых осуществляется общероссийской спортивной федерацией;
4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общероссийской спортивной федерации, права и обязанности членов общероссийской спортивной федерации;
5) структуру общероссийской спортивной федерации, ее руководящие и контрольно-ревизионный органы;
6) компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа общероссийской спортивной федерации;
7) территорию, в пределах которой общероссийская спортивная федерация осуществляет свою деятельность;
8) порядок внесения изменений и дополнений в устав федерации;
9) порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией;
10) источники формирования денежных средств и иного имущества, права общероссийской спортивной федерации и ее структурных подразделений на управление имуществом общероссийской спортивной федерации;
11) порядок уплаты вступительных и членских взносов;
12) порядок реорганизации общероссийской спортивной федерации, прекращения ее деятельности и ликвидации;
13) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.
Общероссийские спортивные федерации в установленном законом порядке вправе:
– организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок не более чем 3 года иным некоммерческих физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;
– осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль их деятельности;
– разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соревнований по соответствующим видам спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;
– осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;
– принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий; организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;
– вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;
– получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
– осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общероссийские спортивные федерации обязаны:
– во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации;
– обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях;
– разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;
– противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, а также проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте.
Не существует единой модели для взаимоотношений национальной спортивной федерации с другими спортивными организациями. Вместе с тем, общероссийские спортивные федерации для регулирования отношений и координации своей деятельности вправе образовывать объединения (ассоциации). Например, такие как: Всероссийская ассоциация летних олимпийских видов спорта (ВАЛОВС), Всероссийская ассоциация зимних олимпийских видов (ВАЗОВС), Союз общероссийских общественных объединений по видам спорта, признанным МОК, не включенным в программу Олимпийских игр (Ассоциация мультиспорта России), Конференцию национальных спортивных ассоциаций, и т.д. Национальные федерации, которые руководят олимпийскими видами спорта, обязательно входят в состав ОКР.
Региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта Российской Федерации. Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москва или Санкт-Петербург.
Официальные наименования местной и региональной спортивных федераций должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму спортивной федерации (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (местная, региональная), а также на вид спорта или спортивную дисциплину, в целях развития которых создана соответствующая спортивная федерация. Местная и региональная спортивные федерации вправе использовать в своих наименованиях слова «союз» или «ассоциация», не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму.
По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением