Глава 15
МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В ОБЛАСТИ МАССОВОГО СПОРТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
15.1. Формирование организационных структур массового спорта
и оздоровительной физической культуры
На протяжении многих десятилетий складывалось представление о том, что массовый спорт и спорт высших достижений являются единой сферой человеческой деятельности. Этому во многом способствовали и воззрения Пьера де Кубертена. Он заявлял, что « … если 100 человек занимаются физическими упражнениями, 50 из них должны заниматься спортом. Из этих 50 – 20 должны специализироваться в одной из спортивных дисциплин. Из этих 20 – 5 должны достичь выдающихся спортивных результатов». Именно это его высказывание многие исследователи приводят как доказательство связи массового спорта и спорта высших достижений.
Ещё в 1919 г. Пьер де Кубертен выдвинул девиз «Мы должны достичь массовости» в качестве одного из направлений деятельности Международного олимпийского комитета. Однако этот девиз не получил поддержки, так как многие члены МОК не видели взаимосвязи олимпийского и массового спорта и не разделяли кубертеновского подхода к этому вопросу. Многие специалиста считали и считают, что основополагающие закономерности развития массового спорта и спорта высших достижений существенно отличаются.
Приоритет в становлении МСД в области массового спорта и оздоровительной физической культуры принадлежит преподавателям Стокгольмского центрального гимнастического института. Этому способствовало то, что этот институт до Второй мировой войны готовил преподавателей физической культуры для многих стран мира. Его начинание по объединению различных систем и направлений физического воспитания в единое движение сразу получило широкое международное распространение. По инициативе преподавателей этого вуза, начиная с I898 г., было решено проводить международные конференции (конгрессы) по физическому воспитанию.
На конгрессе в 1911 г. была создана международная организация «Международный институт по физическому воспитанию» (под словом «институт» имеется в виду «союз»). Целью этого союза было желание обособиться от спортивного направления, включающего в себя соревнования по различным видам спорта. Однако это объединение прекратило свое существование с началом Первой мировой войны.
После окончания войны на Брюссельском конгрессе в 1923 г. была создана Международная федерация физического воспитания и гимнастики (ФИЖЕ). Её целью было сплочение имевшихся союзов по физическому воспитанию, превращение во всеобщее достояние технических, педагогических, научно-методических результатов в области физического воспитания, распространение в мире шведской концепции в гимнастике. Организация спортивных соревнований и международных спортивных встреч не была поставлена в качестве особой задачи.
Наряду с этой организацией, П. де Кубертен, отойдя от руководства Международным олимпийским комитетом, в 1926 г. основал Международное бюро спортивного воспитания, которое предложило ряд спортивных реформ, включая разграничение физической активности, спортивного воспитания и спортивных соревнований, а также распространение тестов физической подготовленности – по примеру Швеции и Германии. Однако и эти идеи Кубертена не получили широкой поддержки спортивной общественности в разных странах.
В 1953 г. на конгресс ФИЖЕ в Стамбуле, кроме европейских стран, были приглашены и приняли в нем участие американские организации ритмической гимнастики, учреждения, занимающиеся вопросами лечебной физической культуры, специалисты физического воспитания из Центральной и Южной Америки, Азии, Африки. В соответствии с возросшими функциями и более широкой сферой деятельности федерации она изменила свое название и стала называться Международной федерацией физического воспитания (ФИЕП). С 1958 г. Эту организацию взяло под свое покровительство ЮНЕСКО, и в настоящее время она функционирует как Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС). Совет является международной организацией, объединяющей общественные и правительственные национальные руководящие органы по физической культуре и спорту, научно-исследовательские и учебные заведения, крупнейших ученых мира – специалистов в данной области. Этот орган призван также осуществлять общее руководство научными конгрессами и их тематикой. Советские организации вступили в СИЕПС в 1961 г.
Наряду с этим, активно развивалась и концепция единства массового спорта и спорта высших достижений, получившая признание и практическое воплощение в 30-50-х гг. в СССР и доказавшая свою результативность в крупнейших международных спортивных соревнованиях 50-х гг. Она нашла последователей в бывших социалистических государствах и в других странах мира. Этому способствовали и регулярные, начиная с 1960 г., телевизионные трансляции крупных международных соревнований и, прежде всего, Олимпийских игр, которые, как неоднократно отмечалось исследователями и комментаторами, дали стимул более быстрому развитию массового спортивного движения.
Вместе с тем, анализируя связь олимпийского и массового спорта, В.Н. Платонов и С.И. Гуськов (1994) считают необходимым выделить 2 аспекта. Первый аспект – влияние Олимпийских игр на активизацию массового развития олимпийских видов спорта, несомненно, имеет место. Второй аспект – зависимость уровня мастерства спортсменов и олимпийских успехов в том или ином виде спорта от его массовости не следует преувеличивать, ибо здесь, начиная с 70-х гг., уже мало действует принцип перехода количества в качество. Усилившаяся профессионализация спорта высших достижений способствует его обособлению от массового спортивного движения.
Несомненно, между этими направлениями развития спорта сохраняется определенная связь. Спорт высших достижений возрастает на основе массовой спортивной практики. В свою очередь, результаты спорта высших достижений являются существенным мотивационным стимулом для начала занятий спортом. Однако надо иметь в виду, что эта взаимосвязь опосредована рядом условий и потому проявляется главным образом в общих тенденциях развития спортивного движения, а не как прямая, непосредственная зависимость его различных сторон.
Ориентация занимающихся массовым спортом на достижение высоких спортивных результатов чревата немалым ущербом и для личности, и для общества. Это прежде всего связано с неоправданными затратами здоровья людей, не обладающих необходимым потенциалом для выдающихся спортивных результатов. Это также сопряжено с личным разочарованием, неоправданными тратами времени, сил, средств, отвлечением многих от иных социально важных сфер жизнедеятельности, где каждый может найти для себя дело, соответствующее его индивидуальным способностям.
Недопустимы и нарушения социально необходимых пропорций в пользу преимущественного развития отдельных направлений спортивного движения. К сожалению, такие искажения не редки. Они допускались в управлении развитием спорта и у нас в стране. Длительный период, начиная с форсированного выхода советских спортсменов на международную арену в 50-х гг. и вплоть до последних лет, фактически существовал явный крен в сторону спорта высших достижений в ущерб развитию массового спорта и оздоровительной физической культуры (односторонняя концентрация материальных ресурсов, финансов и лучших кадров в сфере спорта высших достижений, организационное пренебрежение нуждами массового спортивного движения). Требуется многое, чтобы выправить это положение, придав должный размах и качество общедоступному массовому спорту и оздоровительной физической культуре.
Оздоровительная физическая культура и массовый спорт должны развиваться в организационных структурах, принципиально отличающихся от систем подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Одно осознание этого делает необходимым рассмотрение вопроса о создании в различных странах в государственном масштабе специализированных организационных структур управления массовым спортом и спортом высших достижений.
- Предисловие
- 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта.
- 2. Организационная структура управления международным физкультурно-спортивным движением.
- 3. Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России.
- Часть 1
- Глава 1
- 1.2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства
- 1.3. Социальные функции физической культуры и спорта
- Социальные функции физической культуры
- Социальные функции спорта
- 1.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 2
- . Классификация видов спорта
- . Основные направления развития спортивного движения
- . Статус спортсмена, его права и обязанности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 3 общая характеристика системы спортивной подготовки
- . Определение системы спортивной подготовки
- . Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
- . Система тренировки
- 3.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
- . Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений
- 4.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов
- 4.3. Основные направления совершенствование системы тренировочной и соревновательной деятельности
- 4.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 5 менеджмент в сфере физической культуры и спорта
- 5.1. Определение понятия «менеджмент»
- 5.2. Виды и функции спортивного менеджмента
- 5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы по физической культуре и спорту
- 5.4. Организация деятельности и руководство спортивным коллективом
- 5.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- 6.2 Источники финансирования физкультурно-спортивных организаций
- 6.3 Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги
- 6.3. Бизнес-план физкультурно-спортивной организации
- 6.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 7 спонсорство в спорте
- 7.1. Определение спонсорской деятельности в спорте
- 7.2. Механизм осуществления спонсорской деятельности
- 7.3. Организация сотрудничества со спонсорами
- 7.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 8 спорт и средства массовой информации
- 8.1. Взаимосвязь спорта и средств массовой информации
- 8.2. Развитие отношений со сми
- 8.3. Морально-этические проблемы взаимодействия спорта и средств массовой информации
- 8.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 9 современные проблемы организации спорта высших достижений
- 9.1. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики
- 9.2. Проблемы, связанные с коммерциализацией и профессионализацией спорта
- 9.3. Проблемы, связанные с организацией «справедливой игры»
- 9.4. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий
- 9.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 проблемы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в россии
- 10.1. Специфические особенности и приоритеты в развитии массового физкультурно-спортивного движения
- 10.2. Основные причины существенного отставания в развитии массового физкультурно-спортивного движения в России
- 10.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
- 10.4. Проблемы формирования региональной политики по развитию физической культуры и массового спорта
- 10.5. Вопросы для самоконтроля
- Часть 2
- Глава 11
- 11.2. Национальные и международные спортивные объединения
- 11.3. Спортивные объединения универсальной и специальной направленности
- 11.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 12
- 12.2. Современные международные спортивные федерации и их объединения
- 12.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 международное олимпийское движение
- 13.1. Возрождение олимпийского движения
- 13.2. Международный олимпийский комитет
- 13.3. Структура международного олимпийского движения
- 13.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное спортивное движение по возрастной принадлежности
- 14.1. Международное студенческое спортивное движение
- 14.2. Международное юношеское спортивное движение
- 14.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 15
- 15.2. Развитие массового физкультурно-оздоровительного движения «Спорт для всех»
- 15.3. Типологическое местоположение движения «Спорт для всех» в структуре физкультурно-спортивного движения
- 15.4. Вопросы для самоконтроля
- Глава 16
- 16.2. Основные виды спорта и крупнейшие международные соревнования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 16.3. Вопросы для самоконтроля
- Часть 3
- Глава 17
- 17.2. Цели, задачи и формы регулирования законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта
- Конституция рф (ст. 41, 72, 76)
- Подзаконные акты
- 17.3. Характеристика Федерального закона «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области физической
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти,
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение в области физической культуры и спорта
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- 17.4. Трудовой договор и контрактные отношение в сфере физической культуры и спорта
- 17.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 18 структура управления физкультурно-спортивным движением в российской федерации на современном этапе
- 18.1. Формирование отечественной структуры управления физкультурно-спортивным движением
- 18.2. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России
- 18.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 19
- 19.2. Органы управления сферой физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации
- 19.3. Органы государственно-отраслевого управления физической культурой и спортом
- 19.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 20
- 20.2. Олимпийский комитет России
- 20.3. Общероссийские, региональные и местные спортивные федерации
- 20.4. Физкультурно-спортивные общества
- 20.5. Спортивные клубы
- 20.6. Организация спортивного движения инвалидов России
- 20.7. Вопросы для самоконтроля
- Глава 21 организация занятий физической культурой на местном уровне
- 21.1. Организация физического воспитания дошкольников
- 21.2. Организация физического воспитания детей школьного возраста
- 21.3. Физическая культура в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования
- 21.4. Организация физического воспитания взрослых
- 21.5. Вопросы для самоконтроля
- Глава 22 современная система спортивных школ для подготовки спортивного резерва
- 22.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе
- 22.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов
- 22.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
- 22.4. Управление и самоуправление в спортивной школе
- 22.5. Совершенствование работы спортивных школ
- 22.6. Вопросы для самоконтроля
- Глава 23 критерии оценки работы тренеров спортивных школ
- 23.1. Основные подходы к оценке эффективности работы
- Детского тренера
- 23.2. Аттестация тренерских кадров, система оплаты их труда и материального стимулирования
- И результаты работы
- 23.3. Вопросы для самоконтроля
- Глава 24
- 24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления
- 24.3. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское образовательное пространство
- 24.4. Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Оглавление
- Часть 1. Современное состояние и основные тенденции развития физической культуры и спорта ……………………………….. 5
- Глава 1. Сущность и функции физической культуры и спорта ……… 6
- Глава 2. Классификационная структура и основные направления
- Глава 3. Общая характеристика системы спортивной подготовки … 37 3.1. Определение системы спортивной подготовки ……………… 37
- Глава 4. Современное состояние спорта высших достижений
- Глава 5. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ……. 64
- Глава 6. Финансовое обеспечение физкультурно-спортивной
- Глава 7. Спонсорство в спорте …………..................................................114
- Глава 8. Спорт и средства массовой информации …………………....129
- Глава 9. Современные проблемы организации
- Глава 10. Проблемы развития оздоровительной
- Глава 16. Международное спортивное движение лиц
- Часть 3. Организационная структура управления
- Глава 17. Правовые основы управления
- Глава 18. Структура управления физкультурно-спортивным
- Глава 19. Структура и функции государственных организаций в управлении физической культурой
- Глава 20. Структура и функции общественных организаций
- Глава 21. Организация занятий физической культурой
- Глава 22. Современная система спортивных школ
- Глава 23. Критерии оценки работы тренеров
- Глава 24. Система подготовки кадров в сфере
- Фискалов в.Д., зубарев ю.А., черкашин в.П. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением