15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
Самое мощное и популярное в наше время международное массовое физкультурно-оздоровительное движение, получившее название «Спорт для всех», начало активно развиваться в мире уже с середины 70-х гг. В 1975 г. была принята европейская хартия этого движения, наметившая программу его развития. «Спорт для всех» – это движение, направленное на реализацию олимпийских идеалов и демонстрирующее, что спорт – это право, принадлежащие всем людям и выходящее за рамки расовых и классовых различий. Это движение, целью которого является развитие здоровья, физического развития и благосостояния посредством осуществления спортивной деятельности, адаптируемой к людям любого возраста, обеих полов, различным социальным и экономическим условиям, какова бы ни была их местная и религиозная культура. «Спорт для всех» охватывает все виды спорта и направления спорта, за исключением элитного (Р. Джексон, 2005).
«Спорт для всех» – это общедоступные занятия оздоровительным бегом и ходьбой, аэробикой и атлетической гимнастикой, выезды за город, проведение простейших соревнований, разнообразные игры, туристские походы и экскурсии и другие виды двигательной активности с оздоровительной направленностью. Целевой установкой «Спорта для всех» стало «создание условий – мужчинам и женщинам, представителям всех возрастных групп – для поддержания физического и психического уровня развития, необходимого для жизни, а также защита человечества от вырождения».
В Европейской хартии движения «Спорт для всех» провозглашены основополагающие принципы: «право на участие в спортивной жизни», «гуманистическое и социокультурное развитие», «самозащита спорта от эксплуатации», «достаточность спортивных сооружений для рекреационных целей» и другие прогрессивные установки.
В разных странах это движение получило различные названия: в Центральной и Северной Европе, например, оно называется «Тримм» (что означает – быть всегда в тонусе, т.е. в хорошей форме). В Норвегии это движение носит название «Жизнь на свежем воздухе». В Австралии культивируется движение «Life. Be in it» (в переводе «Жизнь. Войди в нее»).
Триммерское движение имеет относительно четко регламентирующие ориентиры, программы профилированного внедрения средств кондиционной тренировки, спортивных занятий и активно-двигательных рекреативных игр (гимнастический, беговой, игровой тримм и др.), квалифицированно разработанные методические установки, внедряемые для самостоятельного использования различными контингентами населения, хорошо организованную систему массовых спортивных соревнований. Разработано мощное информационное обеспечение (в частности, посредством массы распространяемых листовок, плакатов, тематических печатных изданий для физкультурного самообразования).
Норвежская организация «Жизнь на свежем воздухе» (ФРИФО) так объясняет содержание занятий по своей программе: «Жизнь на свежем воздухе» – это активная деятельность человека на природе. Летом – ловля рыбы и прогулки по горам, осенью – охота и прогулки в лесу, зимой – ходьба на лыжах так часто, как только возможно. В Италии и США это движение получило название соответственно «Мы рассчитываем на вас» и «Физическая активность». В движении «Life. Be in it» превалируют малорегламентированные формы двигательной рекреации, необременительных упражнений и активного развлекательного отдыха.
Идею общедоступного спорта поддержали и в той или иной мере стремятся реализовать многие общественные и необщественные организации и течения, в том числе Международный олимпийский комитет, международные федерации по видам спорта, Международная федерация физического воспитания (FIEP), Международный совет по здоровью, физическому воспитанию, рекреации, спорту и танцам (ICHPER-SD), Международная ассоциация тримма и фитнеса (TAFISA) и др.
В 1983 г. в МОК создана постоянно действующая комиссия «Спорт для всех», популяризирующая идею, согласно которой на занятие спортом имеют право все люди, независимо от пола, расовой принадлежности, социального положения и т.д. Для многих руководителей международного и национального спорта явились неожиданными действия бывшего в то время президента МОК X.А. Самаранча, направленные на включение «спорта для всех» в сферу деятельности Международного олимпийского комитета. Однако за прошедшие годы рабочая группа внесла заметный вклад в популяризацию и распространение массового спорта, внедрение в сознание людей принципов здорового образа жизни.
В 1986 г. во Франкфурте-на-Майне под патронатом МОК прошел I конгресс «Спорт для всех» под девизом «Каждый имеет право на занятия спортом». В 1987 г. МОК решил ежегодно проводить 23 июня Олимпийский день – всемирный день бега.
В мае 1988 г. в Чехословакии состоялся II конгресс «Спорт для всех». Основными вопросами, обсуждавшимися на нем, были стратегия развития движения «Спорт для всех», его инфраструктура, программы разных стран, роль средств массовой информации. Выступая на этом конгрессе, президент МОК X.А. Самаранч отметил, что движение «Спорт для всех» прочно укрепило свои позиции в мире, и в этом не последняя роль принадлежит Международному олимпийскому комитету.
Лозунг «Спорт для всех» после того, как его начали распространять по всему миру под эгидой ЮНЕСКО, Международного олимпийского комитета и других авторитетных международных организаций, становится не менее популярным в мире, чем олимпийская идея нового времени.
С конца 80-х гг. СССР также стал участником международного движения «Спорт для всех». Например, в 1989 г. состоялись массовые соревнования 5 городов СССР с 5 городами Канады. От СССР участвовали 573 тыс. человек. На втором этапе, в феврале 1990 г., заочный спор проводился уже среди 11 городов СССР и 11 городов Канады. Эти физкультурно-оздоровительные соревнования в рамках движения «Спорт для всех» проводились с советской стороны Госкомспортом СССР, газетой «Известия» и Гостелерадио СССР, диапазон участников был от детей до пенсионеров.
Без преувеличения можно сказать, что занятия по программе ГТО в СССР по своим целям были формой двигательной активности с оздоровительной направленностью всех возрастных групп населения нашей страны, т.е. по содержанию соответствовали движению «Спорт для всех».
В 1990 г. профессором РГАФК В.И. Столяровым был разработан проект «СпАрт». Цель проекта – в рамках олимпийского движения содействовать практической реализации в современных условиях идей Кубертена о важности включения каждого человека в прекрасный мир спорта, о необходимости разностороннего, гармоничного развития молодежи, ее приверженности принципам «честной игры» и укрепления связи спорта с искусством. В движении «СпАрт» приняли участие тысячи школьников, молодых инвалидов, воспитанников ДЮСШ, студентов. Многочисленные игры, турниры, соревнования, начиная с 1991 г., проводились на новых принципах, направленных на приобщение детей и молодежи к миру спорта и искусства, принципам «честной игры», воспитание гуманизма. Это движение вышло за рамки России и стало международным. Так, в 1992 г. на базе российского детского центра «Орленок» были проведены (совместно с Министерством образования России и под патронажем Олимпийского комитета России) олимпийские соревнования школьников под названием Российские игры «СпАрт». В них приняли участие 1,5 тыс. школьников из различных регионов России, а также Украины, Узбекистана и США. Особенность этого олимпийского турнира состояла в том, что самим соревнованиям и конкурсам предшествовала работа своеобразной «школы», где школьники могли повысить свои знания, умения и навыки в области искусства и спорта, олимпизма.
Сегодня движение «Спорт для всех» все теснее связывается с задачами здравоохранения и продления активного долголетия, профилактики и даже лечения разных заболеваний. Во многих лабораториях мира убедительно показана высокая роль двигательной активности в борьбе с сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями, болезнями обмена веществ и даже онкологическими заболеваниями. Это теснейшим образом связывает «спорт для всех» с задачами медицины, практического здравоохранения, с планированием образа жизни людей, с интересами различных сфер деятельности в рациональном использовании трудовых ресурсов.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением