logo
Орг

21.1. Организация физического воспитания дошкольников

Развитие ребенка в дошкольный период жизни находится в большой зависимо­сти от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психического и физического развития. Несвоевременность и низкая эффективность использования физического воспитания в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготов­ленности к школе.

Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни, осуществляемое в специальных дошкольных уч­реждениях, является начальным и очень важным звеном системы физи­ческого воспитания. Однако далеко не все дети дошкольного возраста ох­вачены сетью дошкольных учреждений.

В связи с этим существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего гармонического развития детей и полноценной подготовки их к обучению в общеобразовательной школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам физи­ческого воспитания для них проводятся консультации, читаются лекции, издается специальная научно-популярная литература. Все большее место в распространении физкультурных знаний среди родителей занимает телеви­дение и кино. Частично направленное использование физической культу­ры осуществляется детскими спортивными школами.

Наиболее благоприятные условия для направленного использования физической культуры созданы в детских дошкольных учреждениях – детс­ких садах. Это выражается в следующем:

– единой государственной «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено содержание занятий по физическому, умственному, нрав­ственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей (в ней опреде­лены конкретные знания, умения и навыки, которые должны быть усвое­ны детьми на различных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо воспитывать);

– на протяжении всего дня, нередко более 10 часов, дети нахо­дятся под наблюдением квалифицированных специалистов (педагогов и медицинских работников), заботящихся о максимальном расширении дви­гательного режима;

– полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физи­ческого развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия;

– имеются благоприятные возможности для эффективного сочетания всех средств и форм направленного использования физической культуры;

– дети находятся в обществе сверстников, что способствует реше­нию важных воспитательных задач с опорой на все факторы формирова­ния личности (последнее имеет особое значение для воспитанников из малодетных семей).

Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью, как правило, восемь часов в неделю. Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и иных образовательных учреждениях.

С обучающимися в образовательных учреждениях, имеющих отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. В детских садах получили распространение следующие достаточно раз­нообразные формы физкультурных занятий с детьми:

– занятия физическими упражнениями в форме урока;

– занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения, физ­культминутки, прогулки, дни здоровья);

– физкультурные праздники;

– самостоятельные занятия детей.

Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физичес­кие упражнения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры, элементы танцев, пляски, которые также способствуют решению задач физического воспитания. В детском саду всем формам физкультур­ных занятий отведено определенное место в режиме дня. Они регламенти­руются требованиями, изложенными в программе, связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке со всеми воспитанниками. Очень важным и совершенно необходимым в работе с детьми дош­кольного возраста является обеспечение преемственности в содержании всего многообразия занятий.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в области образования, органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, а также дошкольные образователь­ные учреждения и их руководители:

– обеспечивают высокий уровень проведения еже­дневных учебных и внеучебных занятий в режиме учебного дня, создают условия для того, чтобы каждый обучающийся мог выполнять установленные спортивные нормативы и поддерживал свой организм в хорошем состоянии;

– во всех дошкольных и других образовательных учреждениях проводят на основе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье» многоразовые соревнования по циклам обучения, обеспечивают участие обу­чающихся в аналогичных ежегодных районных, городских, областных, краевых, республиканских спортивных соревнованиях;

– по итогам учебного года во всех дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального профессионального, средне­го профессионального и высшего профессионального образования каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, в выпу­скных классах (курсах) проводятся контрольные проверки.